«Так что двигайтесь, друзья, никогда не останавливайтесь!»
Студенты факультета менеджмента ВШЭ считают Екатерину Иванову, доцента кафедры предпринимательского права ВШЭ, одним из лучших лекторов и преподавателей семинарских занятий 2012 года. В интервью, подготовленном для портала студентом Вышки Матвеем Кармаковым, она рассказывает о «чемоданчике инструментов», которым должен обладать каждый юрист, о том, каким должен быть «правильный» преподаватель, и другом.
— Как вы узнали о том, что студенты факультета менеджмента выбрали вас лучшим преподавателем ВШЭ 2012 года — как лектора и «семинариста»? И что вы почувствовали в этот момент?
— Я узнала об этом только из вашего письма, когда вы предложили встретиться для интервью. Очень приятно и главное — неожиданно. То что, студенты любят и ценят — это я уже поняла, потому как довольно часто после окончания курса обучения пишут или подходят ко мне с вопросом, не буду ли я вести у них еще что-нибудь, что им очень бы хотелось. И также наблюдается высокая посещаемость лекций при крайне редких перекличках. Что конечно всегда приятно!
— То есть вы не отмечаете посещаемость студентов на лекции?
— Часто просто не успеваю, потому как нужно дать большой объем информации.
— Вы преподаете на факультете менеджмента следующие предметы: «правоведение и правовая среда бизнеса» и «корпоративное право». В чем заключается трудность преподавания «менеджерам»?
— Для «менеджеров» сложен предмет права. Времени отведено мало. Им практически надо дать общий курс теории государства и права, гражданского права, предпринимательского права — и все это за семестр, то есть всего за два модуля.
— И как вы успеваете?
— О, я очень быстро говорю!
— А успевают ли студенты за вашей скоростью?
— Во-первых, большинство студентов сейчас пишут лекции на диктофоны. Во-вторых, я стараюсь давать больше примеров на лекциях, а на семинарах проводить правовые игры. Для чего? Чтобы студенты понимали, как тот или иной теоретический механизм применяется в нашей обычной человеческой жизни. В голове не должно быть какой-то «висящей в воздухе конструкции».
А еще важно иллюстрировать знания картинками. Знаете, все можно выучить, «записать» на так называемую короткую память, а затем — через день после сдачи зачета забыть. Так обычно и бывает. Но если у вас в памяти есть картинка, именно картинка, то связанные с ней знания запомнятся на всю жизнь. Я увлекалась психологией (в нашей профессии это совсем не лишние знания), и специалисты в этой сфере называют это работой на ассоциациях.
— Какими способами и методами вы заинтересовываете студентов в своем предмете, чем вдохновляете на изучение?
— На самом деле все очень просто. Как обычно рассматриваются примеры? Некто пошел в магазин, купил картошку — вот, дорогие студенты, это и есть договор розничной купли-продажи. Но такой пример неинтересен. Мы же на занятиях рассматриваем не просто ситуации, а связанные с ними риски. Я объясняю, как одну и ту же ситуацию можно с помощью правовых средств «повернуть» в одну или в другую сторону, к пользе того или другого участника сделки. Всегда говорю студентам при разборе примеров: «Вы должны не только знать право, но и уметь им пользоваться». Хозяйственные отношения — это автомобиль, за рулем которого вы находитесь. И от вашего умения им управлять зависит не только его траектория движения, но и скорость, и безопасность. И вот тут вам необходимо право. Мы на занятиях всегда подбираем решения для конкретных ситуаций и стараемся рассматривать их с точки зрения обеспечения интересов каждой стороны. То есть сначала разбираем конкретную (как правило, сложную, «многоходовую» проблему) со стороны, например, кредитора, а потом — со стороны должника. И в обоих случаях защитить их интересы нужно максимально эффективно. Такая работа дает, кроме прочего, студентам навыки «просчитывания» возможных ходов оппонента. Право — это набор инструментов, как у медика: открываем чемоданчик и, смотря, что у пациента болит, мы достаем соответствующий препарат или инструмент. Обычно ребята сильно удивляются тому, что практически из любой ситуации можно найти множество совершенно различных выходов. Соответственно, чем больше у вас этот чемодан, тем больше вариантов вы сможете предложить хозяйствующему субъекту для решения его проблемы.
— Какими навыками должен обладать юрист, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда после выпуска из вуза?
— Раньше в образовательных стандартах присутствовала формулировка: «знания-умения-навыки». Знания — это теория, умения и навыки — прикладной аспект. Навыки — это то, что вырабатывается у человека в процессе какой-либо относительно регулярной практической деятельности. Сейчас это называется компетенциями. Очень важно попытаться донести до студента опыт «предыдущих поколений», например, через судебную практику. Для юристов это обязательно. Что касается менеджеров, то им требуются иллюстрации, живые примеры (конкретные ситуации, реальные стороны сделок, примененный инструментарий и итоговое решение суда, а также варианты, при которых можно было бы получить иной результат).
В рамках семинарских занятий с помощью такой формы работы, как правовые игры — имитации судебных разбирательств, переговоров, медиации, я стараюсь выработать у студентов практические навыки. Например, группа разделяется на две команды, каждая команда задает другой реальную жизненную задачу — ситуацию, — для решения которой требуется и хорошее ориентирование в законодательстве (пользоваться на играх можно абсолютно всем), и аналитические способности. Далее каждая команда готовит свое правовое решение, а оппоненты его оценивают. Такие формы обучения вызывают спортивный интерес, возникает драйв состязания, и сна на таком семинаре не бывает.
— Помимо знаний, что дает Вышка студентам?
— У меня был интересный случай в «PricewaterhouseCoopers». Как-то раз после работы я ждала свою подругу. Она мне звонит и говорит: «Приходи, я больше не могу! Тут ваши вышкинцы». Оказывается, происходил отбор на стажировку. Не припомню, сколько было участников изначально, но достаточно большое количество. В комиссии заседали несколько российских и иностранных партнеров. Комиссия уставшая, так как у всех конкурсантов одинаковое задание, за окном ночь.
Выходит девушка из ВШЭ. Очевидно, что борьба идет на последнем туре среди сильнейших. Она начинает с основ проекта. Тут ее прерывает лондонский партнер и пытается задать ей вопрос по проекту. Девушка поворачивается к нему и говорит: «Я прошу прощения, но если вы мне позволите довести мою презентацию до конца, то вопросов у вас не останется». Комиссия встрепенулась, а девушка, воспользовавшись паузой, продолжила.
Еще через несколько минут другой партнер не выдержал и уже без предисловия начал задавать ей вопрос. В этот момент она резко захлопывает свою папку, видимо, случилось это непроизвольно, но от этого проснулась вся комиссия. А затем последовал такой ответ на вопрос: «Уважаемый, мистер..., я снова приношу вам свои извинения, но три минуты назад я вашему коллеге объясняла, что если вы дадите мне возможность довести мою презентацию до конца — вопросов у вас не будет». Закончив презентацию еще через некоторое время (к слову — почти не превысив отведенный ей регламентом интервал), она спросила: «Какие у комиссии есть ко мне вопросы?» Вопросов не последовало. Тогда она повернулась ко второму партнеру: «Я же вам говорила, когда я закончу, вопросов не будет». В итоге ее взяли на стажировку в числе еще пары претендентов.
Эта ситуация, на мой взгляд, как нельзя лучше иллюстрирует, что наш вуз прививает студентам целеустремленность, «бойцовские» качества, умение «держать удар» при любых условиях, даже в самых стрессовых ситуациях.
— Вы написали немало научных статей. Но еще вы — практикующий юрист. К кому вы себя относите — к практикам или теоретикам?
— В контексте Вышки одно без другого невозможно. У настоящего юриста должен быть твердый академический задел, но и хороший практический опыт. Ведь в действующем законодательстве еще достаточно пробелов. Поэтому если инструмент урегулирования ситуации отсутствует, его следует изобрести, скомпоновать самостоятельно. А этого в теории не найдешь, тут важна практика.
— На фоне постоянной занятости в качестве практикующего юриста, лектора и «семинариста» есть ли у вас свободное время?
— Нет. Вы знаете, на прошлой неделе у меня был день рождения, двумя днями ранее мне об этом сообщила подруга. На выходных будет день рождения моей мамы, об этом мне сообщила мама. Надо вот успеть купить подарок.
— Каково ваше представление о саморазвитии человека?
— Представьте эскалатор, который двигается вниз. Если вы не бежите по нему вверх, то вы неизбежно приедете вниз. Кто не двигается вперед, кто стоит на месте — тот отстает. Говорят, что человек, который постоянно находится в состоянии легкого стресса, сохраняет жизненный тонус, а когда человек расслабляется эмоционально — начинает стареть физически. Как писал Николай Заболоцкий — «не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь!». Постоянно двигаясь, вы набираете какую-то новую полезную информацию, которую вы выдаете потом другим людям, а когда вы останавливаетесь — у вас сужается круг общения, вы становитесь неинтересным как собеседник, как профессионал. Так что двигайтесь, друзья, и никогда не останавливайтесь, развивайтесь и стремитесь быть в курсе всего происходящего и изменяющегося!
Матвей Кармаков, студент 2 курса факультета права, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ рассказали о будущем искусственного интеллекта в судопроизводстве
Современные технологии меняют не только нашу повседневную жизнь, но и такие консервативные сферы, как судебная система. Сотрудники кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Михеева и Олег Шерстобоев проанализировали возможности и вызовы, связанные с внедрением ИИ в судебный процесс. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
В НИУ ВШЭ повысят квалификацию российских юристов из компаний, ведущих бизнес в Китае и Индии
На факультете права НИУ ВШЭ разработаны две новые уникальные программы повышения квалификации: «Введение в правовую систему Индии» и «Введение в правовую систему Китая». Их главная особенность в том, что в роли преподавателей выступят известные практикующие юристы из этих стран, а в роли партнеров — ведущие местные юридические вузы. Целевая аудитория программ — юристы российских компаний, ведущих экспортно-импортную внешнеэкономическую деятельность в Индии или Китае.
«Мы стали единственной командой от ВШЭ, которая смогла завоевать первое место»
В ноябре состоялся заключительный этап Всероссийского юридического кейс-чемпионата MGIMO Law Championship. В номинации «Фармацевтическое право и интеллектуальная собственность» победила команда, в состав которой входили три студента факультета права ВШЭ — Иван Япрынцев, Иван Календарев и Екатерина Винтова.
Проверить право этикой: эксперты Вышки приняли участие в круглом столе в Госдуме
Суть теории гармоничного общественного благосостояния, смысл понятия справедливости, опасность институциональной ловушки — эти и другие темы обсуждали в ходе круглого стола «Справедливость и законотворчество» в Госдуме. В дискуссии приняли участие депутаты и ученые Высшей школы экономики и других вузов. Эксперты Вышки также рассказали о научном проекте по разработке автоматизированных способов оценки этичности.
Зашифрованные деньги
IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу НИУ ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. Сегодня — о том, в какие законы вписывается самоуправляемый рынок криптовалют.
Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции
В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.