• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Какой он был человек»

На вечер памяти пришли родные и близкие люди, коллеги - актеры, с которыми режиссер жил и работал на протяжении многих лет жизни. О работе с Гедрюсом поделились воспоминаниями: Анатолий Прохоров (художественный руководитель «Смешариков»), Ефим Шифрин, Анатолий Елизаров (мим), Тереза Дурова (руководитель Московского Театра Клоунады), Наталья Табачникова (директор Вячеслава Полунина в России) и многие другие

 Вечер пластического искусства, посвященный памяти Гедрюса Мацкявичюса

 

В этот день, 18 мая, создателю «Театра пластической драмы» Гедрюсу Мацкявичюсу исполнилось бы 64 года.

           На вечер памяти пришли родные и близкие люди, коллеги - актеры, с которыми режиссер жил и работал на протяжении многих лет жизни. О работе с Гедрюсом поделились воспоминаниями: Анатолий Прохоров (художественный руководитель «Смешариков»), Ефим Шифрин, Анатолий Елизаров (мим), Тереза Дурова (руководитель Московского Театра Клоунады), Наталья Табачникова (директор Вячеслава Полунина в России) и многие другие.

          Были показаны видеозаписи с репетиций и постановок, рассказано о наиболее известных спектаклях Гедрюса Мацкявичюса: «Преодоление», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Вьюга», «Одинокий волк», «Красный конь» и других. Актер Анатолий Бочаровзаметил, что в них проносится «искра между смыслом и эмоцией. Люди приходили на одни и те же спектакли Гедрюса десятки раз, чтобы увидеть его и замереть на всю жизнь».

Ольга Яковлева рассказала: «Он относился с огромным вниманием к русской культуре. Мацкявичюс – литовец по происхождению, обладал такой мощью и органическим пониманием русской культуры, которая была свойственна только русскому человеку».

Творческий поиск режиссера был безграничен. Соратники, шутя, вспоминают, что многие из спектаклей Мацкявичюса были «датскими» (созданные к какой-либо дате): «Преодоление» - к 500-летию Микеланджело, «Вьюга» (по «Балаганчику» и «Двенадцати» Блока) – к 60-летию октябрьского, 1917 года, переворота. Хотя Гедрюс, кажется, никогда не стремился к этому.

Вспомнили, как когда только начинали постановку сцены скача из «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты», он говорил своим актерам: «нужно стать конем и всадником одновременно» - и они старались, хотя и необходимо было выполнять одно и тоже движение по 500 и более раз. Он создавал прекрасные условия для работы и твердил, что необходимо следовать своему подсознанию, открывая каждого человека в труппе - в этом проявлялся весь его талант как педагога. Недаром его ученики, помимо пантомимы, изучали курсы скульптуры, пения, танцев и др.

Сын Гедрюса, Эрнест Мацкявичюс (известный телекомментатор), представил книгу «Преодоление», названную в честь первого спектакля отца, которая поступит в продажу в конце мая.

В книге режиссерские – размышления о пластическом искусстве самого Гедрюса, впервые в театральной литературе, причины распада «Театра пластической драмы» и свои чувства обо всем этом.

Спустя много лет, он перечитал эти строки с новым взглядом, но все же решил оставить как есть: «Это уже история, история чувств». Некоторые главы в книге написал сын, затронув его отношения с отцом, изменяющиеся на протяжении всей жизни. Эта книга является воплощением пластической драмы, но только уже на бумаге.

В заключение вечера, после всех теплых слов благодарности и признательности, на экране представили, раннюю видеозапись знаменитого скача из спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». На сцену вышли все актеры «Театра пластической драмы» и организаторы вечера, и вдруг… повзрослевшие на 30 лет актеры слились в едином движении-ритме с теми, кто был на экране, т.е. с самими собой только ещё молодыми.

Зрители, которых такой подарок застал врасплох, взорвали зал своими овациями, которые не прекращались долгое время.

 Потом, все, еще очень долго не расходились, говорили, вспоминали, о великом режиссере и человеке, Гедрюсе Мацкявичюсе …

 

Итогом всему появилось предложение провести в Культурном центре цикл встреч-показов, его видео-версий спектаклей, с последующим обсуждением между актерами, театральными критиками и зрителями нашего университета.

Автор статьи: Анна Сунцова

Фотографии: Илья Черненко