Какие проекты участвуют (и побеждают) в конкурсах образовательных инноваций НИУ ВШЭ?
11 апреля состоялась открытая встреча сотрудников университета с победителями конкурсных программ Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ в рамках методического семинара "Делимся педагогическим опытом/Sharing Good Practices". Встреча была посвящена оригинальным образовательным методикам.
11 апреля состоялась открытая встреча сотрудников университета с победителями конкурсных программ Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ в рамках методического семинара "Делимся педагогическим опытом/Sharing Good Practices". Встреча была посвящена оригинальным образовательным методикам. Её задача состояла в том, чтобы продемонстрировать участникам весь спектр заявок на реализацию таких методик, которые поддерживаются ФОИ.
На встрече разработчики проектов, победивших в конкурсах программы ФОИ, делились с коллегами опытом создания и внедрения в учебный процесс оригинальных образовательных методик. Так, на встрече были представлены такие методики, как проведение летних школ, применение Интернет-технологий и инновационных методов в образовании.
Встречу открыл доклад С. А. Медведева, посвящённый методике организации выездных междисциплинарных образовательных студенческих школ в рамках проекта «Escapes from Modernity». Этот проект ориентирован на то, чтобы некоторым образом оптимизировать образовательный процесс, вынести его за стены учебной аудитории. Проект подразумевает интерактивную модель обучения, которая предлагает новый формат общения преподавателя или эксперта со студентами вместо старого, когда кто-то один в аудитории что-то рассказывает, а все сидят и его слушают. В рамках школы студенты разбиваются на группы и самостоятельно работают над своими проектами на общую тему. Кроме этого, также проводятся ридинг-семинары, семинары с просмотром фильмов и т.д. Немаловажную роль при проведении школ играет и обстановка. Так, логично обсуждать вопросы, связанные с экологией, находясь на природе в Лапландии, или вопросы, связанные с технологией, – в Германии.
В рамках проекта ежегодно в августе совместно с Александровским институтом Хельсинкского университета проводится летняя школа в Лапландии, в рамках который проводятся образовательные мероприятия, посвящённые анализу влияния экологических факторов на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь современных обществ. Также теме влияния технологических изменений на жизнь современных обществ посвящены зимние школы, проходящие в Гармиш-Партенкирхене (Германия). В мае 2011 года прошла весенняя школа в Барселоне на тему: «Город и общество в постфордистскую эпоху». Наконец, в июне 2011 и феврале 2012 года совместно с Тартуским университетом были проведены школы на тему: «Трансформации современной государственности: суверенитет, память и демократия».
Вторая методика была представлена Т.А. Кузьминой. Она подразумевает проведение смешанного онлайн курса «Blended Learning» с элементами мобильного обучения «Mobile Learning», развивающего навыки академического английского языка у студентов начальных и старших курсов бакалавриата. Её цель состоит в развитии навыков академического английского языка в формате IELTS. Курс подразумевает взаимосвязанное обучение четырём языковым навыкам: чтению, аудированию, письму и говорению. В результате применения этой методики, студенты получают необходимые возможности и инструменты для самостоятельной работы над развитием произносительных навыков, самоконтроля и обмена информацией.
Последний представленный проект был посвящён методике преподавания: «Becoming a critical reader». Его представила О.А. Иванова. Суть этой методики состоит в проведении курса развития навыков критического чтения. Дело в том, что студент первоначально получает базовую информацию, буквально вычитывая её из разного рода источников. При этом очень часто он не понимает, как найти необходимую информацию, что нужно сделать с этой информацией, как её читать. Поэтому и возникла идея о том, чтобы создать курс удалённого обучения (на базе технологии Вики) для самостоятельной работы. В рамках этого курса организаторы решили сориентировать студентов по трём вопросам: что читать, как читать и для чего читать. Студентам рассказывают о том, что такое критическое чтение, как работать с ресурсами, как их отбирать, как оценивать их академичность, каким образом оформлять на них ссылки, как работать с литературой, как делать конспекты прочитанного и т.п. Таким образом, данная методика мотивировала студентов на проведение дополнительных внеаудиторных занятий, позволила создать единое информационное пространство по обмену полезной информацией, и предоставила студентам дополнительную практику английского языка.
После докладов между участниками развернулась определённая дискуссия, связанная с правилами подачи заявок на конкурс, а также с тем, какой образовательный подход считать «оригинальным». В этой связи, была высказана точка зрения о том, что оригинальность, прежде всего, подразумевает оригинальность мышления преподавателя, который готов привнести в аудиторию и дать студентам всё, что он знает и чем интересуется.
В завершении встречи выступила О.Э. Черненко, исполнительный директор ФОИ. Она рассказала обо всех конкурсных программах Фонда и ответила на все вопросы, связанные с участием в них.
Все победившие проекты (и материалы к ним) можно найти на сайте программы ФОИ.