ПРОЕКТЫ Университет как корпорация: эволюция институциональных характеристик в XIX-XXI вв. (ЦФИ, НИУ ВШЭ, 2011) Руководитель проекта: д. и. н. Е. А. Вишленкова
Цель проекта состоит в выявлении механизмов группообразования внутри интеллектуальной элиты России и форм университетской корпоративности.
Задачи исследования
1. обнаружить коррективы, внесенные в западные способы формирования университетских сообществ, в политических и культурных условиях Российской империи, Советского Союза и постсоветской России;
2. проследить изменения в университетских стратификациях, порожденные «внешними» обстоятельствами (политическая конъюнктура, законодательство, дефицит кадров и пр.);
3. изучить идеи и воображаемые миры, влияющие на «внутреннее» структурирование социального пространства российского университета (национальные идеи, дисциплинарные границы, представления о научности, политические предпочтения, родственные связи и пр.)
Нас интересует, как происходило складывание кафедр вокруг активных профессоров, формирование научных школ, именных семинаров, профессорских домашних салонов, образование частных клиник при университетах, университетских династий, в также университетских «партий» и групп интересов. В ходе проекта прослеживается, как менялась иерархия официально установленных научных степеней и званий. Объектом изучения станут не только институциональные, но и девиантные формы группности.
В ходе исследования планируется выявить «скрепы» университетской корпорации: праздники, ритуалы инаугурации, эмблемы и знаки принадлежности, язык университетского самоописания, риторику просветительских выступлений, культуру академических коммемораций.
В комплексе данное исследование позволит подвергнуть критической рефлексии ключевое для российской университетской традиции понятие – «университетская автономия» (определить ее реально-историческое наполнение, семантические пределы, прагматику использования).
Публикации по теме проекта:
-
Монографии
Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 630 с.
Интеллектуальная культура и ученые сообщества Европы в Новое время / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2011. [Диалог со временем. Вып. 36]. 432 с.
Университет и город в России в начале ХХ века / Ред. Т. Маурер, А. Дмитриев. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань, 2005.
-
Статьи и препринты
Vishlenkova, Elena. University deloproizvodstvo (clerical work) as a cultural practice and institution (Russia, first half of the 19th century) // “Humanities” (WP BRP 03/Hum/2012) National Research University Higher School of Economics. 2012.— 29 pp.
Вишленкова Е.А., Ильина К.А. «Воспроизводство себе подобных» в российских университетах первой половины XIX века. Препринт ГУ-ВШЭ WP6/2011/04.. Гуманитарные исследования. Серия WP6. М., 2011. 56 с.
Вишленкова Е.А. «Выполняя врачебные обязанности, я постиг дух народный»: самосознание врача как просветителя российского государства (первая половина XIX века) // Ab Imperio. 2011, № 2. С.47-82.
Вишленкова Е.А. Мемориальная культура российского университета XIX века // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 81-94.
Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х. Профессора и бюрократы: парадоксы университетской автономии в России первой половины XIX века. WP6/2011/01. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2011. – 72 с.
Вишленкова Е.А. Темпоральность и восприятие времени в российском университете XIX века (Часть 1)// Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое издание. 2011 1(3).
Запорожец О.А. Университет как корпорация: интеллектуальная картография исследовательских подходов // “Гуманитарные исследования» (ИГИТИ НИУ Высшая школа экономики). 2011. Вып.6 (56). – 46 с.
Савельева И. М. "Уроки Истории" ученой корпорации // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 63-80.
Свешников А.В., Степанов Б.Е. Как Карсавин не "вышел в классики". К вопросу о характере и контекстах механизма классикализации в постсоветской историографии // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 193-204.
Степанов Б.Е. Коммуникативное измерение науки в преподавании академического письма // Высшее образование в России. 2011. No.7. С.119-123.
Файер В.В. «Слава богу, моя диссертация оказалась неудачной...». Особенности воспоминания в небольшой научной корпорации // Мир историка. Историографический сборник / под ред. В.П. Корзун, С.П. Бычкова. Омск: ОмГУ, 2011. Вып.7. С. 140-154.
Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Настоящее совершенное время Андрея Полетаева // Новое литературное обозрение. 2010, №6 (106). С.182-190.
Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Удобное прошлое для одной корпорации: постсоветские университеты в поисках классического статуса // Труды «Русской антропологической школы». Вып.7. М., 2010. С.381-396
Вишленкова Е.А. «Безвинно оплеванный профессор», или характер университетской корпоративности в России первой половины XIX века // Мир историка. Омск, 2010. Вып.6. С.233-256.
Вишленкова Е.А. Всё здесь делается намеренно медленно…»: категории времени в университетской культуре XIX века // История и историческая память: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. Вып. 2. С.109–132.
Dmitriev A. Langue ukrainienne et projet de science nationale: les étapes d'une légitimation académique (én des années 1880, début des années 1920) // Cacophonies d'empire. Le gouvernement des langues dans l'Empire russe et en Union soviétique / Juliette Cadiot, Dominique Arel et Larissa Zakharova (Eds.) Paris: CNRS Editions, 2010. Р. 85—110.
Иванова Ю. В. Гуманистическая традиция на рубеже веков // История литературы Италии. Т. II. Возрождение. Кн. 2. Чинквеченто / Отв. ред. М. Л. Андреев. Москва: Изд-во ИМЛИ РАН, 2010. C. 22-56.
Каменский А. Б. Интернационализация российского гуманитарного образования: возможности и препятствия // Гуманитарные чтения РГГУ – 2009. Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование. Сб. материалов. М., 2010. С.273-282.
Репина Л.П. Интеллектуальные традиции: общие проблемы // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков / Под ред. М.С. Петровой, Л.П. Репиной. М.: «Кругъ», 2010. С. 5-11.
Степанов Б.Е. Историческая периодика и проблема профессиональной саморефлексии // История: электронный научно-образовательный журнал. 2010. Вып.1: Историческая наука в современной России [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://mes.igh.ru/magazine/content/istoricheskaya_periodika.htm
Вишленкова Е. А. Между «Западом» и «Востоком»: культурно-пространственные ориентации российского университета // «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII – начала XIX в. М., 2009. С. 83–100.
Вишленкова Е. А. Университетский человек и время // Образование и просвещение в губернской Казани. Вып. 2. Казань, 2009. С. 24–52.
Дмитриев А. Н. По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900–1917 годы) // Университет и город в России в начале ХХ века / Ред. Т. Маурер, А. Дмитриев. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 105–204.
Vishlenkova E. A., Malysheva S. Yu. Universität als Wissenschaftseinrichtung und als Form der Gedachtnisorganisation // «Jahrbuch für Universitätsgeschichte». 2008. Bd. 11. S. 155–182.
Дмитриев А. Н. Бремя автономии (революция, интеллигенция и высшая школа, 1905–2005) // «Неприкосновенный запас». 2005. № 6. С. 90–95.