• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Программа DBA: впервые в Вышке!"

Интервью с деканом Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ С.Р. Филоновичем

 

Программа DBA: впервые в Вышке!

В Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ начались занятия по программе DBA — Doctor of Business Administration. Рассказывает декан Высшей школы менеджмента, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Филонович.

— Сергей Ростиславович, Ваша школа существует уже восьмой год. Почему программу DBA открыли только сейчас?

— Потому что для подготовки столь серьезного проекта потребовалось много времени. Честно говоря, мы разработали первую версию программы еще три года назад, но потом поняли, что по структуре она немногим отличается от обычной студенческой программы. Для тех, кто хочет получить степень DBA, нужна другая организация учебного процесса.

— Какая именно?

— В основе программы лежит не дисциплинарный принцип, а проблемный. Она состоит не из набора курсов, которые слушатели осваивают за отведенное время, а из семи модулей, на каждом из которых рассматриваются различные аспекты той или иной проблемы. Продолжительность каждого модуля - шесть дней, то есть контактных часов очень мало. В основном приходится работать самостоятельно.

— Кто обучает слушателей?

— Основной состав - пять профессоров ГУ-ВШЭ. Например, тема первого модуля — "Жизненные циклы". Я читаю вводную лекцию, Геннадий Константинов рассказывает о стратегии на разных этапах развития фирмы, Игорь Липсиц* — о жизненном цикле продукта, Ирина Ивашковская — о развитии финансов организации, Николай Берзон — о макроэкономических циклах. Еще один наш коллега — проректор Государственного университета управления Владимир Годин, регулярно читающий лекции в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ - в одном из модулей будет рассказывать о информационном менеджменте. Кроме того, на модулях будут читаться обзорные лекции. Так, в первом модуле о макроэкономических трендах рассказывал известный российский экономист Л.М. Григорьев.

— Какие еще модули должны изучить слушатели DBA?

— Их полный перечень можно найти на сайте Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, в разделе DBA (http://mba.hse.ru/info/programs/dba/). Все обычно удивляются названию седьмого модуля: "Будущее".

Обычно люди пытаются прогнозировать будущее - догадаться, что их ждет впереди. Но прогнозирование обычно основано на трендах, которые обычно оказываются недолговечными. В XIX веке Томас Роберт Мальтус говорил об угрозе перенаселения, но сегодня ясно, что она была ложной. Поэтому мы считаем, что гораздо эффективнее моделировать будущее, в котором Вы хотите жить, а потом, мысленно оказавшись в этом будущем, смотреть на настоящее и решать, что можно сделать для достижения этого самого будущего.

— Может быть, такие проблемы нужно изучать на факультете философии, а не в бизнес-школе?

— Мы не философы, а люди сугубо прагматические. Мы сами именно так планируем свое будущее.

Например, наши слушатели отвечают на вопрос, каким будет человек через 15 лет? Каковы его конкурентные преимущества перед другими людьми? Какой будет организация через 15 лет? Какими будут ее финансы? Как будет строиться маркетинговая стратегия? Ведь в современном бизнесе расширяются финансовые инструменты, а у потребителя появляются новые формы поведения. Все это имеет непосредственное отношение к будущему, и наши слушатели должны быть к этому готовы.

— В Вашей бизнес-школе есть и другие программы - МВА (мастер делового администрирования), рассчитанная на руководителей разных уровней, и Executive МВА, предназначенная для топ-менеджеров. В чем же отличия DBA от этих программ?

— В том, что DBA должна научить людей не получать знания, а в определенной степени их производить. Через два года наши слушатели будут смотреть на бизнес по-другому: научатся видеть определенные закономерности, рассматривать действия конкретных предпринимателей или компаний как часть некой стратегии. Они научатся глубже анализировать свою работу и работу своих компаний. Вообще смысл DBA в том, чтобы обобщать личный и чужой опыт с помощью современных моделей менеджмента до такого уровня, когда результаты становятся интересными для многих людей.

— А без DBA обобщить опыт не удается?

— Любой бизнесмен, не обучавшийся по программе DBA, может написать кейс о том, как он создал компанию и сделал ее успешной. Но, по большому счету, такой классический кейс мало кому интересен. Ведь чаще всего его невозможно повторить, поскольку всякая успешная компания уникальна. И вот здесь необходимо обобщение.

Например, выявляются закономерности, свойственные для организации в период ее роста. Прочитав об этих закономерностях, человек, заново создающий бизнес, понимает, с какими проблемами он может столкнуться. Эти проблемы являются фундаментальными, то есть они связаны не с его личностью и не с особенностями его сотрудников, а вообще с бизнесом. С ними сталкиваются все.

— В чем заключается самостоятельная работа между модулями?

— Слушатели получают досье по каждому модулю. Его составляют ассистенты, которые есть у каждого ведущего профессора. Ассистенты собирают литературу по теме модуля, используя электронные базы данных. Хотя занятия проходят на русском языке, англоязычные материалы даются без перевода. То есть слушатель должен или свободно читать по-английски, или нанимать переводчика. Знания языка на входе мы не проверяли. Если человек готов платит за обучение 30 тыс. евро за два года, вряд ли он захочет себя обманывать.

Предполагается, что по итогам каждого модуля слушатели должны изучить эти материалы и написать работу на 20-30 страниц, ответив на поставленные нами вопросы. Например, по первому модулю "Жизненные циклы" мы задаем 13 вопросов, касающихся экономических циклов, жизни организации, жизни продукта и проч. Отвечая на эти вопросы, слушатели обращаются к опыту собственных компаний, а потом докладывают результаты своего исследования на семинаре.

— Почему слушатели должны писать работу после каждого модуля, а не диссертацию по итогам программы?

— На самом деле, все семь работ - это и есть диссертация. Если эти работы выполнены, их нетрудно объединить. А вот если бы мы предложили нашим слушателям написать диссертацию по итогам программы, это сделали бы далеко не все. Они же руководители крупных компаний, то есть очень занятые люди, и найти для этого свободное время им довольно трудно.

— Зачем они учатся по программе DBA?

— Раньше я думал, что это просто престижно. Однако среди девятнадцати человек, которых мы набрали, вряд ли есть те, кто пришел учиться только по соображениям престижа. Очевидно, причины другие: люди хотят продолжать образование, совершенствоваться как руководители.

— Где они учились до прихода в Вышку?

— Семнадцать слушателей - это выпускники программ МВА или ЕМВА Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. Поскольку мы не хотим заниматься продажей дипломов, было принято решение, что костяк слушателей должны составить люди, с которыми мы уже работали и в которых уверены.

Еще двоих — в качестве исключения — мы взяли со стороны. Провели с ними собеседование и поняли, что они не собираются покупать диплом и действительно хотят учиться.

— Были какие-то формальные требования к кандидатам при поступлении?

— Зачем это нужно? Мы и так их знаем. Они собственники компаний или топ-менеджеры. Большинство из них, конечно, были нашими лучшими слушателями. Это наш актив, члены нашей интеллектуальной "тусовки", постоянные участники семинаров и других мероприятий, которые проводит Высшая школа менеджмента. Например, несколько слушателей участвуют в нашем семинаре под названием БРИК: Бразилия — Россия — Индия — Китай (он посвящен этим четырем странам, которые - согласно одному из прогнозов — будут определять экономический пейзаж мира в 2050 году).

— Как оценили Вашу программу в образовательном сообществе?

— Мы получили рецензию Аллы Георгиевны Грязновой — президента Финансовой академии при Правительстве России, члена президиума ВАКа. Она, например, была приятно удивлена, что, реализуя программу DBA, мы не ставим целью сделать из наших слушателей кандидатов наук. Ведь сегодня представители бизнеса пытаются защищать кандидатские и докторские диссертации, описывая свой опыт. Кто-то делает это хуже, кто-то лучше, но к научным исследованиям такие работы не имеют отношения. Даже на Западе DBA нередко представляют собой "кальку" программ Ph.D., хотя методология ученых кардинально отличается от методологии бизнесменов. Наша DBA — не исследование, а именно обобщение опыта. Здесь нет гипотез и научных методов.

— Не захотят ли выпускники DBA поучиться еще по какой-нибудь программе более высокого уровня?

— Для нас важно другое. Я надеюсь, через какое-то время мы сможем привлекать выпускников программы к преподавательской работе. Обладая большим опытом ведения бизнеса, они будут разбираться в современных экономических моделях, прочитают много серьезной литературы. Для них преподавание будет интеллектуальным вызовом. Ведь сегодня очень немногие бизнесмены могут и хотят преподавать: дальше мастер-классов, как правило, дело не идет, а прочитать 40-часовой курс может, в лучшем случае, один человек из ста.

— Все ли Ваши слушатели сумеют продержаться два года?

— Не исключаю, что несколько человек уйдут. У людей многое в жизни меняется, и в это нет ничего удивительного.

— Каков статус диплома, который получат выпускники?

— Они получат диплом ГУ-ВШЭ, который не является дипломом государственного образца. Точно так же негосударственный диплом ГУ-ВШЭ получают выпускники нашей программы EMBA.

— В 1999 году вместе с коллегами из других бизнес-школ Вам удалось добиться, чтобы Министерство образования РФ разрешило выдавать выпускникам программ МВА дипломы государственного образца. Вы собираетесь добиваться того же для программ ЕМВА и DBA?

— Не только не собираюсь, но и считаю это вредным. Действительно, в конце 90-х годов я делал все возможное, чтобы институализировать МВА, но по программам ЕМВА и DBA государственные требования не нужны. В этих случаях есть смысл выдавать дипломы конкретных университетов, как это делается во всем мире. Признание дипломов в деловой и образовательной среде будет зависеть только от имени университета и качества программ.

Беседовал Борис Старцев

* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.