• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Высшее образование и образовательные исследования в США: что мы можем перенять?"

Интервью с зав. Лабораторией "Институциональный анализ экономических реформ" М.М. Юдкевич

 

11 по 26 апреля делегация Высшей школы экономики во главе с ректором Ярославом Кузьминовым побывала в США. В составе делегации были заведующая научно-учебной лабораторией "Институциональный анализ экономических реформ" Мария Юдкевич, младший научный сотрудник этой лаборатории Григорий Андрущак, профессор Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров и координатор образовательных проектов московского представительства Всемирного банка Исаак Фрумин, который присоединился к коллегам в Бостоне 13 апреля. Впечатлениями от поездки поделилась Мария Юдкевич.

— Мария, зачем вы ездили в Америку?

— Целью нашей поездки было посещение ведущих американских университетов, в которых существуют исследовательские центры, занимающиеся проблемами образования. Мы планировали встретиться с коллегами в этих университетах, узнать об их исследованиях. Кроме того, и нам было что показать: в Вышке много проектов, связанных с формированием баз данных по российской образовательной системе, и на основе этих данных делаются интересные исследования.

— Программа была насыщенной?

— Поездка состояла из трех блоков. Неделю мы провели в Бостоне, затем на четыре дня прилетели в Чикаго, а потом перебрались на Восточное побережье. В Бостоне были в Гарвардском университете, в частности, в центре изучения проблем образования, в Массачусетском технологическом институте, а также в Бостон-колледже, а именно в Центре изучения проблем высшего образования, который считается одним из самых сильных и динамично развивающихся в стране. В Чикаго побывали в Чикагском университете и Северо-Западном университете, встречались с представителями фонда Спенсера, который занимается поддержкой проектов в области изучения образования. В Чикагском университете состоялась наша встреча с Нобелевским лауреатом Джеймсом Хекманом, получившим премию, в частности, за работы в области экономики образования. В Стенфорде мы общались с нашими коллегами Мартином Карноем, Ричардом Шавельсоном и другими, исследующими те же проблемы в сфере образования, что и мы. Провели несколько интересных встреч в Беркли и посетили однодневную конференцию по проблемам ранней интеграции студентов в академическую и образовательную среду.

— Вас принимали как официальную делегацию?

— Нет, встречи носили академический характер. Кстати, именно неформальная форма общения помогла нам подробно ознакомиться с университетской инфраструктурой именно с академических позиций.

Мы посмотрели, как решаются различные задачи в американских университетах. Интересно было все: и формы обучения студентов, и устройство кампусов, и организация библиотек, и механизмы поддержки летних исследовательских проектов. Это для нас важно, потому что Вышка развивается: мы строим новые библиотеки, общежития, вводим новые формы обучения.

— Что из того, что вы увидели в американских университетах, хотелось бы перенести в Вышку?

— Есть вещи, которые априори невозможно перенести. Например, огромный зеленый парк на территории кампуса в Беркли. Нам понравилось, как организовано общее пространство в МИТ. Между этажами нет перегородок, не давят потолки, в здании просторно и очень светло. Находясь на первом этаже, можно посмотреть на небо сквозь стеклянную крышу. При этом чувствуется, что экономили на пространстве рабочих мест и на отделке. Нет мрамора, нет дерева. Использованы недорогие материалы, но все аккуратно выкрашено или, наоборот, не выкрашено.

Мы отметили, что у каждого факультета своя библиотека. Это дает возможность студентам быстро получать необходимые книги. Также есть много маленьких исследовательских центров, в которых работают аспиранты — у них свои узконаправленные библиотеки, укомплектованные, в частности, уникальными изданиями.

Было важно посмотреть, что происходит в американских университетах. Это не значит, что мы станем делать "как у них", но с учетом их опыта — почему нет?

Поездка мне понравилась тем, что мы специально не встречались ни с кем, чтобы обсудить неакадемические вопросы. Скажем, общались с профессором, который занимается проблемами системы высшего образования, и, обсудив с ним исследовательские вещи, переходили на более широкие темы. Если бы мы приехали с вопросами, как у них все устроено, возможно, не получили бы столько информации и увидели бы другую сторону, гораздо более парадную и официальную. А так мы, например, не общались с теми, кто в американских университетах занимается организацией питания. Мы просто ходили в столовые и обедали там. Заодно смотрели, как устроена столовая для студентов, столовая для преподавателей.

— Лучше, чем у нас?

— По-другому.

— Какая из встреч была наиболее интересной?

— В Бостоне мы общались с директором Международного центра высшего образования Бостон-колледжа Филиппом Альтбахом. Он занимается сравнительными исследованиями различных систем высшего образования, обладает совершенно энциклопедическими знаниями. Его книги переведены на немецкий, японский, китайский, турецкий, испанский языки. Он человек-легенда. Его исследование об академической профессии и ее состоянии в 14 странах мира — от Кореи и Японии до Норвегии и России, до сих пор не имеет аналогов в мире — ни по масштабу, ни по количеству заложенных в нем идей и поднятых вопросов. Хотя Бостон-колледж на фоне Гарварда и МИТ считается не самым престижным учебным заведением, но в нем работает очень сильная группа по изучению высшего образования, которой и руководит Филипп Альтбах. Мы с большим интересом обсудили их магистерские программы. Выяснилось, что у нас довольно много схожих проблем. Альтбах заинтересовался журналом "Вопросы образования", который издается в Вышке.

— Что есть необычного в Бостон-колледже?

— К примеру, у нас нигде не учат на ректора, на председателя приемной комиссии, на специалиста, к которому можно прийти и спросить, как оформить заявку для получения гранта на обучение. В Бостон-колледже этим занимаются: есть специальные образовательные программы, предназначенные как для студентов, так и для людей, имеющих опыт работы. Мы побывали на одном таком занятии. Детально рассматривалась ситуация, когда к женщине, занимающейся подготовкой заявок на гранты, пришли студенты и стали задавать вопросы. Ребята вместе с преподавательницей обсуждали, насколько правильно сотрудница построила беседу со студентами.

— А на ректора кого учат?

— Ректоры — товар штучный. Программа подготовки топ-менеджеров для системы образования рассчитана на людей, имеющих большой опыт работы и претендующих на столь высокую должность.

— Какая из встреч в Чикаго вам запомнилась?

— В Чикаго мы встречались с Бартоном Вейсбродом. Он тоже человек-легенда, широкой аудитории известен своей книгой "Экономика некоммерческих организаций". Мы разговаривали с ним и с аспирантами факультета экономики, интересующимися проблемами образования.

Коллеги рассказали, как у них устроена аспирантура. Первый год, а то и два, аспиранты только учатся. У них очень плотная программа, примерно такая, как у нас в магистратуре. Отучившись, они сдают экзамены и лишь после этого идут работать (человек сначала должен отучиться, университет должен убедиться, что он приобрел определенные профессиональные навыки). А у нас аспиранты, как правило, совмещают учебу и трудовую деятельность. Вообще аспирантура в Америке — это такая же работа, как и любая другая. Практически немыслимо представить себе ситуацию, когда американский аспирант являлся бы в университет раз в год — для прохождения аттестации.

— Видели ли вы в американских университетах что-то похожее на то, что есть у нас? Например, есть ли у них лаборатории, подобные той, которую возглавляете вы?

— С одной стороны, то, как построена деятельность аспирантов и исследовательских команд, в которых они работают, очень похоже на нашу научно-учебную лабораторию. Это наличие комьюнити, регулярные научные семинары, на которых идет обсуждение общих проектов, вовлечение в среду новых студентов. Но есть по крайней мере два существенных отличия. Первое — у ребят в нашей лаборатории гораздо больше свободы выбора, они сами решают, чем заниматься. Старшие коллеги скорее им помогают, нежели наставляют. В западных университетах отношения построены вертикально. Студенту не сразу, а постепенно, начиная с черновой работы, доверяют все более и более важные дела. С одной стороны, это плохо: наши студенты самостоятельнее, они чаще, чем американцы, публикуют исследования, занимаются собственными проектами, с другой — хорошо, потому в Америке идет четкое подтягивание людей под высокий исследовательский стандарт. Второе отличие в том, что мы стараемся создать в лабораториях возможности, чтобы наши студенты оставались работать у нас, продолжали развиваться, выбирали академическую карьеру. Для нас это оптимальный выход. В свою очередь, ни один американский университет не наймет своего недавнего выпускника: человек обязан выйти на рынок труда. Он, конечно, может стать сотрудником своего университета, но только на общих основаниях и только проработав до этого в другом университете.

Джон Дуглас в университете Беркли очень интересно рассказывал о процессе конвергенции образовательных систем и формирования единых образовательных стандартов. Я не очень представляла, какие проблемы могут возникать в государстве, не имеющем 73-летнего наследия централизованной системы распределения и принятия решений. В Америке большое количество штатов, каждый из которых может выбирать свою политику. Но перед тем как в США был введен единый государственный экзамен, в стране были очень разрозненные стандарты и качество обучения. Стандарты разнились даже на уровне одного штата, и Калифорния дает множество ярких примеров этого процесса.

В тот же день мы встречались с Нортоном Грабом и Дэвидом Штерном, которые тоже работают в Беркли. Они изучают процессы, связанные с выходом людей на рынок труда и с проблемой окончания высшего учебного заведения. В этом случае можно говорить о схожести с российскими реалиями. В нашей стране люди начинают работать очень рано, совмещают трудовую деятельность с учебой, в результате зачастую получают не самое качественное образование, даже учась в хорошем вузе. То же и в Америке. Но если наши студенты нередко устраиваются на престижную работу по специальности, то американцы чаще идут работать на должности, не требующие квалификации, лишь бы было чем заплатить за обучение, прокормить семью. В штатовских колледжах люди часто бросают учебу из-за финансовых проблем. В связи с этим мы вели дискуссию о системе образовательного кредитования. Нам интересен опыт западных коллег в этом вопросе. У них образовательные кредиты начали выдавать намного раньше, чем у нас, но тем не менее проблем в этой сфере тоже хватает.

— Какие выводы вы сделали, вернувшись из Америки?

— Очень важно налаживать контакты с независимыми людьми, которые занимаются близкими тебе вещами. Важно смотреть на то, что ты делаешь, со стороны. Это позволяет держать себя на уровне и не отставать. Хотелось бы, чтобы сотрудничество между университетами происходило и на уровне студентов, и на уровне аспирантов, и на уровне преподавателей.

Екатерина Степанова, новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Ссылки:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.