• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Результаты задачи 5.2. Реализация научно-исследовательских проектов

Мероприятие 5.2.1. Разработка и пилотная апробация методик и инструментария мониторинговых исследований и экспертных Форсайт-опросов по определению потребностей рынка труда, проведение аналитических исследований

Был сформирован перечень экспертов для участия в первой серии интервью. В ходе данного этапа работ отбор экспертов имеет определяющее значение, т.к. он формирует дальнейший ход исследования: последующие итерации сбора данных рассчитаны на расширение и уточнение представлений, собранных в ходе первого раунда экспертных интервью. Разработчики использовали следующие критерии отбора экспертов: принадлежность к компании-лидеру российской экономики; руководящий статус в компании; репутация в российском экспертном сообществе.

В ходе первой серии экспертных интервью были собраны представления ведущих российских экспертов, деятельность которых определяет глобальные перспективы развития российской экономики, по таким вопросам как:

-   стратегии развития России в средне- и долгосрочном периодах;

-   виды компетенций, необходимых для полноценного функционирования экономической системы страны в соответствующем периоде;

-  имеющиеся в настоящее время возможности и ограничения по формированию выявленных компетенций.

Проведены экспертные интервью (совместно с Левада-центром). Информация, собранная в ходе 10 экспертных интервью, была положена в основу дальнейшего исследования, в том числе использована для разработки инструментария последующих этапов работы.

Разработана анкета и проведены формализованные интервью с работодателями. Инструментарий содержит 32 анкетных вопроса и около 170 аналитических вопросов (переменных для последующего анализа), занимает 16 страниц и логически разделена на ряд блоков.

Подготовлен аналитический отчет.

Полученные данные позволят подготовить итоговый аналитический доклад, содержащий рекомендации по совершенствованию программ подготовки специалистов по социально-экономическим дисциплинам, включая:

-             перечни наиболее востребованных направлений подготовки специалистов социально-экономических профессий на средне- и долгосрочную перспективу на основе учета перспективных вызовов социально-экономического и технологического развития;

-             требования к содержанию подготовки специалистов для формирования профессиональных компетенций, необходимых в бизнесе и государственном управлении;

-             требования к содержанию подготовки специалистов для формирования инновационных компетенций.

Результаты работы составят информационную основу для совершенствования состава и содержания образовательных программ и повышения на этой основе уровня конкурентоспособности выпускников ГУ-ВШЭ на рынке труда.

 

 

 

Мероприятие 5.2.2. Разработка и пилотная апробация методики и инструментария мониторинга сектора интеллектуальных услуг, проведение аналитических исследований

Достижение цели мониторинга обеспечивается решением нескольких задач:

1).    идентификация интеллектуальной услуги;

2).    определение структуры спроса и предложения интеллектуальных услуг;

3).    определение внешних и внутренних, качественных и количественных факторов спроса и предложения интеллектуальных услуг;

4).    выявление адекватных измерителей количественных и качественных факторов развития рынка;

5).    анализ лучшей зарубежной практики мониторинговых исследований сектора интеллектуальных услуг;

6).    рзработка системы показателей и индикаторов сектора интеллектуальных услуг;

7).    разработка методики и инструментария мониторинга сектора интеллектуальных услуг;

8).    проведение мониторингового исследования сектора интеллектуальных услуг;

9).   накопление информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона, и собственно прогнозирования и развития рынка интеллектуальных услуг.

Была подготовлена развернутая концепция исследования: обоснована актуальность мониторинга сектора интеллектуальных услуг, поставлены цели и задачи мониторинга, заявлены требования к системе мониторинга, выявлены объекты наблюдения, разработана методологическая структура мониторинга, определены виды работ и описаны ожидаемые эффекты мониторинга – научные, методологические, информационные, аналитические и управленческие.

Подобраны и проанализированы научные публикации, статистические и социологические обзоры, описывающие теорию и практику исследования рынка интеллектуальных услуг в России и за рубежом. Начато формирование научно-информационной базы проекта.

Разработана организационная структура мониторинга, включающая в себя как проведение специальных обследований частных и государственных организаций - производителей и потребителей интеллектуальных услуг, так и включение специальных блоков вопросов в более общие программы обследования населения, образовательных учреждений и рынка труда.

Подготовлена методика опросов предприятий-производителей интеллектуальных услуг и домашних хозяйств - потребителей интеллектуальных услуг, выявлены основные смысловые разделы опросов, подготовлены макеты опроса производителей интеллектуальных услуг в сфере маркетинговых услуг, аудиторских услуг и услуг по подбору персонала, а также макет опроса домашних хозяйств–потребителей.

Разработана анкета и проведен пилотный опрос предприятий-производителей интеллектуальных услуг и высокодоходных семей, где сосредоточена большая доля потребления интеллектуальных услуг домашними хозяйствами. Представлен аналитический отчет.

Более полное исследование на следующем этапе, проведенное с учетом выявленных на пилотной стадии методических недостатков, может стать основой как для изучения текущего состояния рынка, так и для прогнозирования его развития.

 

 

Мероприятие 5.2.3. Разработка методик и проведение исследований по сопоставительному анализу реформ государственного управления, проведение аналитических исследований

Подготовлено и утверждено техническое задание, календарный план и бюджет проекта. Определены основные эксперты проекта.

Сформирован перечень приоритетных научно-исследовательских, аналитических работ и статистических исследований в области государственного управления.

Проведен анализ аналитических статей и публикаций по теме проекта. Проводится анализ возможности применения в ходе разработки методик зарубежных исследований реформ государственного управления.

На основе проведенного анализа аналитических статей и публикаций по теме проекта подготовлена аналитическая записка, которая включена в аналитический отчет по результатам реализации первого этапа проекта в 2006 году.

Разработаны показатели для опросного листа по оценке проводимых мероприятий по реформированию государственного управления в субъекте Российской Федерации по блоку управление по результатам, которые являются составной частью методики оценки качества государственного управления в субъектах Российской Федерации.

 

 

Мероприятие 5.2.4. Участие в межстрановых сопоставительных исследованиях ОЭСР (отв. Гохберг Л.М., Ларионова М.В.)

   1. Разработано Техническое задание, определяющее комплекс научно-исследовательских работ Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данной теме на 2006 – 2007 гг..

Цель проекта состоит в обеспечении участия России в международных сопоставлениях и межстрановом анализе основных характеристик,  актуальных проблем и перспектив развития отдельных секторов новой экономики  в международном контексте, содействии выполнению информационных обязательств, связанных с представительством России в ОЭСР по направлениям, входящим в сферу ответственности Минобрнауки России.

Основные задачи данного проекта охватывают следующее:

- Участие в международных сравнительных исследованиях: 

·  «Условия  работы ученых и привлекательность научной карьеры в университетах и государственных научных организациях» (в рамках Рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных организаций – SFRI);

·  «Сопоставительный анализ тенденций и механизмов инновационного развития стран с растущими рынками капитала - BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)» (в рамках направления «Глобализация науки и инноваций» Комитета по научно-технической политике ОЭСР);

·  «Наука и инновации в оценках населения» (в рамках Комитета по научно-технической политике ОЭСР).

- Подготовку статистической информации и заполнение вопросников ОЭСР, Евростата и других международных организаций  о состоянии отдельных секторов новой экономики: науки, инновационной деятельности, образования,  сферы информационно-коммуникационных технологий.

Выполнен следующий комплекс работ:

-       изучены методологии и методики наблюдения за развитием науки, инновационной деятельности, образования, информационно-коммуникационных технологий, а также  расчета соответствующих индикаторов, используемых в практической деятельности ОЭСР, Евростата и других международных организаций;

-       обеспечено накопление информации, необходимой для расчета индикаторов, анализа ситуации,  определения места России в мировом сообществе по уровню развития науки, инноваций, образования, информационно-коммуникационной сферы;

-       осуществлен сбор данных, обеспечивающих характеристику отдельных секторов новой экономики  в формате запросов ОЭСР и других международных организаций (Евростата, ЮНЕСКО, ЮНКТАД и др.);

-       подготовлены аналитические материалы в соответствии с требованиями ОЭСР и других международных организаций;

-       представлена в ОЭСР и другие международные организации международно сопоставимая информация (заполненные вопросники) о секторах новой экономики (образование, наука, инновации, сфера ИКТ) в России;

-     обеспечено участие в обсуждении соответствующих материалов на международных конференциях, семинарах, рабочих группах ОЭСР.

По итогам выполнения НИР с учетом лучшей международной практики подготовлены:

-        программа и инструментарий;

-         статистические и аналитические материалы по сопоставлениям показателей развития науки, инноваций, образования  в России и странах ОЭСР;

-         заполненные вопросники международных организаций с данными по секторам науки, инновационной деятельности, образованию, сфере ИКТ;

-         разделы «Международные сопоставления»  статистических сборников ГУ-ВШЭ и официальных изданий Росстата, посвященных развитию образования, науки, инновационной деятельности, сферы ИКТ в России.

 

 

2. Проведено межстрановое сопоставительное исследование «Разработка методологии и проведение исследования по сопоставительному анализу политики реформ систем высшего образования стран-членов ЕС (Великобритания, Германия) и России (в рамках формирования общеевропейского пространства высшего образования)»  Институтом международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ.

В рамках участия в межстрановых сопоставительных исследованиях «Группы восьми» был выполнен следующий комплекс работ:

Для оценки эффективности саммитов «Группы восьми» проведен мониторинг информации, содержащейся в ключевых российских печатных и электронных СМИ по освещению саммита «Группы восьми» 15-17 июля 2006 г. в г. Санкт-Петербурге. Собраны официальные документы саммита, а также доклады и выступления официальных лиц, материалы пресс-релизов и др.

Подготовлены и размещены на сайтах ИМОМС ГУ-ВШЭ (www.iori.hse.ru) и сайта G8Live (www.g8live.ca) информационные материалы о саммите «Группы восьми» 2006 г. в Санкт-Петербурге.

Проведены консультации и мероприятия по координации и взаимодействию с российскими и зарубежными институтами – участниками исследования, в том числе: ИМЭМО РАН, Институтом Европы РАН, Советом по внешней и оборонной политике (СВОП), Исследовательским центром «Группы восьми» университета Торонто; профильными комитетами ОЭСР и др.

Под руководством научного руководителя проекта, С.А. Караганова, декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ, уточнены цель и задачи исследования, а также тема работы «Анализ внешних условий развития Российской Федерации в 2007 – 2017 гг.».

Начата разработка многоэтапной методологии комплексного анализа внешних условий развития Российской Федерации на основе оценки ранее проведенных исследований, в том числе с использованием методологии ситуационного анализа, а также методологий международного сопоставительного анализа основных направлений и тенденций геополитического и социально-экономического развития.

Определены приоритетные направления исследований по нескольким тематическим блокам и исходный массив данных. В частности, сформированы группы аналитиков для работы по тематическим блокам «Эффективность международного управления (международные институты и процессы) и роль России» и «Развитие человеческого капитала как фактор международного влияния России».

Подведены конкурсы студентов на участие в исследованиях по ряду тематических блоков проекта. Выработан план-график установочных семинаров для студентов.

Проведены международные семинары «Анализ роли международных институтов, многосторонних региональных организаций и объединений в формировании мировых экономических, социальных и политических процессов для повышения роли и качества участияв них России» и «Человеческий капитал как фактор национального и глобального развития».

Осуществлялся анализ специфики и эффективности деятельности ОЭСР как одного их ведущих международных институтов в решении глобальных проблем  и повышению эффективности участия России в ОЭСР. Продолжается формирование эмпирической базы и подготовительная работа по формированию «досье проблем». Подготовлена лекция «Специфика и эффективность деятельности ОЭСР для решения глобальных проблем» для студентов, отобранных для участия в НИР по итогам конкурса.

 

 

Мероприятие  5.2.5 Проведение совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов (отв. Яковлев А.А.)

Целями организации проведения совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов является поддержка  фундаментальных научных исследований и укрепления их связи с образовательным процессом, обеспечение воспроизводства преподавательских кадров ГУ-ВШЭ, отвечающих по своей квалификации международным стандартам, путем внедрения в учебный процесс результатов проводимых в ГУ-ВШЭ с участием аспирантов и студентов научных исследований.

Принципами организации проведения совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов в рамках ИОП ГУ-ВШЭ являются:

• конкурсный характер поддержки проектов;

• проведение обязательной независимой экспертизы проектов, заявляемых на конкурс;

• обязательное участие в проектах аспирантов и студентов;

• практическая возможность и ориентированность проектов на внедрение результатов исследований в учебный процесс;

• постоянно проводимый мониторинг поддержанных проектов.

Было разработано  Техническое задание на выполнение работ, а также заявка на внутренний конкурс по данному мероприятию и анкета эксперта.

Согласно Техническому заданию, участники конкурса (исследовательские коллективы) должны иметь не менее чем полугодичный опыт проведения совместной научной работы и реализации аналогичных исследовательских проектов, предлагаемое к поддержке научное исследование должно иметь научный задел; при этом приоритет отдается исследовательским коллективам, уже выполняющим поддержанные в рамках других конкурсов ГУ-ВШЭ или факультетами проекты.

Учитывая эти обстоятельства, в отчетный период было проведено совещание с руководителями существующего в ГУ-ВШЭ проекта «Учитель-ученики». Целью этого совещания было определить возможность существующих коллективов включится в работу по новому проекту, а также обсуждение потенциальных направлений этой работы.

Был организован конкурс совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов, информация о нем  и материалы конкурса были размещены на сайте ИОП ГУ-ВШЭ. На конкурс подано 28 комплексных заявок. По итогам экспертизы поддержано 15 масштабных исследовательских проектов. Утверждена форма технического задания на выполнение работ по проектам в рамках реализации данного мероприятия.

В конце 2006 года представлены отчеты по проектам, которые также проходят внешнюю экспертизу.

 

 

Мероприятие  5.2.6. Проведение совместных исследований преподавателей ГУ-ВШЭ  и филиалов (отв. Яковлев А.А.)

Было разработано  Техническое задание на выполнение работ по данному мероприятию, форма заявки на внутренний конкурс по данному мероприятию и анкета эксперта. В сентябре был объявлен конкурс на осуществление мероприятия, информация о нем  и материалы конкурса были размещены на сайте ИОП ГУ-ВШЭ.

На веб-сайте ГУ-ВШЭ было опубликовано большое интервью проректора университета А.А.Яковлева, которое позволило донести информацию об объявленном конкурсе до сотрудников Высшей школы экономики и филиалов.

Основная работа исследователей запланирована на следующий год (бюджет 2007 года).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.