Результаты задачи 5.2. Реализация научно-исследовательских проектов
Мероприятие 5.2.1. Разработка и пилотная апробация методик и инструментария мониторинговых исследований и экспертных Форсайт-опросов по определению потребностей рынка труда, проведение аналитических исследований
Был сформирован перечень экспертов для участия в первой серии интервью. В ходе данного этапа работ отбор экспертов имеет определяющее значение, т.к. он формирует дальнейший ход исследования: последующие итерации сбора данных рассчитаны на расширение и уточнение представлений, собранных в ходе первого раунда экспертных интервью. Разработчики использовали следующие критерии отбора экспертов: принадлежность к компании-лидеру российской экономики; руководящий статус в компании; репутация в российском экспертном сообществе.
В ходе первой серии экспертных интервью были собраны представления ведущих российских экспертов, деятельность которых определяет глобальные перспективы развития российской экономики, по таким вопросам как:
- стратегии развития России в средне- и долгосрочном периодах;
- виды компетенций, необходимых для полноценного функционирования экономической системы страны в соответствующем периоде;
- имеющиеся в настоящее время возможности и ограничения по формированию выявленных компетенций.
Проведены экспертные интервью (совместно с Левада-центром). Информация, собранная в ходе 10 экспертных интервью, была положена в основу дальнейшего исследования, в том числе использована для разработки инструментария последующих этапов работы.
Разработана анкета и проведены формализованные интервью с работодателями. Инструментарий содержит 32 анкетных вопроса и около 170 аналитических вопросов (переменных для последующего анализа), занимает 16 страниц и логически разделена на ряд блоков.
Подготовлен аналитический отчет.
Полученные данные позволят подготовить итоговый аналитический доклад, содержащий рекомендации по совершенствованию программ подготовки специалистов по социально-экономическим дисциплинам, включая:
- перечни наиболее востребованных направлений подготовки специалистов социально-экономических профессий на средне- и долгосрочную перспективу на основе учета перспективных вызовов социально-экономического и технологического развития;
- требования к содержанию подготовки специалистов для формирования профессиональных компетенций, необходимых в бизнесе и государственном управлении;
- требования к содержанию подготовки специалистов для формирования инновационных компетенций.
Результаты работы составят информационную основу для совершенствования состава и содержания образовательных программ и повышения на этой основе уровня конкурентоспособности выпускников ГУ-ВШЭ на рынке труда.
Мероприятие 5.2.2. Разработка и пилотная апробация методики и инструментария мониторинга сектора интеллектуальных услуг, проведение аналитических исследований
Достижение цели мониторинга обеспечивается решением нескольких задач:
1). идентификация интеллектуальной услуги;
2). определение структуры спроса и предложения интеллектуальных услуг;
3). определение внешних и внутренних, качественных и количественных факторов спроса и предложения интеллектуальных услуг;
4). выявление адекватных измерителей количественных и качественных факторов развития рынка;
5). анализ лучшей зарубежной практики мониторинговых исследований сектора интеллектуальных услуг;
6). рзработка системы показателей и индикаторов сектора интеллектуальных услуг;
7). разработка методики и инструментария мониторинга сектора интеллектуальных услуг;
8). проведение мониторингового исследования сектора интеллектуальных услуг;
9). накопление информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона, и собственно прогнозирования и развития рынка интеллектуальных услуг.
Была подготовлена развернутая концепция исследования: обоснована актуальность мониторинга сектора интеллектуальных услуг, поставлены цели и задачи мониторинга, заявлены требования к системе мониторинга, выявлены объекты наблюдения, разработана методологическая структура мониторинга, определены виды работ и описаны ожидаемые эффекты мониторинга – научные, методологические, информационные, аналитические и управленческие.
Подобраны и проанализированы научные публикации, статистические и социологические обзоры, описывающие теорию и практику исследования рынка интеллектуальных услуг в России и за рубежом. Начато формирование научно-информационной базы проекта.
Разработана организационная структура мониторинга, включающая в себя как проведение специальных обследований частных и государственных организаций - производителей и потребителей интеллектуальных услуг, так и включение специальных блоков вопросов в более общие программы обследования населения, образовательных учреждений и рынка труда.
Подготовлена методика опросов предприятий-производителей интеллектуальных услуг и домашних хозяйств - потребителей интеллектуальных услуг, выявлены основные смысловые разделы опросов, подготовлены макеты опроса производителей интеллектуальных услуг в сфере маркетинговых услуг, аудиторских услуг и услуг по подбору персонала, а также макет опроса домашних хозяйств–потребителей.
Разработана анкета и проведен пилотный опрос предприятий-производителей интеллектуальных услуг и высокодоходных семей, где сосредоточена большая доля потребления интеллектуальных услуг домашними хозяйствами. Представлен аналитический отчет.
Более полное исследование на следующем этапе, проведенное с учетом выявленных на пилотной стадии методических недостатков, может стать основой как для изучения текущего состояния рынка, так и для прогнозирования его развития.
Мероприятие 5.2.3. Разработка методик и проведение исследований по сопоставительному анализу реформ государственного управления, проведение аналитических исследований
Подготовлено и утверждено техническое задание, календарный план и бюджет проекта. Определены основные эксперты проекта.
Сформирован перечень приоритетных научно-исследовательских, аналитических работ и статистических исследований в области государственного управления.
Проведен анализ аналитических статей и публикаций по теме проекта. Проводится анализ возможности применения в ходе разработки методик зарубежных исследований реформ государственного управления.
На основе проведенного анализа аналитических статей и публикаций по теме проекта подготовлена аналитическая записка, которая включена в аналитический отчет по результатам реализации первого этапа проекта в 2006 году.
Разработаны показатели для опросного листа по оценке проводимых мероприятий по реформированию государственного управления в субъекте Российской Федерации по блоку управление по результатам, которые являются составной частью методики оценки качества государственного управления в субъектах Российской Федерации.
Мероприятие 5.2.4. Участие в межстрановых сопоставительных исследованиях ОЭСР (отв. Гохберг Л.М., Ларионова М.В.)
1. Разработано Техническое задание, определяющее комплекс научно-исследовательских работ Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данной теме на 2006 – 2007 гг..
Цель проекта состоит в обеспечении участия России в международных сопоставлениях и межстрановом анализе основных характеристик, актуальных проблем и перспектив развития отдельных секторов новой экономики в международном контексте, содействии выполнению информационных обязательств, связанных с представительством России в ОЭСР по направлениям, входящим в сферу ответственности Минобрнауки России.
Основные задачи данного проекта охватывают следующее:
- Участие в международных сравнительных исследованиях:
· «Условия работы ученых и привлекательность научной карьеры в университетах и государственных научных организациях» (в рамках Рабочей группы ОЭСР по управлению и финансированию научных организаций – SFRI);
· «Сопоставительный анализ тенденций и механизмов инновационного развития стран с растущими рынками капитала - BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)» (в рамках направления «Глобализация науки и инноваций» Комитета по научно-технической политике ОЭСР);
· «Наука и инновации в оценках населения» (в рамках Комитета по научно-технической политике ОЭСР).
- Подготовку статистической информации и заполнение вопросников ОЭСР, Евростата и других международных организаций о состоянии отдельных секторов новой экономики: науки, инновационной деятельности, образования, сферы информационно-коммуникационных технологий.
Выполнен следующий комплекс работ:
- изучены методологии и методики наблюдения за развитием науки, инновационной деятельности, образования, информационно-коммуникационных технологий, а также расчета соответствующих индикаторов, используемых в практической деятельности ОЭСР, Евростата и других международных организаций;
- обеспечено накопление информации, необходимой для расчета индикаторов, анализа ситуации, определения места России в мировом сообществе по уровню развития науки, инноваций, образования, информационно-коммуникационной сферы;
- осуществлен сбор данных, обеспечивающих характеристику отдельных секторов новой экономики в формате запросов ОЭСР и других международных организаций (Евростата, ЮНЕСКО, ЮНКТАД и др.);
- подготовлены аналитические материалы в соответствии с требованиями ОЭСР и других международных организаций;
- представлена в ОЭСР и другие международные организации международно сопоставимая информация (заполненные вопросники) о секторах новой экономики (образование, наука, инновации, сфера ИКТ) в России;
- обеспечено участие в обсуждении соответствующих материалов на международных конференциях, семинарах, рабочих группах ОЭСР.
По итогам выполнения НИР с учетом лучшей международной практики подготовлены:
- программа и инструментарий;
- статистические и аналитические материалы по сопоставлениям показателей развития науки, инноваций, образования в России и странах ОЭСР;
- заполненные вопросники международных организаций с данными по секторам науки, инновационной деятельности, образованию, сфере ИКТ;
- разделы «Международные сопоставления» статистических сборников ГУ-ВШЭ и официальных изданий Росстата, посвященных развитию образования, науки, инновационной деятельности, сферы ИКТ в России.
2. Проведено межстрановое сопоставительное исследование «Разработка методологии и проведение исследования по сопоставительному анализу политики реформ систем высшего образования стран-членов ЕС (Великобритания, Германия) и России (в рамках формирования общеевропейского пространства высшего образования)» Институтом международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ.
В рамках участия в межстрановых сопоставительных исследованиях «Группы восьми» был выполнен следующий комплекс работ:
Для оценки эффективности саммитов «Группы восьми» проведен мониторинг информации, содержащейся в ключевых российских печатных и электронных СМИ по освещению саммита «Группы восьми» 15-17 июля 2006 г. в г. Санкт-Петербурге. Собраны официальные документы саммита, а также доклады и выступления официальных лиц, материалы пресс-релизов и др.
Подготовлены и размещены на сайтах ИМОМС ГУ-ВШЭ (www.iori.hse.ru) и сайта G8Live (www.g8live.ca) информационные материалы о саммите «Группы восьми» 2006 г. в Санкт-Петербурге.
Проведены консультации и мероприятия по координации и взаимодействию с российскими и зарубежными институтами – участниками исследования, в том числе: ИМЭМО РАН, Институтом Европы РАН, Советом по внешней и оборонной политике (СВОП), Исследовательским центром «Группы восьми» университета Торонто; профильными комитетами ОЭСР и др.
Под руководством научного руководителя проекта, С.А. Караганова, декана факультета мировой экономики и политики ГУ-ВШЭ, уточнены цель и задачи исследования, а также тема работы «Анализ внешних условий развития Российской Федерации в 2007 – 2017 гг.».
Начата разработка многоэтапной методологии комплексного анализа внешних условий развития Российской Федерации на основе оценки ранее проведенных исследований, в том числе с использованием методологии ситуационного анализа, а также методологий международного сопоставительного анализа основных направлений и тенденций геополитического и социально-экономического развития.
Определены приоритетные направления исследований по нескольким тематическим блокам и исходный массив данных. В частности, сформированы группы аналитиков для работы по тематическим блокам «Эффективность международного управления (международные институты и процессы) и роль России» и «Развитие человеческого капитала как фактор международного влияния России».
Подведены конкурсы студентов на участие в исследованиях по ряду тематических блоков проекта. Выработан план-график установочных семинаров для студентов.
Проведены международные семинары «Анализ роли международных институтов, многосторонних региональных организаций и объединений в формировании мировых экономических, социальных и политических процессов для повышения роли и качества участияв них России» и «Человеческий капитал как фактор национального и глобального развития».
Осуществлялся анализ специфики и эффективности деятельности ОЭСР как одного их ведущих международных институтов в решении глобальных проблем и повышению эффективности участия России в ОЭСР. Продолжается формирование эмпирической базы и подготовительная работа по формированию «досье проблем». Подготовлена лекция «Специфика и эффективность деятельности ОЭСР для решения глобальных проблем» для студентов, отобранных для участия в НИР по итогам конкурса.
Мероприятие 5.2.5 Проведение совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов (отв. Яковлев А.А.)
Целями организации проведения совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов является поддержка фундаментальных научных исследований и укрепления их связи с образовательным процессом, обеспечение воспроизводства преподавательских кадров ГУ-ВШЭ, отвечающих по своей квалификации международным стандартам, путем внедрения в учебный процесс результатов проводимых в ГУ-ВШЭ с участием аспирантов и студентов научных исследований.
Принципами организации проведения совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов в рамках ИОП ГУ-ВШЭ являются:
• конкурсный характер поддержки проектов;
• проведение обязательной независимой экспертизы проектов, заявляемых на конкурс;
• обязательное участие в проектах аспирантов и студентов;
• практическая возможность и ориентированность проектов на внедрение результатов исследований в учебный процесс;
• постоянно проводимый мониторинг поддержанных проектов.
Было разработано Техническое задание на выполнение работ, а также заявка на внутренний конкурс по данному мероприятию и анкета эксперта.
Согласно Техническому заданию, участники конкурса (исследовательские коллективы) должны иметь не менее чем полугодичный опыт проведения совместной научной работы и реализации аналогичных исследовательских проектов, предлагаемое к поддержке научное исследование должно иметь научный задел; при этом приоритет отдается исследовательским коллективам, уже выполняющим поддержанные в рамках других конкурсов ГУ-ВШЭ или факультетами проекты.
Учитывая эти обстоятельства, в отчетный период было проведено совещание с руководителями существующего в ГУ-ВШЭ проекта «Учитель-ученики». Целью этого совещания было определить возможность существующих коллективов включится в работу по новому проекту, а также обсуждение потенциальных направлений этой работы.
Был организован конкурс совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов, информация о нем и материалы конкурса были размещены на сайте ИОП ГУ-ВШЭ. На конкурс подано 28 комплексных заявок. По итогам экспертизы поддержано 15 масштабных исследовательских проектов. Утверждена форма технического задания на выполнение работ по проектам в рамках реализации данного мероприятия.
В конце 2006 года представлены отчеты по проектам, которые также проходят внешнюю экспертизу.
Мероприятие 5.2.6. Проведение совместных исследований преподавателей ГУ-ВШЭ и филиалов (отв. Яковлев А.А.)
Было разработано Техническое задание на выполнение работ по данному мероприятию, форма заявки на внутренний конкурс по данному мероприятию и анкета эксперта. В сентябре был объявлен конкурс на осуществление мероприятия, информация о нем и материалы конкурса были размещены на сайте ИОП ГУ-ВШЭ.
На веб-сайте ГУ-ВШЭ было опубликовано большое интервью проректора университета А.А.Яковлева, которое позволило донести информацию об объявленном конкурсе до сотрудников Высшей школы экономики и филиалов.
Основная работа исследователей запланирована на следующий год (бюджет 2007 года).
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.