Культурология или cultural studies?
Галина Зверева |
4 марта 2008 г. состоялся круглый стол "Знание о культуре: современная ситуация в России".
Круглый стол открыла Галина Зверева, зав. кафедрой истории и теории искусств РГГУ, в своем докладе подробно проанализировавшая основные различия в научных принципах отечественной культурологии и западных cultural studies (культурных исследований). Причем симпатии Зверевой, как и участников обсуждения, явно были на стороне cultural studies.
В отличие от культурологии, предметом исследования которой является собственно культура, cultural studies изучают культурные объекты, систему их отношений друг с другом и с окружающим миром, а также технологии производства, продвижения и потребления культурных продуктов, т.е. имеют выраженный прикладной характер. И специалисты в области cultural studies востребованы в самых разных сферах практической деятельности, в то время как отечественные культурологи неуверенно чувствуют себя на рынке труда, поскольку, по словам Галины Зверевой, российские образовательные практики в этой области по-прежнему апеллируют к "эпическому повествованию". Неумение работать с конкретными культурными формами и процессами, разными видами текстов, разными культурными объектами остается проблемой российской культурологии.
Звучали мнения, что наша культурология была искусственно создана для трудоустройства преподавателей марксизма-ленинизма и, соответственно, имеет все черты, присущие советским научно-политическим дисциплинам. В свою очередь, cultural studies берут начало в неомарксистской, левой философии, критикующей буржуазный истеблишмент, и стали реакцией на необходимость переопределить роль литературы и текста в системе гуманитарных знаний.
Многие участники дискуссии предлагали избавляться от наследия советского подхода к культуре и брать на вооружение методы, выработанные за 50 лет существования cultural studies. Однако заведующий отделением культурологии ГУ-ВШЭ Виталий Куренной отметил, что в России пока не сложились предпосылки для надлежащей структуризации знаний о культуре, а механический перенос западного опыта не будет оправдан. В целом же, по мнению Куренного, многие проблемы, с которыми сталкиваются исследователи и преподаватели культуры в России, не являются специфичными для культурологии, но характерны для всей нашей системы образования.
Дальнейшая дискуссия о возможных путях развития культурных исследований вращалась вокруг предложенной Виталием Куренным темы "Самоидентификация российского исследователя культуры". В частности, высказывались мнения о необходимости внутренней конвенции, подвергалось критике стремление отказаться от исторического подхода, говорилось о маргинальности cultural studies в системе западной гуманитарной науки и образования, о важности интеллектуального усилия.
В завершение мероприятия прошла короткая презентация журнала "Теория моды". Ее провела шеф-редактор издания Людмила Алябьева, которая сообщила, что "Теория моды" — первый в России гуманитарный журнал о моде как феномене культуры и пригласила присутствующих к сотрудничеству.
Виктор Пушкин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой
* * *
Контакты: (495) 698-33-22 (Наталья Самутина, координатор круглого стола); nsamutina@mail.ru
Ссылки: