О проекте «Школа для жизни»
Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.
«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.
Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.
Гимназия № 3 считается одной из самых престижных школ Волгограда, все ее выпускники поступают в вузы, в том числе московские и питерские. В 2014 году на бюджетные места в НИУ ВШЭ были приняты три выпускника, в 2013 году — четыре, хотя никаких связей с Вышкой у нее нет. Как гимназии удается регулярно поставлять студентов в ведущие университеты страны, выяснил корреспондент новостной службы ВШЭ.
Расположена гимназия в старом, массивном сером здании в центре Волгограда, на фасаде несколько мемориальных досок, рядом на дереве висит кормушка для птиц с надписью «2 В класс». В коридорах скрипит под ногами темный паркет, покрытый свежим лаком. Спрашиваю директора Ларису Гриценко, что в гимназии «работает» на высокие результаты выпускников. Лариса Васильевна на секунду задумывается, машинально поднимает с пола непонятно как там оказавшийся клочок бумаги (чистота в гимназии — тоже работа директора!) и отвечает: «Всё». Начиная с почти столетней истории гимназии и заканчивая интерактивными досками в каждом классе.
Как театр начинается с вешалки, так гимназия начинается с музея в двух небольших комнатах. Вместо красного сукна и старой мебели, типичных для музеев заслуженных школ, здесь современный интерьер в неброских серых тонах. На стенах, в шкафах под стеклами — фотографии, документы и прочие артефакты. Десятиклассница в белой наглаженной блузке навыпуск, с указкой в руках деловито и явно не в первый раз рассказывает историю гимназии. Создана в 1917 году (1 декабря 2017 года будет юбилей!) как частная школа, но владелец тут же подарил ее городу и стал первым директором. В советские годы это была школа № 9 с углубленным изучением иностранных языков — как положено, имени Ленина...
Все хорошие школы похожи друг на друга — в гимназии № 3, как и во многих других, с удовольствием расскажут об участии детей в исследовательской деятельности, об ученическом совете с президентом во главе, о трех иностранных языках, о профилях в старшей школе, о доверительных отношениях между учителями и учениками... Но есть здесь и свои особенности.
Культ успеха
На втором этаже, где учатся начальные классы, висит стенд «Хочу, чтобы меня похвалили. Лучший ученик недели» с детскими фотографиями и списком отличников за прошедший триместр. Лучшего ученика определяют сами дети по комплексу критериев — учеба, прилежание, победы в олимпиадах и другое. Спрашиваю директора, не приведет ли попадание на доску почета к зазнайству. Лариса Васильевна уверенно отвечает: «Нет!» Более того: формирование у детей здоровых амбиций — ключевая задача педагогического коллектива.
Что это значит? То, что дети все годы учебы должны постоянно добиваться успеха в чем-либо — в учебе, творчестве, спорте, интеллектуальных состязаниях в гимназии или за ее пределами. Участие во всевозможных олимпиадах — от «Русского медвежонка» в начальных классах до всероссийской олимпиады школьников в основном и старшем звене — обязательно для всех. Ежегодно осенью в гимназии проводится конкурс «Минута славы», где каждый ученик со сцены может продемонстрировать свои способности в чем угодно, а весной — праздник «Успех года», когда отличившимся детям, учителям и родителям вручают награду «Золотой росток» за всевозможные достижения и вообще за деятельность на благо гимназии. Родитель может ее получить за то, что провел уроки по профориентации в соответствии со своей специальностью, или, например, мама-врач — за то, что прочитала лекцию о здоровье.
В 2013 и 2014 годах гимназия вошла в топ-500 лучших школ России — результаты ГИА и ЕГЭ здесь значительно выше средних по стране, да и количество победителей олимпиад зашкаливает. Однако в 2014 году успех был слегка омрачен, поскольку в вместе с топ-500 опубликовали еще и топ-200 — перечень школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся, а туда гимназия № 3 не вошла. Зато вошел давний конкурент, соседний лицей № 5 — победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, от числа которых зависит место в рейтинге, там оказалось больше. «Я собрала завучей, и мы долго анализировали, почему у нас их меньше и что нам нужно изменить, чтобы гимназия в следующем году попала и в этот рейтинг», — вспоминает Лариса Гриценко.
Среди выпускников есть и герои экрана — Николай Рыбников, игравший передовиков в советских фильмах («Девушка без адреса», «Девчата»), Ирина Апексимова, недавно ставшая директором театра на Таганке, телеведущий Михаил Осокин.
Культ успеха в гимназии немыслим без выпускников. В музее хранятся памятные книги, посвященные каждому выпуску, на стенах в коридорах — фотографии детей и взрослых из династий, в разные годы учившихся в гимназии (за 100 лет насчитали более 900 династий).
Готовясь к 70-летию победы, ученики восстановили биографию выпускника школы 1938 года — подполковника Ростислава Сидоренко, летчика, героя Советского Союза, прошедшего Великую Отечественную войну.
Среди выпускников есть и герои экрана — Николай Рыбников, игравший передовиков в советских фильмах («Девушка без адреса», «Девчата»), Ирина Апексимова, недавно ставшая директором театра на Таганке, телеведущий Михаил Осокин.
«Очень многие наши выпускники уезжают из Волгограда, учатся в Москве, в Санкт-Петербурге, за границей, — с нескрываемой гордостью и нарочитым пафосом говорит 10-классник Сергей Суслов. — Но они помнят о своей гимназии и часто сюда приезжают — ведь школа навсегда оставляет отпечаток в сердце человека».
Учат в школе
Как говорил британский реформатор Майкл Барбер, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Так и в гимназии № 3 считают, что качество образования определяется прежде всего уровнем учителей, а разве может быть успешный ученик у неуспешного учителя? Поэтому педагоги повышают квалификацию не только в волгоградских вузах, но и в лучших школах столиц: в Москве, в 109-й школе у Евгения Ямбурга, в Санкт-Петербурге — в 56-й школе у Майи Пильдес. Постоянные квалификационные экзамены, в том числе «учительский ЕГЭ», для сотрудников гимназии обычное явление.
За высокие результаты учеников гимназия получает 15-процентную надбавку к нормативу финансирования, то есть зарплаты здесь выше, чем в обычной школе Волгограда. Как того требует новая система оплаты труда, каждый учитель получает стимулирующие за свои достижения в соответствии с утвержденными критериями. Но директор убеждена, что от такой системы оплаты, рекомендованной федеральным министерством еще во времена нацпроекта «Образование», нужно переходить к эффективному контракту, когда зарплата учителя определяется не перечнем того, что он сделал или не сделал за прошедшие полгода, а исключительно его квалификацией: «Без всякого перечня компетенций я могу сказать, кто из наших учителей чего стоит».
В гимназии есть молодые учителя — как и в любой профессии, то, чему их не успели или не смогли научить в вузе, они осваивают в процессе работы. Недавно в гимназию взяли учителя русского и литературы — выпускника местного классического университета. «Пришла к нему на урок, — рассказывает директор, — и вижу, что он настолько любит литературу, что думает: если он будет весь урок рассказывать о ней детям, то они сразу станут такими же, как он. Но мы считаем, что, образно говоря, учителя на уроке должно быть мало или не должно быть вообще. А его много! И мы учим его работать по-другому».
Важный аспект работы учителя — оценивание учеников. Здесь в ходу самые разные приемы. Например, для оценивания в ходе урока можно взять фишки трех цветов и раздавать их детям: один цвет — за посредственный ответ, другой — за хороший, третий — за отличный ответ. А в конце урока пусть каждый положит в дневник свои фишки, и можно выставить оценку. В ближайших планах — устроить для 4-классников и 8-классников пробные экзамены по материалам международного сравнительного исследования качества образования TIMSS.
В гимназии считают, что не за горами то время, когда ЕГЭ будут сдавать на компьютерах, и начинают готовить к этому уже сегодня, с пятого класса, так что уже в основной школе компьютерное тестирование для детей — обычное явление. Вообще, как уверяют в гимназии, информационные технологии — и Интернет в учебном процессе, и электронный журнал — здесь начали осваивать намного раньше, чем в других школах Волгограда.
Учиться в гимназии сложно — хотя де-юре она открыта для любого ученика (в первый класс отбора нет, принимаются сначала жители микрорайона, а на оставшиеся места — все желающие по принципу «кто первый встал»), всех заранее предупреждают о высокой нагрузке. Из-за ажиотажного спроса гимназия переполнена, дети учатся в две смены, хотя на соседних улицах есть школы с постоянным недобором. 10-классница Полина Романова в 6-м классе перешла в гимназию из лицея в Тракторозаводском районе — пришлось сдавать вступительные экзамены по русскому, математике и английскому, а потом еще самостоятельно «догонять» класс по немецкому: «Разницу почувствовала сразу — здесь и требования выше, и творчества больше, и традиции школы сразу чувствуешь...»
Не для школы, а для жизни
Поступление в ведущие вузы гарантировано только тем, кто побеждает на олимпиадах и (или) набирает высокие баллы на ЕГЭ. Казалось бы, вот он — путь к успеху: все силы школа должна бросать на предметную подготовку и профориентацию. Все это, конечно, в гимназии есть — и элективные курсы, углубляющие материал для сдачи ЕГЭ, и специальная подготовка к олимпиадам (в обязанности одного из завучей входит информирование детей об олимпиадах Российского совета олимпиад школьников и индивидуальные рекомендации по участию в них каждому ученику). Но этим гимназическое образование не ограничивается — ведь детей готовят не в вуз, а к взрослой жизни.
В российских школьных стандартах мало внимания уделяется изучению искусства — на музыку и ИЗО отводится минимум часов. То ли дело в Китае, с которым у гимназии дружественные связи (дети и учителя ездят по обмену в школу № 7 города Чэнду), не перестает удивляться директор: музыка и рисование там во всех школах считаются ключевыми предметами. Это и мелкая моторика, и нравственное воспитание, и релаксация, и прекрасное перед глазами. Недостаток прекрасного в обязательной программе гимназия восполняет как может. В течение двадцати лет ученики исправно ходят на концерты классической музыки в Волгоградскую филармонию — плату за это, пусть символическую, вносят родители. Как постоянному «корпоративному клиенту» центральный концертный зал — лучший в городе — бесплатно достается гимназии для проведения общешкольных мероприятий. Свой зал — это вечная проблема, не имеющая решения: вмещает в лучшем случае 130 человек (всего в гимназии около 900 учеников).
Одна ученица гимназии тяжело заболела в пятом классе после травмы позвоночника и постепенно теряла способность ходить. На экзамен в аудиторию на четвертый этаж мальчишки носили ее на руках.
В планах гимназии — развитие инклюзивного образования. «Российская беда — когда здоровые люди от инвалидов шарахаются и считают их неполноценными, — говорит Лариса Гриценко, — и наша задача сделать так, чтобы дети понимали: это такие же их сверстники, они имеют те же права, что и здоровые люди». В гимназии есть проект помощи дому инвалидов, которым руководит выпускница, еще один проект — «Милосердие», его ведет классный руководитель шестого класса: ученики собирают игрушки для детей Донбасса, помогают волгоградскому детскому приюту «Лучик», ездят с концертами в военный госпиталь. В гимназии есть и примеры обучения детей-инвалидов, пусть даже пока они единичны — нет ни пандусов, ни подъемников, ни других условий, без которых немыслимо инклюзивное образование.
Одна ученица гимназии тяжело заболела в пятом классе после травмы позвоночника и угасала на глазах сверстников и учителей, постепенно теряя способность ходить. В старшей школе училась в основном дома, на уроки приезжала только когда боли ослабевали. Все это время ее класс был с ней — возили ей подарки, собирали деньги на лечение, и ЕГЭ она сдавала в своей гимназии: мальчишки носили ее на руках в аудиторию на четвертый этаж, куда ее как назло распределила автоматизированная система. Вместе со всеми она была на выпускном, поступила в Волгоградский медицинский университет, но болезнь брала свое. Год спустя на ее похоронах собрался весь класс.
Поступить правильно
С Высшей школой экономики у гимназии № 3 никаких отношений — формальных или неформальных — нет. Зато связи есть с местными вузами — ведущими волгоградскими университетами и филиалами РЭУ имени Плеханова и РАНХиГС. Второй год на базе гимназии финал своей олимпиады проводит СПбГУ для школьников Южного федерального округа.
В феврале пять учеников гимназии съездили в Москву на заключительный тур олимпиады «Высшая проба» в ВШЭ. Их сопровождала завуч и учитель английского языка Елена Валерьевна Холодковская. Ее дочь Юля (9-й класс), Вика Решетникова, Оля Тараканова (10-й класс) и Маша Кислова (11-й класс) ехали вместе с ней на ночном поезде — сразу с вокзала отправились в здание Вышки на Шаболовке, а Славу Зенина (11-й класс) родители привезли в Москву на машине. После ночного переезда сконцентрироваться было непросто, так что, считает Слава, уж лучше бы олимпиада начиналась во второй половине дня — осталось бы время на отдых. У всех пятерых эта олимпиада не первая и не последняя — Оля, например, собирается ехать еще в Санкт-Петербург на олимпиаду по английскому языку, Слава участвовал в олимпиадах РАНХиГС, СПбГУ, Академий ФСБ и ФСО, в олимпиаде «Ломоносов».
В заочных турах вузовских олимпиад все ученики гимназии участвуют по максимуму, начиная с основной школы, а в случае победы решение о поездке на очный тур в другой город принимают в зависимости от возможностей, которые дает олимпиада.
«„Высшая проба“ по литературе — олимпиада второго уровня, — говорит Оля, — то есть ее засчитывают не все вузы. Но на очный тур есть смысл ехать, потому что победителей берут в Вышку на филфак (Школу филологии факультета гуманитарных наук — Прим. ред.)». У Маши в приоритете Первый Мед, а Вышка — один из запасных вариантов, на факультете психологии есть специализация по клинической психологии. «ВШЭ каждый год открывает новые направления, — добавляет Елена Валерьевна. — Может быть, скоро и медицину откроет!»
После олимпиады была встреча с выпускниками гимназии, которые сейчас учатся в Вышке, — они рассказывали о своей учебе, о столичной жизни и, в свою очередь, расспрашивали, как там дела в Волгограде. Естественно, агитировали поступать только в НИУ ВШЭ.
Впрочем, ориентировать детей на какой-либо конкретный вуз в гимназии № 3 не пытаются, да и смысла в этом нет — даже если человек решил учиться, скажем, в волгоградском филиале РАНХиГС, ничто не помешает ему в последний момент принести документы в Вышку или МГИМО, если баллы ЕГЭ позволяют. Немало примеров, когда победив на олимпиаде одного вуза, выпускники предпочитали другой. Все зависит от самых разных обстоятельств, в том числе личных, сложившихся к моменту поступления.