• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автомобилизация российского общества: социокультурные аспекты

Оппоненты:
Ивченков Сергей Григорьевич; Черняева Татьяна Ивановна
Специальность:
22.00.06 Социология культуры
Дата защиты:
9/16/2010
Актуальность диссертационного исследования связана с задачами анализа социокультурных изменений современного российского общества. Материальные объекты, вещи занимают в жизни человека важное место, существенно дополняя, а подчас даже заменяя контакты с другими людь-ми, группами и сообществами. Один из таких объектов - автомобиль - обусловливает многое из того, что составляет репрезентативную культуру и социальную ткань современного общества, опосредуя социальные взаимодействия, стили, возможности и выборы. Автомобилизация способству-ет изменениям на уровне культуры общества в целом, поскольку привносит в жизнь людей новые смыслы и символы, ценности и нормы частной собственности, новое качество жизни, эмансипации и личной свободы, - а также порождает устойчивые идеалы и практики. Формирование автомобильности как особой культуры повседневно-сти, предполагающей использование транспортных средств и сопутствующих элементов инфраструктуры, товаров и услуг, оказывается важным элементом реструктуризации повседневной жизни и социальных связей в соответствии с новыми ритмами рабочего и свободного времени. Участвуя в процессах социальных изменений на уровне межличностных отношений, автомобиль выступает инструментом пространственно-временного расширения и одновременно ограничения возможностей человека. Будучи важной частью эпохи современности, автомобиль является предметом потреб-ления, объектом приложения сил различных профессиональных групп, фактором риска, знаком достижения или упадка. Маркируя социальный статус своего владельца, личное транспортное средство выступает предметом статусного потребления и средством самовыражения. Наряду с целым комплексом объективных и субъективных параметров проявляются стилевые особенности потребления, факторы которого напрямую связаны с механизмами идентификации и опосредованы раз-личными видами ресурсов, находящихся в распоряжении индивидов и групп. В настоящее время назрела необходимость исследования автомобильного потребления как динамичной и неоднородной социальной прак-тики, имеющей утилитарные и символические характеристики. Данная тема нуждается в привлечении социологических инструментов для обсужде-ния вопросов удовлетворенности жизнью автовладельцев, при этом целесообразно применение статусно-стилевого подхода к анализу потребления, позволяющего учитывать субъективные оценки возможностей достижения автономии и особых качеств социальных отношений посредством приоб-ретения автомобиля. Цель исследования – анализ социокультурных изменений в процессе автомобилизации российского общества. Объект исследования – социокультурные эффекты автомобилизации российского общества. Предмет исследования – культура автомобильности в динамике социальных изменений.
Автореферат [*.pdf, 216.10 Кб]