• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сакральное как понятие и проблема в «сильной программе» культурсоциологии

Оппоненты:
Астахова Лариса Сергеевна; Козловский Владимир Вячеславович
Специальность:
22.00.01 Теория, история и методология социологии
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
3/23/2012
Сакральное – актуальная проблема, как для классического, так и для современного социологического знания. Ее значимость не исчерпывается сферой религиозного опыта, но охватывает политическую жизнь, искусство, экономику и повседневность. Во все времена и во всех культурах существуют идеи и смысловые комплексы, которые наделяются особой значимостью, убедительностью или неоспоримым достоинством, и обладают способностью мобилизации коллективного и индивидуального действия. Классическая разработка проблематики сакрального в социологии принадлежит Э. Дюркгейму. Несмотря на то, что некоторые элементы этой теории вошли в широкий круг социологических концепций, речь, как правило, идет о гипотезах более низкого уровня общности, по сравнению с замыслом Дюркгейма. Сакральное, полагал Дюркгейм, должно рассматриваться не как исторически обусловленный феномен религиозной и культурной жизни, а как фундаментальный механизм социальной жизни, определяющий картину мира, этические нормы и эстетические конвенции, социальную солидарность и логику общественной кооперации. Однако те исследователи, которые все же решились последовать этой интенции во всей полноте ее следствий, столкнулись с существенными затруднениями. Дюркгейм выработал концептуальный аппарат теории сакрального на материале первобытных сообществ, а то, как применить его к анализу принципиально более комплексной и быстро меняющейся современной социальной жизни, является фундаментальной проблемой. Современная «сильная программа» культурсоциологии представляет собой новую попытку положить дюркгеймовскую теорию сакрального в основу исследовательской программы, избежав ловушек и тупиков, подстерегавших ее предшественников. Диссертационное исследование сфокусировано на роли теории сакрального в качестве теоретического ресурса «сильной программы» культурсоциологии. В работе показано, в какой мере она обусловливает объяснительную силу этой программы, эксплицированы конкретные объяснительные схемы, восходящие к ней, а также те аспекты теории сакрального, которые на данный момент не вполне интегрированы в «сильную программу», но в перспективе способны усилить ее потенциал.
Автореферат [*.pdf, 301.88 Кб]

Ключевые слова: