Мир без контроля
Сергей Караганов |
Мировую экономику лихорадит. Денег стало так много, что управлять ими с помощью классических финансовых инструментов стало почти невозможно: первичность "империи доллара" отрицается ростом гигантского долгового пузыря. Американская валюта и ее производные теряют надежность, зато стремительно дорожают "альтернативные деньги" — commodities, драгоценные и редкие металлы, предметы тезаврации. Соответственно, богатеют страны и собственники, всем этим обладающие, хотя их богатство оценивается все теми же наводнившими мир денежными знаками. Против американского доллара дорожают мировые валюты, и от этого выигрывают больше всего те, кто умудряется на "падающем долларе" повышать конкурентоспособность своего экспорта, привязывая тем самым потребителей уже на политическом уровне.
Иными словами, экономические сюжеты все активнее влияют на решение, казалось бы, сугубо политических вопросов. Проблема заключается в том, что такое вмешательство, если вспомнить классическую закономерность: экономика — политика — война, может закончиться очень нехорошо. Мир стремительно становится с ног на голову, и кто на самом деле им правит — политики, экономисты или высшие силы — понять уже невозможно.
Сергей Караганов |
О том, что взаимодействие экономики и политики выходит на качественно новый уровень, о кризисных последствиях этого процесса размышлял декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Караганов перед аудиторией своего мастер-класса "Политический беспорядок и его экономические последствия", прошедшего 29 ноября.
Основным лейтмотивом выступления Сергея Караганова стало сократовское: "Я знаю, что ничего не знаю". В интерпретации г-на Караганова модель понимания человеком границ своего знания и незнания прозвучала так: "Никто не знает, что с этим делать".
Между тем, "этого" набралось довольно много. Внимание докладчика в основном привлекли среднесрочные тенденции мировых политического и экономического процессов.
— Я всегда гордился умением прогнозировать, но сегодня мир стал абсолютно непредсказуем, — признался профессор Караганов. — Можно обозначить болевые точки, попытаться определить симптомы заболевания, но старые лекарства уже не эффективны для лечения, а новые рецепты не изобретены. Люди перестают понимать происходящее и ищут спасения в уже отработанных формах, старых идеалах и принципах.
По мнению г-на Караганова, обострение дискуссий о начале второй "холодной войны", скорее всего, этим и объясняется. Как и полвека назад, нынешние отношения между Россией и США накалены до предела, и, как видится докладчику, в ближайший месяц стоит ожидать кризиса, на преодоление которого может потребоваться несколько лет.
С математической четкостью Сергей Караганов перечислял беды и проблемы человечества. Впрочем, даже не проблемы, а объективные "новые реальности", к которым человечеству придется приспосабливаться.
Например, ухудшение управляемости и значимости международных коллективных систем. В первую очередь это касается ООН, Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (Мирового банка). Соединенные Штаты Америки попытались взять на себя функцию гаранта исполнения всех политических и экономических контрактов перед мировыми державами, но им эта ноша оказалась непосильной. Приходится искать союзников, и в последние несколько месяцев, отметил г-н Караганов, видна тенденция быстрого сближения Европы и США. В том числе, с целью совместного давления на Россию. Вероятность образования устойчивого тандема отчасти является следствием обострений отношений между США и Россией.
Еще одна тенденция, выделенная докладчиком, — политическая активизация масс. Профессиональные политики извлекают из этого процесса краткосрочные дивиденды, но управлять им не научились. Политизация и этноцентризм — эти две искры способны раздуть мощный пожар: разрушить любое общество, пребывающее в условиях идеологического вакуума. Можно этот пожар назвать кризисом всех идеологий или их полным отсутствием — суть последствий не изменится. Тем более, у этой "медали" есть обратная сторона: мировой политический класс чудовищно необразован. Из-за своей "провинциальности" государственный истеблишмент совершает стратегически опасные ошибки, слабо и медленно реагирует на глобальные вызовы. Реакция же должна быть мгновенной, потому что время и пространство сегодня сжались, понятия эти стали как никогда абстрактными.
Кого еще совсем недавно интересовали "игрушечный" Китай или "сырьевая" Россия, кроме аналитиков и спекулянтов? Сегодня эти страны претендуют на ведущие роли в мировой политике. Сергей Караганов привел данные опроса, проведенного французскими исследователями в октябре 2007 года среди граждан Германии, Франции, Испании, Италии, Великобритании и США. Целью исследования было определить, какие из государств по мнению европейцев наиболее влиятельны. В результате тройка стран-лидеров выглядит так: США, Китай, Россия. Забавно и показательно, что 96% американцев влиятельнейшей страной в мире признали свою родину, и в этом смысле американскому народу и американскому правительству есть, за что любить друг друга. По меньшей мере, публично.
Сергей Караганов |
Г-н Караганов считает, что китайцы здраво оценили этот рейтинг, и теперь намерено будут стремиться к ухудшению своего имиджа, чтобы не искушать мировое сообщество и не провоцировать недоброжелателей. Россия же, наоборот, в настоящий момент своей истории не столь мощна экономически, но пытается заявить свою военно-политическую силу на уровне глобальной риторики. Для нынешнего государства — опасная тенденция.
Докладчик не обошел вниманием ситуацию вокруг Ирана, так как регион, где расположено это государство, находится в сфере прямых стратегических интересов России. Если Ирану удастся получить ядерное оружие, этот факт сделает его мощнейшим мусульманским государством. Вслед за иранской скоро появятся одна турецкая и несколько арабских атомных бомб, предположил г-н Караганов. Чтобы сохранить хоть какое-то влияние американцев в этом регионе, к лету следующего года президенту США придется решать вопрос: стоит ли начинать маленькую победоносную войну с Ираном или уйти со всего поста с грузом тяжелых поражений (фактически проигранные войны в Афганистане и Ираке, потеря контроля за ситуацией в Пакистане).
— Иран, безусловно, развяжет масштабное региональное сопротивление. Это спровоцирует резкий рост цен на нефть. Возможно, до 250 долларов за баррель. Придется странам-экспортерам вводить квотирование, иначе очень скоро всю нефть просто выкачают. Высокие цены отразятся на обеспечении социальных программ. А это уже — прямая угроза социальной стабильности в мире, — прогнозирует Сергей Караганов.
Докладчик попытался сбить волну негатива и успокоить слушателей, найти хоть что-то позитивное в мировых процессах.
Сергей Кортунов и Вера Данилина |
Пригодился все тот же Китай. Во многом благодаря китайскому феномену, можно говорить о быстром росте мировой производительности и о приличном среднегодовом приросте мирового ВВП: в течение последних десяти лет он составил 3,8%. Мир не будет голодать, потому что рынки насыщены продовольствием. Правда, г-н Караганов оговорился, что страх перед голодом всегда был движущей силой истории, и как будет жить человечество без этого страха, пока не известно.
Меняется мир, но не человек. Природу событий не всегда удается понять, но научиться слышать себя и человечество можно, если читать хорошие книги — Льва Толстого, Чехова, Стендаля и учиться всему, чему можно. Этим советом завершил свою лекцию профессор Сергей Караганов. Ведь в мире, где все так переменчиво, вкладывать деньги лучше всего в "мозги".
Оксана Ковалева, корреспондент экспертного канала ВШЭ — OPEC
Фотографии Ивана Морякова
* * *
Контактный телефон: (495) 772-95-90 # 2161 (Данилина Вера Николаевна, зам. декана)
E-mail: vdanilina@hse.ru
Ссылки: