Публичная приватность или приватная публичность?
Что мы знаем о Рунете — российском сегменте сети интернет? Это особая социальная реальность, медийное пространство с безграничными возможностями или новое поле для бизнеса? Не так давно Владимир Путин сообщил, что за последние годы количество пользователей интернет в России возросло в 10 раз и составило 26 миллионов человек. По мнению Президента, "пользователи... являются, безусловно, наиболее продвинутыми и талантливыми". Оценка главы государства заслуживает уважение, но, тем не менее, это все-таки одна из многих высказанных оценок, а не научно обоснованный факт. Ответ на вопрос, как выглядит социально-экономический портрет зоны Ру, пока не найден, и попытки научного познания этой проблематики часто оказываются весьма оригинальными.
Дмитрий Рогозин |
5 декабря в Государственном университете — Высшей школе экономики на очередном семинаре цикла "Экономика культурных индустрий", организованном кафедрой прагматики культуры, состоялось обсуждение перспектив развития российского сегмента всемирной паутины. С докладом "Социальная картография Интернета. Виртуальный мир в перспективе его создателей" выступил декан факультета социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук профессор Дмитрий Рогозин.
Все самое интересное — в Интернете
Представленный профессором Рогозиным доклад основан на исследованиях фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Первые опросы, посвященные выявлению социальных и экономических особенностей сети интернет в России, фонд начал проводить еще в 2000 году. Главной особенностью опросной методики стало использование не сетевых счетчиков (роботов), фиксирующих количественные показатели, а офф-лайн интервью с реальными респондентами. На их основе были получены некоторые качественные характеристики, благодаря которым исследования ФОМ позволяют прогнозировать дальнейшее развитие среды интернет.
Александр Долгин |
Интерес исследователей к виртуальной сети очевиден. Как отметил завкафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ Александр Долгин, открывая семинар, "все самое интересное в социуме сейчас сосредоточено в интернете". Возможно, это утверждение выглядит спорным, но, как отмечают организаторы, в некоторой провокативности постановки проблем таится главная идея дискуссий: тема должна быть небезразлична аудитории, а ее раскрытие докладчиком должно вызывать спор в научном сообществе.
Последний опрос ФОМ, о котором шла речь в выступлении профессора Рогозина, обычным никак не назовешь. Во-первых, использовался нетрадиционный подход к проведению социологического исследования. Опрашивались не сотни пользователей сети, а "воротилы" зоны Ру — Герман Клименко, Андрей Акопянц, Алексей Солдатов, Максим Мошков и другие; всего респондентов оказалось чуть больше двадцати. Большинство из них не известны широкой аудитории, хотя именно они определяют, каким быть Рунету, именно они создают его экономическую конфигурацию.
— Нас поразило, что люди, которые делают сверхмедийное пространство, сами являются фигурами непубличными (единственный, кто выходит на публику — Антон Носик). Их публичность сразу провоцирует реакцию отторжения у пользователей, — сказал Рогозин.
Нетрадиционной была и форма опроса. Респондентам предлагался не стандартный вопросник, но с ними делалось интервью, по сути представляющее из себя пространную беседу, в которой обсуждались три ключевых вопроса: прошлое интернет, сходство и различия с современной ситуацией и будущее сети. Дмитрий Рогозин пояснил, что такая работа более свойственна журналистам, а не социологам, и в сети можно найти сотни журналистских текстов на эту тему, но исследователей интересовало выявление "непроблематичной составляющей с точки зрения респондентов".
Занимательная картография
— Обычно результаты подобных качественных исследований анализируются по весьма произвольной технологии, но мы пошли другим путем, постарались максимально формализовать анализ и применили технологию картографирования, — указал Рогозин на третью новацию работы.
Картографирование осуществлялось в несколько этапов. Сначала все полученные тексты перемешиваются, из них устраняется личность интервьюируемого, чтобы исследователь не ориентировался на авторитет. Далее это несвязанное логически многообразие текстов начинает упорядочиваться, и появляется ситуационная карта среды, представляющая собой пока еще хаотичный набор наиболее часто встречающихся высказываний, дающих отстраненную характеристику предмета исследования.
Следующим этапом стало построение концептуального плана исследования, где были выделены четыре тематических блока:
- публичная приватность,
- коммерциализация частного интереса,
- новый канал связи,
- государственное регулирование.
Названия блоков формулировались самими исследователями.
— Например, "публичная приватность" это одно из наиболее интересных свойств современного интернет-пространства, — отметил Рогозин. — Когда на ресурсе Одноклассники.RU ввели модерирование фотографий пользователей, это вызвало волну протеста, поскольку люди воспринимают свои странички как приватную зону, хотя реально это, конечно, публичная площадка.Под "коммерциализацией частного интереса" понимается то, что интернет изначально воспринимался как общественное благо и занятие для души, но постепенно люди поняли, что на этом можно зарабатывать. Сейчас коммерческая составляющая выходит на первый план.
Александр Долгин и Дмитрий Рогозин |
Итак, определения, собранные на первом этапе картографирования, были распределены по тематическим блокам. К примеру, в блок "коммерциализация" были помещены такие утверждения как "увлеченность посещаемостью" и "инертность рекламного бизнеса". В "госрегулировании" оказались разнообразные суждения, сводящиеся к тому, что государству лучше не вмешиваться в сетевую жизнь.
Количественные показатели — прямой путь к кризису
Заключительным этапом исследования стало построение позиционной карты, в которой были сопоставлены выявленные на основе экспертных суждений темпы развития интернет-технологий, темпы развития навыков среды (то есть пользователей). Это позволило специалистам ФОМ сделать вывод о том, что одновременно с взрывным ростом технологий темпы развития навыков остаются низкими.
— Это очень опасная тенденция, — заметил Рогозин. — Расширение охвата аудитории, рост ее численности происходит за счет совершенствования технологий. Но люди пробуют различные сервисы и могут так же быстро уйти, как и пришли. Их навыки не соответствуют предоставляемым возможностям. Таким образом, по мнению профессора, в России воссоздается эффект "интернет-пузыря", когда стремительный рост интернет-компаний может обернуться столь же стремительным их падением. Чтобы этого избежать, необходимо развивать навыки пользователей, повышать уровень их образования, но не столько фундаментального, сколько прикладного.
Рогозин полагает, что люди должны осваивать слепую печать, умение чтения с экрана, должны овладевать новыми программами. Но самая большая опасность для зоны Ру состоит в том, что сами опрошенные эксперты не уделяют должного внимания социальной компоненте сети, для них важны только количественные показатели, а это прямой путь к кризису.
Александр Долгин не согласился с докладчиком в том, что пользователей надо учить каким-то специальным навыкам.
— Все это умения на уровне человекообразной обезьяны, с каждым днем пользоваться интернет становится все проще. Сейчас важно другое. Пользователями должно осуществляться не только формирование контента, но и его сертификация. Пока существующие системы рейтингования слишком несовершенны, они сильно усредняют оценки, нет персонализации. А без этого сеть не сможет дальше развиваться.
"Публичная приватность" — конструктивный конфликт
Конечно же, всеобщее внимание аудитории привлекла тема "публичной приватности". Именно этот феномен ученые сочли главной интригой 10-летнего юбилея Рунета.
Заместитель заведующего кафедрой прагматики культуры Александр Никулин считает, что раньше приватность и публичность были строго разграничены.
— Их объединение происходило только по особым случаям: карнавал, где все вставало с ног на голову, или свадьба, про которую Бернард Шоу говорил, что это "публичное заявление о приватных намерениях". А сейчас, и это отмечают многие философы, происходит некий симбиоз, взаимопроникновение. Интернет — наиболее яркий пример. Даже если вы заходите на серьезный сайт, вы можете увидеть, что вас приглашают к участию в чем-то приватном.
На этой свадьбе каждый занимает собственную позицию. Кому-то нравится быть в центре противоречия приватности и публичности. Кто-то просто сидит на краю этого свадебного стола, — стыдливый пользователь, который изо всех сил старается быть интравертом, но даже ему интересно. Кто-то выкладывает сотню весьма приватных фотографий самого себя на сайте, кто-то вообще не размещает ни одной.
Хорошо это или плохо? Открытый вопрос. Мы находимся в стадии установления писаных и неписаных правил развития публичной приватности. Тут велика роль и рынка, и государства, которые пытаются каждый по своему эксплуатировать, подчинить себе, манипулировать сетью. Но велика и сила самого общества, это саморазвивающийся процесс, здесь многое будет зависеть от свободы выбора, от вкуса и такта людей. Как говорится — поживем, увидим. Одно очевидно, это — интересно.
Дмитрий Рогозин после семинара высказал нам свое мнение о роли "публичной приватности" в развитии как Рунета, так и общества в целом.
— Это и фактор риска, и фактор конституирования новой реальности. На западе это уже устоялось: там, например, политика уже давно перестала интересовать народ как сфера публичной активности. Интересует рождение внука, поход с друзьями на пикник. Причем друзей выбирают ситуативно — я прочитал книжку, которая мне понравилась, пошел в интернет обсудить, и вот собралось уже узкое сообщество, с которым я могу и в паб пойти, а могу вообще не переходить в "реал".
Это создает принципиально другую форму социальности. Покушение на приватность влечет за собой негативную реакцию тех, кто еще не осознал этот слом социальности, потому что это нормальная современная ситуация, когда приватное становится публичным.
— Когда переходный этап завершится, останется только публичность без приватности?
— Не очень понятно. Это динамический процесс. Мы видим, что с одной стороны возникают тысячники в ЖЖ (www.livejournal.com), которые быстро начинают позиционироваться как СМИ, — тот же dolboeb (username в ЖЖ Антона Носика). Для меня он наиболее яркий маркер человека, который живет в публичной приватности. Немного диковато, когда он рассказывает о какой-то политической афере, о взломе чьего-то ЖЖ и здесь же о своем сыне. Ну как же можно, это же личное! А он просто продвигает ту среду, которая не типична и является инновационным риском.
Есть тенденция, куда попадут все, хотя одни в меньшей, другие в большей степени. Эксперименты идут, они вызывают зону конфликтов, но это продуктивный конфликт. Ведь не смотря на то, что много всего негативного сказано, люди из этой среды не уходят. Им просто некуда уйти.
То, что мы называем проблемами, это не проблемы в традиционном смысле, и предсказуемость нашего интернета гораздо выше, чем англоязычного. Я не знаю, будет ли тотальная публичность, но то, что публичная приватность станет нормой, вызывающей конфликты только у маргинальных групп, а основная масса пользователей ее примет, для меня очевидно.
Дмитрий Европин, Экспертный канал ВШЭ — OPEC
Ссылки: