Доклад Шейлы Фицпатрик "Сталин и послевоенный антисемитизм"
22 октября в 18.00 состоялся очередной научный семинар Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий.
В докладе был рассмотрен вопрос открытого проявления антисемитизма в 1940-е гг. Сталин и его Политбюро, как правило, придерживались единого мнения по ключевым политическим вопросам. Члены Политбюро не обязательно всегда и во всем соглашались со Сталиным: они могли ставить под вопрос то или иное решение или избегать каких-либо действий, особенно если дело касалось ведомственных интересов. Но все же, несмотря на высокий статус членов Политбюро, проявление явного несогласия даже для них было довольно рискованным делом. Однако в отношении поддержки антисемитских настроений "сверху". мнения Сталина и членов Политбюро очевидно разошлись. Дело не дошло до открытого противостояния, что являлось бы опасным, но даже и в завуалированной форме расхождение проявилось настолько очевидно, что Сталин воспринял его как знак несогласия. Об этом разногласии мало что было известно, и разница в подходах со всей очевидностью обнаружилась уже позже - после смерти Сталина.
В своем докладе Шейла Фицпатрик с разных сторон рассмотрела феномен роста антисемитизма в послевоенные годы и попыталась обосновать причины, почему государственная политика, хотя и полуофициально, приобрела антисемитскую направленность и почему постсталинское руководство – то есть сталинская команда без Сталина – после смерти вождя сразу же попыталась отказаться от политики антисемитизма.