Мы часто вспоминаем, как все начиналось
Марина Демидкина, начальник управления социальной сферы ГУ-ВШЭ
Марина Демидкина, начальник управления социальной сферы ГУ-ВШЭ
— Марина Дмитриевна, как вы попали в Вышку?
— Я пришла в Высшую школу экономики в июне 1993 года, в здание на улице Красикова. Никакого управления социальной сферы тогда не существовало, как, впрочем, и никаких других управлений и даже отделов. Но бухгалтерия в лице главного бухгалтера Ирины Неофидовны Андриановой уже была. Проректор по финансам Марина Владимировна Ткаченко определила меня к ней на службу. И вот я, проработав ровно 20 лет в одном НИИ химиком-технологом, разделила пополам с Ириной рабочий стол и занялась совершенно неведомым для меня делом — бухгалтерией. За короткий период моей деятельности на этом поприще приходилось быть даже личным телохранителем. Когда мы с Ириной ехали на метро из банка, расположенного в Черемушках, она держала большую сумку с деньгами для командированных преподавателей, а я, прикрывая ее собой, зорко смотрела по сторонам.
Вскоре мы переехали на улицу Огарева, в институт Гайдара. Там нас стало значительно больше, появились отделы — аспирантуры, международный, кадров, снабжения.
Располагались мы все на одном этаже и жили очень дружно, все дни рождения и праздники отмечали вместе, собравшись в самой большой комнате с обоями в цветочек. Сколько у нас тогда работало замечательной молодежи, наших первых студентов! Дима Виноградов, Оля Зеленова, Лена Окороченко, Марина Литвинцева, Дима Тищенко. В бухгалтерию тоже пришли настоящие профессионалы, а я занялась социальными вопросами.
— Как появилось управление социальной сферы?
— Возникла необходимость решения первых социально-бытовых проблем: где питаться, где лечиться, как и где отдыхать. Проректор Александр Александрович Алексахин поручил мне заниматься этими вопросами.
Начинать же нужно было с нуля, и на первом этапе в решении всех бытовых вопросов нам помогали коллеги из Министерства экономики.
— Как вы решали вопросы питания?
— Я ездила по всем крупным вузам, посещала столовые, не забывая прихватить оттуда меню, из столовой МГУ прейскурант приносили наши преподаватели. Я изучала ассортимент, узнавала, где можно найти сотрудников. Докладывала все Александру Александровичу, он давал советы, решал, что делать, что можно внедрить у нас.
В здании на Кочновском было уже много студентов, но организовать там питание удалось не сразу: работавший при прежних хозяевах ресторан закрыли, а новую команду в столовую еще не нашли. Открыли небольшой буфет наверху. Когда столовая все же заработала, там еще долго оставались ресторанные драпировки на стенах и зеркала.
В 1997 году мы переехали на Мясницкую, где была огромная, но заброшенная столовая. В каждом старом котле и кастрюле жили одичавшие кошки. Когда запахло едой и помещение стало теплым и «живым», звери вылезли в зал, и долгое время нам не удавалось от них избавиться. Зато от прежних хозяев нам достался буфет с вкусными пирогами.
— Расскажите, как решались проблемы с расселением иногородних студентов.
— Первые иногородние студенты появились у нас в 1994 году. Ярослав Иванович сказал мне: «Расселять будешь ты!». Первых магистров мы поселили на улицу Вавилова, в переданную нам гостиницу Минэкономики.
Общежитий у нас тогда тоже не было, и все искали, где можно арендовать места. Когда первый проректор Лев Львович Любимов, проректор Александр Александрович Алексахин, директор гостиницы Александр Николаевич Батырев или кто-то другой где-то что-то находили, я мчалась туда, смотрела. Сколько же их было, наших пристанищ! Общежитие Академии водного транспорта, общежитие МИЭТ в Зеленограде, общежитие Института молодежи, Текстильной академии, Финансовой академии, РХТУ им. Менделеева, Московского педагогического государственного университета, МГСУ, МГОУ, МГАПИ, Литературного института! Хочется никого не забыть, ведь они нас тогда очень выручали, а в некоторых общежитиях еще и сейчас живут наши студенты.
Несколько раз мы были вынуждены селить студентов в рабочие общежития. Я пришла однажды вечером в одно из них посмотреть, как устроились наши ребята, но нашла только двоих. Они сидели на кроватях, поджав ноги, и тихо играли в шахматы, а вокруг «отдыхали» после работы строители, их дети катались по коридору на велосипедах. Пришлось срочно искать для ребят новое место жительства. Другое общежитие было заполнено китайцами, пуховиками и крысами. Естественно, везде, куда мы въезжали, наши ремонтные и строительные службы делали ремонт, если было нужно, закупалась новая мебель.
В 1998 году нам перешло здание на Ордынке, где расположился факультет права. Раньше на последнем этаже этого здания была гостиница, из нее и сделали общежитие. Душ был в подвале. И надо было видеть, как в разгар учебного дня девчонки в халатиках, с тазами и с тюрбанами на головах шли по лестнице из душа в общежитие. Особое впечатление это производило на иностранных преподавателей!
Первое же наше собственное общежитие открылось в 1999 году на Электродной. Его мы перестроили. И пускай сегодня у нас есть и Студенческая, и Энергетическая, все равно общежитие на Электродной — самое домашнее и уютное, хотя и не самое современное!
Позднее для того, чтобы содержать это огромное «общежитское» хозяйство, было создано управление по эксплуатации и техническому надзору общежитий. И сейчас мы тесно сотрудничаем не только с ним, но и со всеми факультетами, с деканатами и кураторами курсов. Вместе мы решаем, как помочь нашим студентам преодолеть не только бытовые трудности, но и проблемы межличностного общения, ведь уже почти три тысячи студентов живут в общежитиях, им нужно помочь адаптироваться к условиям, далеким от домашних. Сейчас самая большая наша забота — общежитие в Одинцово.
— Считаете ли вы свою работу сложной?
— Работать с людьми всегда непросто, а ведь в Вышке около 11 тысяч человек – студенты, преподаватели, другие сотрудники. Мне хочется назвать имена тех людей, которые работают со мной в управлении социальной сферы уже долгие годы и своим трудом обеспечивают всем возможность спокойно работать, учиться, отдыхать и, если нужно, лечиться. Тихо и незаметно они создавали то, что называется бытом, оставаясь при этом всегда корректными и внимательными к человеческим проблемам. Это Барминова Любовь Николаевна, Кирюхина Галина Викторовна, Иванов Анатолий Алексеевич.
Сегодня мне очень приятно встречаться с людьми, с которыми мы вместе почти 15 лет — целый отрезок жизни. Мы часто вспоминаем, как все начиналось…
Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ