• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка ищет выгоду не коммерческую, а интеллектуальную

Марина Ларионова, проректор ГУ-ВШЭ, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ

Марина Ларионова, проректор ГУ-ВШЭ, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ

— Марина Владимировна, когда вы пришли в Вышку?

— Дело в том, что с Ярославом Ивановичем мы работали еще в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК), на каком-то этапе он решил, что Высшая школа экономики требует полностью его внимания, и ушел оттуда, некоторые коллеги ушли вместе с ним. Было создано Управление перспективных проектов, в которое я тоже пришла работать. Точно не помню, какой это был год – 1996-й или 1997-й. И одним из первых у нас был проект повышения эффективности деятельности Министерства экономики. 

— Чем вы занимались в этом проекте?

— Я на тот момент работала в качестве административного сотрудника – как в самом управлении, так и в этом проекте. Любой проект имеет несколько циклов – подготовки, реализации, анализа эффективности. Всем этим я и занималась, поскольку тогда сотрудников было еще очень мало.

— Работали очень интенсивно, «день и ночь»?

— Ну, Ярослав Иванович и сейчас работает день и ночь. Тогда и он, и многие сотрудники в Школе работали достаточно много. Я помню дни, когда мы срочно делали переводы, отчеты, какую-то аналитику, уходили и в двенадцать, и в час ночи. В Школе было достаточно много проектов – проект ТАСИС, проекты Всемирного банка, которые мы реализовывали с НФПК. Потом начался проект «Президентская программа подготовки управленческих кадров», который до сих пор реализуется. Над ним я работала в течение пяти лет.

— Что собой представляла Вышка в 1997 году?

— Вышка – новое учебное заведение, было неизвестно, как она будет развиваться, будет ли востребована на рынке. Для поступивших к нам абитуриентов выбор Высшей школы экономики был в какой-то степени риском и даже авантюрой. Но многие из них состоялись как специалисты, как личности, что очень важно. В этом заслуга и их, и преподавателей. Многие наши самые первые студенты работают у нас. Например, я всю свою «вышкинскую» жизнь работаю с Мариной Литвинцевой, нашей выпускницей.

В 1990-х годах Вышка была совершенно другим по духу заведением. Не очень большой коллектив, всего два здания – в Кочновском и Гнездниковском. Мы все там умещались, очень тесно общались между собой. Наверно, тесное общение давало неповторимую атмосферу – не то чтобы семейную, это было общение очень близких по духу людей. Я думаю, это важно для становления университета.

— А сейчас что-то изменилось?

— В силу того, что университет сейчас большой, достаточно высок уровень «запроцедуренности», регламентированности. Это естественные процессы, потому что невозможно управлять огромным коллективом так же, как маленьким. Сейчас есть официальный регламент, согласно которому мы все должны действовать. Иначе будет хаос. Раньше у нас таких регламентов и ограничений не было – все создавалось заново, и в этом была своя прелесть.

— Параллельно с учебным процессом велись исследовательские проекты. С чем было связано их создание?

— Работая над проектами, Вышка развивалась, формировались связи, в том числе с нашими зарубежными партнерами. Тот факт, что Высшая школа экономики является в достаточной степени интернационализированным университетом, – следствие того, что у нас были такие проекты.

Проекты были направлены не только на формирование международных связей и развитие партнерства, но и на развитие учебных продуктов – учебных курсов, учебно-методических комплексов. Очень многие книги, по которым сейчас учатся наши студенты (и не только Высшей школы экономики), создавались в рамках тех проектов – исследовательских, образовательных. Одним из них управляла Наталья Савельева. Он включал много компонентов, в числе которых было совершенствование управления университетом, повышение качества учебных программ. Было предусмотрено большое количество стажировок, и наш профессорско-преподавательский состав имел возможность познакомиться с образцами преподавания в лучших университетах и разрабатывать там курсы. Собственно, в рамках того проекта я подготовила курс на английском языке, который сейчас читаю и который впоследствии получил грант Европейской комиссии как один из образцовых курсов по истории и теории европейской интеграции.

Я тоже вела проект, который назывался «Повышение качества преподавания экономических дисциплин». Он был направлен на совершенствование учебного процесса, причем не только в Высшей школе экономики. Когда Вышка накопила значительный потенциал, она быстро стала его отдавать. Одно из качеств, которое я считаю очень важным и которое очень ценю в Высшей школе экономики, – то, что Школа всегда делится своими наработками, причем не всегда имеет от этого выгоду. Но мы идем на это, потому что это наша миссия, наша задача.

— Какой проект сейчас вспоминается, как, может быть, самый интересный?

— Чем хороша Вышка? Как мне кажется, она предоставляет очень много возможностей постоянного, многообразного развития. Я считаю, что сейчас один из ключевых, самых интересных международных исследовательских проектов связан с подготовкой председательства России в «Группе восьми». Он включает наше экспертное участие в разработке документов и участие в исследовании исполнения обязательств «Группы восьми», для чего был создан исследовательский коллектив и установлены тесные партнерские отношения с исследовательской группой Университета Торонто. Мы принимали участие в саммите в Санкт-Петербурге, в саммите в Хайлигендамме, а дальше посмотрим, как будет складываться.

— Как вы стали участвовать в этом проекте?

— Я была членом Экспертного совета при Оргкомитете по подготовке саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, и, кроме того, наш Институт реализовывал проект для Министерства образования и науки по анализу деятельности «Группы восьми» в сфере образования и сопровождению инициатив России в области образования в рамках «Большой восьмерки». Поэтому я и мои коллеги проявили инициативу и написали в Университет Торонто — ключевой институт, который занимается исследованиями в этой сфере. И началось сотрудничество.

Вышке, по крайней мере, раньше была присуща способность брать на себя инициативу и формировать заделы, в том числе исследовательские, видеть перспективу и работать с этим. Может быть, для начала не искать выгоду коммерческую, а искать интеллектуальную выгоду. И в этом – смысл и секрет.

— В чем задача вашего коллектива в этом проекте? 

— Мы ведем исследование механизмов исполнения обязательств, принятых в рамках саммита. Изучаем взаимодействие «Группы восьми» с международными институтами.

Поскольку в 2014 г. Россия будет в следующий раз принимать саммит и поскольку Россия – новый член «Группы восьми», в международном сообществе к ней приковано пристальное внимание. Очень важно обеспечить эффективность нашего участия. «Группа восьми» – это ключевой международный институт. Мы не являемся членами ВТО и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в финансово-экономических институтах при наших квотах мы влияния на управление не имеем. Поэтому важно обеспечить эффективность нашего участия в «Восьмерке». Наш Институт в партнерстве с другими международными исследовательскими структурами способен обеспечить policy adviсe в этой сфере.

— В структуре Вышки действует Институт международных организаций и международного сотрудничества, который вырос на базе Центра сотрудничества с ОЭСР. Как получилось, что Вышка, у которой в этой сфере нет такого имиджевого и репутационного шлейфа, как, например, у МГИМО, становится мощным экспертным центром в международных отношениях? 

— Наверно, потому что в Вышке работают люди, которые понимают важность участия России в наиболее влиятельных международных структурах, в том числе в ОЭСР, и значение обеспечения эффективного участия наших ведомств. Помимо МИДа, в международных многоотраслевых структурах должны принимать участие агентства, ответственные за то или иное направление. В ОЭСР фактически представлены все отрасли, начиная от сельского хозяйства и заканчивая образованием. Комитеты ОЭСР — это очень влиятельные институты, в которых формируются международные правила.

Мы привыкли, что ООН – это важно; кажется, это так высоко и существенно. А ОЭСР… Ну, что такое сотрудничество в области статистики? Что такое сотрудничество в области образования? Может быть, это невысокая политика? Может быть. Но из этой невысокой политики вырастает грамотная высокая политика. Именно поэтому надо заниматься этим.

— В феврале 2007 года вами был подготовлен «Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации» в рамках подготовки Тематического обзора ОЭСР по высшему образованию…

— В том числе. Этот обзор направлен на то, чтобы понять, что дает или не дает нашей системе высшего образования стать конкурентоспособной, чего нам надо бояться и чего не надо, какие вызовы у нас общие со странами-членами ОЭСР, какие – нет.

Благодаря тому, что мы начали участвовать в деятельности Комитета по образованию (министр образования Филиппов фактически делегировал Вышку от министерства), был продлен наш статус как страны-наблюдателя в Комитете. Каждые два года статус страны пересматривается, и если бы мы не начали бы ездить на заседания комитетов, рабочих экспертных групп, то легко могла сложиться ситуация, когда Россия этот статус бы не возобновила, что было бы, в общем, потерей лица. Это важное достижение Высшей школы экономики.

— Как вам кажется, насколько Вышка известна в Европе?

— Я считаю, нас очень хорошо знают, и не только в Европе.

Что такое ОЭСР? Это наиболее развитые демократии мира. А мы выступаем на заседаниях Комитета по образованию и представляем там Россию. И каждый раз оговариваем, что мы -  университет и являемся делегированным экспертным представителем. Мы участвуем в обсуждении таких важных проектов, как проект обеспечения качества кросс-граничного образования (совместный проект ЮНЕСКО и ОЭСР), в совместных проектах с другими странами-членами ОЭСР. О наших совместных исследованиях с Университетом Торонто, результаты которых публикуются накануне саммита «Группы восьми», пишут в зарубежной прессе, на них обращают внимание шерпы стран-членов. В наш Институт обращаются представители Международного энергетического агентства и говорят: «Мы видели ваше исследование и хотим с вами сотрудничать».

— Вы занимаетесь не только исследованиями, но и преподаванием. Согласны ли вы с мнением, что в Вышке – особые студенты?

— Я не думаю, что в Вышке – особые студенты. У наших студентов есть блестящая возможность учиться по лучшим программам, слушать лучшие курсы, видеть и слышать лучших лекторов и политиков, которых наше руководство приглашает для проведения мастер-классов. Широчайший спектр возможностей, которые предоставляет нашим студентам Высшая школа экономики, может формировать особость наших студентов. Не факт, что все они такими особыми становятся. От них зависит, выходят ли они квалифицированными, компетентными специалистами на рынок труда, и, таким образом, продвигают уже Вышку.

— А были ли студенты, которые вызывали чувство гордости?

— Когда-то я преподавала в МИЭФ. Был торжественный выпуск бакалавров МИЭФ, присутствовал посол Великобритании сэр Родерик Лайн, Александр Шохин, другие представители нашей элиты. И Сергей Кондрашов, который  заканчивал магистратуру в Великобритании (раньше в МИЭФ был только бакалавриат, и лучшие студенты уезжали учиться дальше в Европу), сказал, обращаясь к высокопоставленным гостям: «Вы – элита сегодняшнего дня, элита нации – России, Великобритании. А мы – элита будущего. Мы обязательно будем работать только в нашей стране, но мы – не просто элита страны, а элита мировая». Он это говорил по-английски, то есть это звучало как  the elite of global community. Было очень трогательно и приятно. И он отучился, вернулся, преподавал какое-то время в МИЭФ.  Многие возвращаются и работают в бизнесе, но все равно приходят в Вышку.

У меня есть одно пожелание к нашим выпускникам. На Западе существует хорошая традиция не просто быть членом alumni, но что-то отдавать альма-матер в меру своих возможностей. Мне хотелось бы, чтобы наши выпускники брали все от Высшей школы экономики, что она может дать, становились успешными, а потом создавали возможности для дальнейших успехов университета.

— Как бы вы нарисовали картинку «Вышка через 15 лет»?

— У меня есть мечта, что Вышка не будет бюрократизироваться, а сохранит либеральный дух или хотя бы какие-то элементы того, что было в ней, когда она создавалась. И вторая мечта: у нас будет общее не только виртуальное, духовное или интеллектуальное пространство, у нас будет кампус, как в западных университетах. Вышке очень трудно в этом смысле. Старые университеты, которые обладают инфраструктурой, пользуются ею как asset. У нас ничего этого нет. Нам очень тяжело, огромное количество наших территорий очень разобщает. «Квартирный вопрос всех испортил». Когда я приезжаю в старые европейские университеты типа Корка, вижу их кампусы, я просто черной завистью завидую и студентам, и преподавателям. Это важно, что библиотека таким образом расположена, что студент вышел в 10 часов вечера оттуда, прошел 10 шагов и оказался у себя в комнате. Достаточно компактно расположены и спортивные сооружения, и столовая, и театр.

Мы к этому стремимся. И то, что сейчас формируется фонд целевого капитала, направленный на долгосрочное развитие, это очень важно. Закон об этих фондах только-только принят, практически ни у кого в России их пока нет, но наше руководство уже над его формированием работает. И надеюсь, что у нас все будет.

Новостная служба портала ГУ-ВШЭ