• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы жить, мы должны творить мифы

Как налаживались общественные связи, создавались университетские традиции и подыскивалось помещение для репетиций студенческих рок-групп, рассказала экс-руководитель управления по связям с общественностью (УПСО) ГУ-ВШЭ Наталья Осипова.

Как налаживались общественные связи, создавались университетские традиции и подыскивалось помещение для репетиций студенческих рок-групп, рассказала экс-руководитель управления по связям с общественностью (УПСО) ГУ-ВШЭ Наталья Осипова.

— Наталья Михайловна, как вы пришли в Вышку?

— Со Школой я познакомилась в 1994 году. Сначала мы сотрудничали как заказчик и рекламное агентство, директором которого я была. В 1996-1998 годах открывались новые факультеты, появлялись новые подразделения, адреса. С июля 1998-го года я в штате Школы. До 2003-го.

— С чего началась ваша работа в управлении по связям с общественностью?

— В 1998 году у ВШЭ не было не только портала, не было даже своего сайта, не было буклетов, традиций.

Факультетов было совсем немного, по-моему, всего пять. Не было зданий на Кирпичной, на Варшавке, на Покровке, площадей было значительно меньше. Студенты были разобщены. Кто-то учился на Кочновском, кто-то только что переехал на Мясницкую или заселял Ордынку.

А кроме факультетов еще и «целый куст» институтов второго высшего и переподготовки специалистов, и научно-исследовательские институты. А еще филиалы в Нижнем Новгороде, Питере, Перми.

Многие подразделения Школы ничего не знали друг о друге.

Одной из задач УПСО было как раз создание связей. Связи с общественностью – это связи на любом уровне, не только с внешним миром, но и в своем собственном доме, тем более когда домов много и все они далеки друг от друга.

Необходима была связь с базовыми школами, абитуриентами, их родителями, популяризация Школы, которая была еще совсем молодой и широко известной только в узких кругах.

Необходима была связь со средствами массовой информации, которые должны были узнать и полюбить Школу.

На этих направлениях и строилась работа УПСО.

Первое, что удалось сделать, – это сайт. Он открылся осенью 1998 года. И в течение очень короткого времени стал одним из лучших вузовских сайтов. Это было одно из направлений работы и одно из четырех подразделений того самого управления по связям с общественностью, которым я руководила в течение пяти лет.

Второе подразделение – это отдел по работе со студентами. Студенческая жизнь тогда только зарождалась со всеми ее проблемами, интересами и отсутствием помещений. И необходимо было налаживать связи между факультетами, между филиалами, связи студентов по интересам, не только профессиональным, но и творческим, спортивным.

Третье направление работы – связь со средствами массовой информации. Привлечение журналистов на различные мероприятия, пресс-релизы, аккредитация, пресс-конференции, совместные программы и акции.

И еще один отдел УПСО занимался обеспечением рекламой и сувенирной продукцией всех без исключения подразделений Школы.

Всем этим занимались двенадцать человек. Мы проводили все дни открытых дверей, дискотеки, выпускные вечера и встречу Нового года, участвовали в выставках, студенческих мероприятиях, занимались сувенирной продукцией, "принтом", буклетами и фильмами.

Нам было безумно интересно. Работа была очень напряженной, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Сегодня, я думаю, всем этим занимается больше ста человек. Сейчас это порядка пяти-шести управлений или дирекций. Насколько это эффективней, не мне судить. Какие-то вещи удаются, какие-то умерли, что обидно.

— Что нужно было сделать в первую очередь, чтобы наладить общественные связи?

— Необходимо было заложить традиции. Если что-то всерьез и надолго, оно должно иметь корни, традиции. Так, традиционным для Школы стал День первокурсника, который во многих других высших учебных заведениях всегда праздновался. Но именно потому, что он был у других, а Вышка себя позиционировала как нечто принципиально новое, небывалое, неповторимое, невозможное, сначала этот праздник, как и другие традиционные вещи, отвергался по принципу "мы не такие". Но ведь можно устроить День первокурсника не так, как его устраивают все. В результате это стало очень хорошей традицией. День первокурсника в Вышке проходит не первого сентября, а всегда накануне. Обязательно приезжают большие начальники. В этом году приезжал Греф.

А «Почемучник» этого года видели? «Почемучник» издается ко Дню первокурсника. Руководитель Центра cтуденческого творчества Андрей Вершинин создал произведение полиграфического искусства: вклеенные жвачки, вложенные 15 копеек... И масса полезной первокурснику информации: как поселиться в общежитие, где взять учебники...

Первый День первокурсника в Школе был в 1998 году.

С 1997 года Школа стала регулярно праздновать день своего рождения. В 1997 году отпраздновали пятилетие, а в 1998-ом – шестилетие. Представьте себе 1998 год, со всеми дефолтами, со всеми неприятностями, какие только могут быть. В тот момент предложить праздновать шестилетие было рискованно, но, тем не менее, праздник состоялся. В нем приняли участие и все филиалы, и представители базовых школ, и, конечно, все студенты и преподаватели. Этот праздник определил сценарий всех последующих Дней рождения Школы. Менялись адреса проведения, но сценарная канва оставалась неизменной. С 2001 года в этот сценарий органично была введена церемония награждения премией Золотая Вышка. Это было на девятилетие, которое стало своего рода репетицией первой круглой даты.

— Расскажите о Золотой Вышке.

— После долгих обсуждений было утверждено положение о Золотой Вышке. Награждение было по семи номинациям: Достижения в учебе; Достижения в преподавательской деятельности; Вклад в науку; Студенческая инициатива; Успех выпускника; Вклад в развитие Школы; Вклад в развитие страны.

Конкурс и отбор такие же, как на Оскар.

До определенного срока все вносят заявки. Внести заявку может любой сотрудник, подразделение, кафедра, факультет, студенческая организация. Ученый совет Школы отбирает по три представителя в каждую номинацию. Непосредственно перед началом вручения ординарные профессора в закрытой комнате определяют победителей. Раньше Золотую Вышку вручали ординарный профессор и кто-то из высокопоставленных гостей. Сейчас, может быть, что-то изменилось. Менялось количество номинаций, в какой-то момент исчез "Вклад в развитие страны"... В прошлом или позапрошлом году награждали только преподавателей. Сейчас престиж Золотой Вышки очень высокий, материальное обеспечение тоже, обиды фантастические.

— Чугунное яйцо – это что за премия?

— Студенты в какой-то момент обиделись на то, что их не замечают, и придумали в противовес свою премию — Чугунное яйцо. На основной сцене вручается Золотая Вышка, а через час в холле студенты вручают неограниченное количество "Чугунных яиц".

— Что еще было "рождено" вашим управлением?

— Например, дожившее до сегодняшнего дня окно с птичками в здании на Мясницкой. Оно появилось в 2003 году. Большой плакат висит по дороге в столовую: "Не для школы, а для жизни мы учимся" – это девиз Школы. Мне кажется, очень удачный. Его нашли студенты самого первого набора среди латинских фраз, и он оказался очень точным, определяющим суть Вышки.

Что еще? Активная студенческая жизнь. Например, когда только появился Социологический клуб "Город", чтобы его поддержать, управление заказывало ему из своего бюджета различные социологические исследования. В 2001 году «Город» стал первым лауреатом премии Золотая Вышка в номинации Студенческая инициатива.

Студенческая газета "Вышка" появилась весной 1998 года. Об этом лучше спросить у Андрея Вершинина. Это бывший студент факультета менеджмента. Сейчас Андрею 30 лет, 13 из них он посвятил Вышке. В большинстве интересных мероприятий Андрей принимал самое непосредственное и активное участие. Создал "МузВышку". Создал газету. Создал гимн Школы. Театр, музыкальные группы. У него есть своя группа — "Звезда Полынь".

— Расскажите о том, как строилась работа со СМИ.

— Журналистов привлекает событие. Евгений Григорьевич Ясин каждый месяц по средам проводит "семинар Ясина". Мы стали приглашать на этот семинар представителей СМИ. У Евгения Григорьевича всегда выступали какие-то интересные люди. Пресса могла задать вопросы. Всегда заранее было известно время проведения. После каждого семинара появлялось много публикаций. Так налаживались связи, контакты. Это было полезно и для средств массовой информации, и для Школы.

Раньше, когда СМИ публиковали кого-нибудь из "наших", в материалах часто не указывалась принадлежность к Высшей школе экономики. Мы стали отслеживать все публикации, в которых упомянуты наши сотрудники, ежедневно вывешивать их на сайт. Но только те, где принадлежность к ВШЭ присутствовала. И ситуация резко изменилась.

Определенный прорыв произошел на I Международной научной конференции в апреле 2000 года, на которую было аккредитовано около ста средств массовой информации. Журналисты имели право присутствовать на всех мероприятиях.

На протяжении нескольких лет еженедельно выходила в эфир радиостанции «Эхо Москвы» часовая передача, организованная совместно радиостанцией и Школой. Мы приглашали самых разных людей, не обязательно из Школы.

— Как вы работали с потенциальными абитуриентами?

— Привлекали. Например, что мы делали на образовательных выставках? Полно вузов, все заманивают абитуриентов. Мы поставили компьютеры и позволили будущим студентам протестировать себя. Естественно, у нашего стенда была толпа абитуриентов.

— А со студентами?

— Сложностей у студентов было очень много. Культурный центр появился только год назад. Мы выбивали подсобные помещения, чтобы двадцать музыкальных групп имели возможность репетировать. Стены же должны быть чем-то обиты, чтобы помещение было звуконепроницаемым, находилось далеко от учебного пространства, чтобы музыка никому не мешала, чтобы разрешили ребятам до одиннадцати-двенадцати репетировать, чтобы охрана не ворчала. Выбить помещение для театра, для клуба «Город», для редакции газеты «Вышка» — в те годы это тоже было задачей управления. А еще оснастить их необходимой техникой. Так, первый компьютер «Город» приобрел на премию Золотая Вышка. А оснащение первого общежития Школы телевизором, видеомагнитофоном и спортивным инвентарем УПСО организовало при поддержке факультетов.

В учебный процесс, конечно, мы не влезали. Хотя иногда пытались изменить расписание занятий, если оно было так составлено, что там дыры или, наоборот, студенты не успевают из одного здания в другое доехать. А еще устраивали дискуссионные клубы, искали спонсоров, чтобы дети могли поехать на то или иное соревнование. Проводили совместные мероприятия – футбольный турнир или КВН – с привлечением студентов всех филиалов. Иногда в Москве, иногда на их территории. Боролись за право открыть студенческий Префклуб. Нам возражали: «Как можно играть карты в высшем учебном заведении?!». Но, тем не менее, решение было принято, и турниры проходили. А в этом году я видела объявление о проведении в ГУ-ВШЭ московских студенческих соревнований по преферансу.

Еще мы стремились выработать общий стиль, чтобы у всех факультетов были свои птички и символика, чтобы они были разные, но в одном стиле. На одном из парадов первокурсников только студенты Вышки шли с флагами факультетов, на которых были нарисованы смешные птички. Как ребята радовались!

Еженедельно мы выпускали газету "Ваша среда" на четырех страницах. Она выходила по средам. Из нее многие узнавали о событиях во всех подразделениях Школы.

Сувенирка тоже была не традиционной. Например, календарь на 2002 год. Каждая страница – это какой-то факультет или направление деятельности Школы. А в середине часы. Страницы переворачивались, а не отрывались. Но часы оставались. Такого до нас никто не делал.

Рисованную Ворону превратили в мягкую игрушку. Она вручалась лучшим выпускникам. Шили игрушки в Уфе ребята из детского дома. Студенты просто обожали своих птичек.

Еще одна традиция, нами заложенная, – вручение дипломов выпускникам МИЭФ. Английские дипломы вручали в посольстве Великобритании в присутствии посла, а российские – в ГУ-ВШЭ, в один день, с интервалом в час, родители выпускников приглашались на обе торжественные церемонии. В посольстве Великобритании выпускникам вместе с дипломом Лондонского университета вручали бобра. Оказалось, эта игрушка уже многие десятилетия — символ этого учебного заведения и вручается только выпускникам. Мы посадили на стол бобра и нашу ворону в обнимку, и получилась новая эмблема МИЭФ.

Необходимо эти мифы развивать, продолжать придумывать. Посмотрите, прошло уже много лет, а все эти традиции живы. Это приятно.

— Сложно ли было "зачинать" управление?

— Новичкам легко и просто. Им нужно придумывать и воплощать. С другой стороны, сложно, потому что мало кто верит, что у них что-либо получится. Естественно, им не всегда дают деньги, говорят: "Вы сделайте, а мы посмотрим".

Я хочу, чтобы прозвучали имена людей, с которыми мне посчастливилось работать. Это Татьяна Георгиевна Михайлова, этим летом ее не стало. Она каждый день подбирала публикации для сайта. Это Оля Ирич и Елена Кузнецова, которые беззаветно и преданно участвовали в развитии всех наших направлений. Ольга Ирич была заместителем начальника управления. Лена Кузнецова — начальником отдела по работе со студентами. Хотя жесткого разграничения обязанностей у нас не было. Все занимались всем.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ