Рассказывают студенты. Историю рассказал Новиков Глеб Александрович, студент образовательной программы «Прикладная математика и информатика»
Евгений Генрихович Расточиль родился 10 августа 1911 года в городе Белая Церковь, сейчас это Киевская область, а больше ста лет назад — территория черты оседлости евреев. С 22 лет находился на службе в Военно-морском флоте. В 1937 году окончил Военно-морское училище им. Фрунзе. С июля 1939 года командовал подводными лодками — до ноября того же года на ПЛ М-48, с ноября 1939 года ПЛ М-31 «Медуза».
С 1939 года «Медуза» совершила 12 боевых походов, 3 транспортных. Один из его походов литературно описан в мемуарах Ярослава Иосселиани «В битвах под водой», ниже выдержка из него.
«И Иван Иванович рассказал мне, что произошло с подводной лодкой «Медуза», которая только два дня тому назад возвратилась из боевого похода. Боевое задание она выполнила блестяще — отправила на дно вражеский транспорт с войсками и боевой техникой. После этого началось жестокое сорокачасовое преследование подводной лодки катерами-охотниками. Лодке в конце концов удалось обмануть их и уйти от преследования. Но, чтобы возвратиться в базу, «Медуза» должна была преодолеть минное заграждение противника и пройти через охраняемые им районы моря. Лодка находилась под водой уже более двух суток. Электроэнергия была на исходе. Процент содержания углекислоты в лодке достиг предела. Началось кислородное голодание. Но все это не могло омрачить радость победы.
Прижимаясь к грунту и продвигаясь на восток, «Медуза» подошла к внутренней кромке вражеского минного поля. В лодке воцарилась тишина, которую нарушали лишь шум гребных винтов и щелканье приборов.
Подводники «Медузы» верили в свои силы. Они приобрели эту уверенность упорным трудом еще в базе, на полигонах боевой подготовки
Шли напряженные секунды и минуты. Штурман отсчитывал каждый кабельтов, пройденный кораблем. Так продолжалось сорок минут. «Медуза» почти миновала опасную зону. Но когда на сорок второй минуте подводная лодка проходила последний кабельтов минного заграждения, послышался скрежет минрепа в носовой части. «Медуза» попыталась освободиться от него, но минреп упорно продолжал скользить вдоль правого борта. Вот уже скрежет явственно слышен в районе центрального поста. Вот он на какое-то мгновение пропал. Казалось, опасность миновала. Но внезапно раздался оглушительный взрыв, в лодке погас свет, и все погрузилось во мрак. «Медуза» с быстро растущим дифферентом на нос упала на грунт.
При тусклом свете аварийного освещения люди пытались овладеть управлением. Однако корабль не слушался и продолжал погружаться. Через несколько минут «Медуза» лежала на дне моря почти у самой кромки вражеского минного заграждения.
Из отсеков командиру докладывали о повреждениях. В машинном отсеке оказалась пробоина, внутрь корпуса поступала забортная вода, вышли из строя все рули, и командир послал аварийную партию в машинный отсек.
Прошла ночь, наступило утро. В лодке ни на минуту не прекращались работы. Исправлялась система управления, ремонтировались электроустановки, люки, клапаны, устранялись повреждения в корпусе и в цистернах. Люди не чувствовали усталости. К полудню были получены первые результаты упорного труда. Из отсеков все чаще и чаще стали докладывать о завершении ремонта механизмов и оружия.
Но вот снова послышался шум винтов. Очевидно, враг не забыл «Медузу».
Доклады гидроакустика слышали не только в центральном посту, но и в смежных отсеках корабля. Все с нетерпением ждали решения командира.
— До нас они не дойдут, — очень громко, чтобы все слышали, произнес Расточиль, — на кромке минного поля повернут.
Но командир не успел докончить фразу. Снова раздались взрывы глубинных бомб.
— Катера быстро сближаются: слева сто восемь и справа сорок один градус, методично докладывал гидроакустик.
— Оставаться на грунте нельзя! — приказал командир механику. — Во что бы то ни стало дать ход кораблю и начать активное уклонение от преследования. Очевидно, из поврежденных цистерн на поверхность моря выходит соляр, фашисты нас «видят»…
Близкие взрывы новой серии бомб сильно потрясли подводную лодку. Корабль получил новые, хотя и незначительные повреждения.
Фашисты обнаружили, что советская подводная лодка, которую они считали уже мертвой, начала двигаться
— Слева приближается новая группа катеров! — продолжал докладывать акустик.
Командир, словно не слыша его, спокойно снял трубку телефона, соединился с машинным отсеком и отдал новую команду.
И как бы пробуждаясь после длительного обморока, «Медуза» проползла по дну моря несколько кабельтовых, работая единственным исправным винтом. Затем, постепенно приведя в порядок нарушенную дифферентовку, лодка оторвалась от грунта.
Фашисты обнаружили, что советская подводная лодка, которую они считали уже мертвой, начала двигаться.
Катера неистовствовали, но подводная лодка могла теперь соревноваться с врагами в хитрости и умении владеть своим оружием. Подводники «Медузы» верили в свои силы. Они приобрели эту уверенность упорным трудом еще в базе, на полигонах боевой подготовки.
— Несмотря ни на что, «Медуза» ушла от вражеского преследования и с победой возвратилась в базу! — несколько патетически закончил Куприянов свой рассказ.»
Так же у нас осталась вырезка из газеты «Слава Севастополя» от 24 марта 1985 года, в ней описан другой поход М-31, тоже очень интересно.
В последний боевой поход «Медуза» вышла 14 декабря 1942 года. На связь она не выходила и 25 декабря на базу не вернулась. По данным из немецких архивов, М-31 была потоплена немецким судном UJ-116 17 декабря 1942 года в бухте Жебрияны. На «М-31» погиб 21 член экипажа. На начало 2020 года данных об обнаружении останков ПЛ в районе Жебриянской бухты найти не удалось, считается пропавшей без вести.
За время службы мой прадедушка был награждён орденом Красного Знамени в 1942 году, а также орденом Отечественной Войны I степени в 1943 году, посмертно.