Рассказывают ветераны. Историю рассказал Дьячкин Анатолий Георгиевич
Застала меня война в возрасте четырнадцати лет. Не в четыре часа утра, а позже, где-то часов в восемь. Я жил в сельской местности, моя семья работала в колхозе. Тогда не в каждом доме было радио, только в колхозе. Помню, как председатель собрал всех колхозников, как из военкомата приехал представитель правления колхоза. Это он сказал нам о вероломном нападении Германии, о том, что в четыре часа утра фашистская Германия нарушила нашу границу и перешла в наступление. Вот так это все произошло.
Настроение у всех было не подавленное, скорее встревоженное. Мы уже большие были ребятишки и из разговоров взрослых понимали, что все равно победа будет за нами. И что нужно трудиться. Так сказали наши родители, когда пришли после встречи с председателем колхоза.
После 22 июня времена наступили морально тяжелые. Начали приходить повестки. Тогда было очень много в сельской местности мужчин. И тех, кому положено было идти на службу, и тех, кому не положено было идти, – всех постепенно призывали в армию. Начались проводы, слезы, митинги… Все проводилось сумбурно, но планово.
Мы уже большие были ребятишки и из разговоров взрослых понимали, что все равно победа будет за нами. И что нужно трудиться
Мы, мальчики, конечно, все это воспринимали на первых порах не очень серьезно. Но мы были уверены, что наша армия всех сильней, и эта уверенность нас так и не покинула. Даже когда наша армия отступала, мы были уверены, что все равно одержим победу.
На тот момент я семь классов школы закончил. Закончился учебный год, нам дали аттестаты. А новый учебный год в 41-ом году так и не начался, потому что немец уже подошел к Москве. Мы жили в Елецком районе ныне Липецкой области, раньше это была Орловская. Не фактически, а юридически наша территория уже была оккупирована. Дело уже подходило к осени. Немцев не было. Увидели мы их только тогда, когда они отступали от Ельца. Это было 8 декабря. Я даже дату помню, Елец был освобожден 9 декабря, а 8 декабря они заехали в наш поселок, только расположились и вдруг, по тревоге, быстро поднялись и снова уехали, потому что получили сигнал, что они окружены. Отступая, прошли где-то семь километров от нашего поселка. На пути у них были Урывки, Марчуки, Афанасьево. Многие там и погибли.
Я в то время уже взрослый, уже мог все и оценить, и понять. Кроме того, ребята моего возраста самые старшие были в нашем поселке, весь труд колхозный лежал на наших плечах. Нас было одиннадцать человек такого возраста. Четыре ушли в школу ФЗО (фабрично-заводского обучения), они были покрупнее, их взяли. А нас, тех, кто был поменьше, оставили работать в колхозе.
Кроме того, ребята моего возраста самые старшие были в нашем поселке, весь труд колхозный лежал на наших плечах
В 44-ом году я пошел учиться в железнодорожный техникум, где нас учили управлять и трактором, и автомобилем, и бульдозером… Как правило, наши курсанты могли управлять всей техникой, которая использовалась в строительстве. Специалисты у нас хорошие были.
Я как раз был студентом этого техникума, когда наступила Победа. В четыре часа утра все общежитие, где мы на тот момент жили, подняли по тревоге. Мы быстренько построились, и нас направили праздник Его организовали в парке в полутора километрах от общежития. И там уже играл оркестр. Было многолюдно, выступали люди. Их не специально выбирали, а все, кто хотел выступить, поднимались на трибуны. Все радовались, хлопали, многие плакали от радости.
После празнования мы вернулись в общежитие переодеться и пошли в техникум. Там собрал нас начальник техникума, был такой по фамилии Капитан, очень уважаемый человек. Он собрал нас и сказал, что самое главное – это учиться, усваивать знания, чтобы как можно больше пользы принести стране и народу. Что расслабляться нельзя. Что надо быть собранным и организованным. Занятий в тот день не было, а на следующий день опять началась учеба.
Мы, студенты, поняли, что теперь наша основная задача – включиться, помогать, восстанавливать. У нас тогда был один выходной – воскресенье. В воскресный день мы все ходили трудиться
Мы, студенты, поняли, что теперь наша основная задача – включиться, помогать, восстанавливать. У нас тогда был один выходной – воскресенье. В воскресный день мы все ходили трудиться. Безвозмездно. Интересовались, спрашивали у строителей, сколько им надо человек. Мы приходили, нам давали рукавички, какой-никакой инструмент. И мы работали, восстанавливали все то, что необходимо было в первую очередь. В то время был большой подъем, он остался потом на долгое время.
О первом Параде Победы, который прошел 24 июня в 1945 году, я помню только из газет. Телевизора не было, и хоть по радио мы все слышали, увидеть, конечно, не могли. А вот в Ленинграде я участвовал в четырнадцати парадах. Помню,особенно в первые годы, думал о том, чтобы не подвести, чтобы люди, которые шли за нами, были всегда подтянутыми, организованными и не отступили от того порядка, который требуется для всех участников парада.
С 50-го по 89-й год я служил в железнодорожных войсках. В войну наши войска разрушали железную дорогу, когда наступал враг, если не получалось его сдержать. Но разрушали с таким расчётом, чтобы потом было легче восстановить. И когда немец уже прошёл, то железнодорожные войска восстанавливали эту железную дорогу. И восстанавливали так, чтобы можно было перебрасывать войска, грузы, чтобы можно было обеспечить всем необходимым.
И вот в Великую Отечественную Войну за отступающим врагом железнодорожные войска восстанавливали дороги. И по ним перевозили поездами личный состав, танки, боеприпасы, горючее, – все то, что требовалось для фронта. За годы Великой Отечественной Войны, с 1941 года по 1945 год, железнодорожными войсками и спец-формированиями НКПС (Народного комиссариата путей сообщения) построено было 120 000 километров железных дорог. Это как три раза обогнуть Землю по экватору.
В вещмешок чем больше грузишь, тем тебе тяжелее. Со знаниями по-другому: чем больше имеешь, тем легче живется. Знания никогда не будут отяжелять жизнь человека
Начинал я службу в железнодорожных войсках в 50-ом году в Смоленске. Он все еще был разрушен после войны, и мы там восстанавливали железные дороги, укладывали вторые пути, строили станции, чтобы увеличить пропускную способность железнодорожного транспорта, чтобы можно было больше провозить. Восстанавливал я и железную дорогу Ленинград-Мурманск. С 54-го по 56-ой год был на целине – шло построение железных дорог при освоении целинных и залежных земель. Это была общегосударственная задача, за 10 лет выполнения которой было построено 3700 километров железных дорог. Но там были не только мы, военные железнодорожники, но еще было много молодежи, добровольно приезжали комсомольцы: был объявлен набор где-то на 140 000 комсомольцев, а приехало больше 500 000.
Вспоминая свой опыт, я хотел бы пожелать молодому поколению смело брать информацию, но умело её анализировать. Потому что учеба, знания, опыт – это не вещмешок. В вещмешок чем больше грузишь, тем тебе тяжелее. Со знаниями по-другому: чем больше имеешь, тем легче живется. Знания никогда не будут отяжелять жизнь человека.