Ржев: кому принадлежит воинская слава?

В рамках проекта «Медиаволонтеры» студенты отправились в первую рабочую поездку в Ржев. В преддверии 9-го мая они посетили главные достопримечательности города, посвященные Великой Отечественной войне: музей, кладбища советских и немецких солдат, обелиск воинам-освободителями и Ржевский мемориал. Из этого путешествия ребята привезли много качественных материалов: текстов, фотографий и видео. Пребывание рядом с монументальными сооружениями на местах, которые стали могилой для многих, оставляет не только яркие впечатления, но и заставляет ощутить себя маленьким и задуматься: «Есть ли место индивидуальности на войне?», «Чей именно подвиг мы помним?». Чтобы найти ответы, нужно вернуться в день поездки и в деталях вспомнить, как она прошла.

Ржев: кому принадлежит воинская слава?



Первым делом студенты направились в музей военной истории Ржева. Это небольшое здание, внутри него 3 выставочных зала, один из которых отведен под диораму «Ржевская битва». Портреты и фотографии окружают посетителей со всех сторон. Среди них быстро узнаются большие исторические фигуры: Иосиф Виссарионович Сталин и Адольф Гитлер. Но кто все остальные? В течение экскурсии становится немного понятнее: экскурсовод пересказывает историю генерала-ветерана Михаила Ефремова, который отказался отступать в одиночку и героически сражался плечом к плечу со своими солдатами на Ржевско-Вяземской операции 1942-го. Он получил ранение, из-за которого оказался парализован, и решил застрелиться, чтобы избежать немецкого плена. Следующий зал посвящен жизни ржевитян в оккупации, там же студентов подробнее познакомили с деятелями подпольной раздведческой организации: ее лидером Алексеем Телешевым, Александром Беляковым и Владимиром Новожёновым. Они в составе большой группы собирали данные о противнике. Позже немцы арестовали и пытали партизан, но молодые люди себя не выдали. Позже они были повешены. Фотография трупов молодых людей – одна из самых шокирующих и заметных частей экспозиции.
 

Экскурсовод озвучивает ущерб: более миллиона убитых, раненых и пропавших без вести. Сам город был практически разрушен, вынужденно принесен в жертву, без которой количественных потерь оказалось бы в разы больше. Перед тем, как пригласить студентов к диораме, экскурсовод рассказывает о восстановлении Ржева и подмечает: 

«Город утратил историческое своеобразие и стал обычным советским райцентром…»  

Нечто похожее произошло и с людьми на войне: они утратили свое уникальное «я». На заднем плане диорамы изображены солдаты. У каждого из них есть прототип – настоящий воин, историческое лицо, которое уже не опознать и не вспомнить. На переднем плане перевернутые пыльные орудия, сломанные предметы – одним словом « мусор войны ». Среди этого хлама лежит маленькая резиновая белочка. Ее принес один из жителей города. Во время войны он смог избежать оккупации, а затем вернулся на руины своего дома, под которыми уцелела эта игрушка. У любой личной вещи, найденной на полях боя, найдутся владелец и история, но в конце концов среди разбитых пушек они останутся «мусором». 

 






Экскурсия по диораме «Ржевская битва»

 

Последней частью экскурсии становится просмотр видео. Закадровый голос читает «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского. На экране песочная анимация: солдат, поле, письмо-треугольник, руки матери. 

При осмотре экспозиции невольно возникает ощущение, что обычные, простые солдаты затираются, становятся цифрой на табличке, фактом из учебника истории. Большинству оказываются известны пара-тройка фамилий, остальные не опознаны, не найдены, пропали без вести. Как и город, который стал лишь местом событий, так и солдаты превращаются в коллективное и обезличенное «армия». 

 
 
Кресты на Мемориальном кладбище советских воинов

 


Следующим было посещение ржевских кладбищ. Совсем рядом друг с другом лежат красноармейцы и немцы. Основное отличие между ними – это количество именных могильных камней. На немецкой стороне стоят ровные камни, на которых десятки, сотни фамилий. Экскурсовод говорит, что в этом маленьком участке земли лежит почти 43 тысячи человек. Советские солдаты оказались более суеверными, чем немецкие и реже носили подписанные медальоны, из-за этого их сложнее опознать, поэтому на этом кладбище плит и камней немного. Проходя мимо плит и обелисков невозможно увидеть за именем и годами жизни реального человека. Почему он воевал? Кем он был?

Цветы на могильном камне советских солдат

В ответ слышны только шелест деревьев и щелчки затворов камер.

Апогеем ржевской архитектуры по праву можно считать монументальную скульптуру Советского солдата. Его бронзовый плащ развевается и постепенно переходит в крылья объявших силуэт журавлей воин будто парит над холмом. По обе стороны холма возвышаются плиты, на которых вырезаны имена тех, кто некогда сражался под Ржевом. Фамилии и инициалы составляют портреты – лица, которые смотрят на своих потомков печальными и воинственными глазами. Вместе они создают не просто монумент, а единый образ воина Великой Отечественной. Советский солдат носит имя каждого, кто шел за Отечество, потому что каждый из шедших – Советский солдат.

 

Скульптура советского солдата

 

История показывает вещь, которую сложно принять в эпоху расцвета индивидуальности и свободы самовыражения: на войне личность сталкивается с необходимостью слиться в коллективное «я». Неординарные поступки талантливых военачальников и самоотверженность отдельных солдат, несомненно, приближали мир к победе над общим врагом, но все они в итоге составляли часть одного целого. Воинская слава Ржева принадлежит народу, чей подвиг чтят и помнят соотечественники в прошлом, настоящем и будущем.

 

 

Обелиск освободителям Ржева

 

Авторы текста: Мила Хабриева, Александра Майданская 

Фотограф: Александра Майданская