Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общемосковский семинар «Экспертные оценки и анализ данных»

12 февраля 2025 года в 14:30 состоялась онлайн ZOOM-трансляция заседания Общемосковского семинара «Экспертные оценки и анализ данных».

Название доклада: Динамика спроса на высшее образование в России (на основе данных проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг качества приема в вузы»).
Докладчик: И.В.Абанкина, К.В. Зиньковский (Институт образования НИУ ВШЭ)



Аннотация:
В докладе рассматривается динамика спроса на высшее образование в контексте государственной политики, направленной на увеличение бюджетного приема в вузы для снижения последствий пандемии и ухудшения экономического положения семей, поддержки региональных вузов и приоритета подготовки по техническим и ИТ специальностям для интенсификации технологического развития страны.
По результатам исследования, можно сделать вывод о плавном росте совокупного спроса, замещении в регионах платного приема бюджетным и росте цен на платное образование, особенно в ведущих вузах. Риски чрезмерной концентрации «высокобалльных» абитуриентов в вузах Москвы и Санкт-Петербурга не снижаются, несмотря на предпринимаемые меры госполитики.
Совокупный спрос на технические направления поддерживается за счет перераспределения бюджетных мест от «лириков» к «физикам», что приводит к выдавливанию спроса «лириков» в платное образование. Динамика реального спроса на технические направления подготовки (за исключением ИТ) находилась в противофазе с мерами госполитики вплоть до 2022 года. В регионах набор на технические направления, начиная с 2023 года значительно вырос, а качество абитуриентов скорее снижалось и значительно уступает столицам.