• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессор Дрейзен: студенты Вышки дают пищу для серьёзных размышлений

С 5 по 14 октября в НИУ ВШЭ проходила Летняя школа МЛАВР НИУ ВШЭ. В качестве одного из лекторов выступал профессор Мэрилендского университета (США) Аллан Дрейзен. В своем интервью для МЛАВР профессор Драйзен рассказал не только о важности законодательной политики в современной демократии, но и о том, чем его поразили студенты Вышки, как важно уметь прислушиваться к своей интуиции, и почему теория всегда важнее практики.


- Профессор Дрейзен, тема Вашей лекции на Летней школе была посвящена законодательной политике – почему Вы выбрали именно эту тему?

Лекция была посвящена особенностям моделирования законодательства с точки зрения математических моделей. Тезисы моего доклада сформированы на основе работ, начиная с 90-ых годов и посвящённых законодательству в торговле и заканчивая самыми последними работами в законодательной сфере. В последних исследованиях были рассмотрены модели, когда законодатели распространяли особые привилегии (предоставляемые по политическим соображениям), а также модели, когда законодатели сконцентрировались на так называемой «ответственной политике», которая предполагает удовлетворение общих потребностей, а не раздачу отдельных привилегий.

- Насколько актуальна эта тема?

Законодательная практика принятия решений занимает центральное место в представительной демократии. Поэтому любой, кто хочет понимать политику своей страны, должен начать с изучения её законодательства.   

- У Вас большой опыт преподавания: Вы обучали студентов США, России, Израиля. Можете сравнить их?

Я стал работать в сфере политической экономики в 90-ых годах, тогда же начал вести преподавательскую деятельность. Учитывая сложность восприятия темы для студентов, я проводил много дополнительных лекций и семинаров. Но стоит признать, что я был впечатлён мышлением своих студентов. Были те, кто не только отлично усваивал материал в короткие сроки, но даже те, кто с первых занятий зрели в самый корень и задавали продвинутые вопросы. Это, кстати, отличает и студентов ВШЭ – моментально ловить суть. Ваши студенты хорошо натренированы, обладают природной способностью к пониманию. Я был впечатлён их уровнем.

- Известно, что российское образование всегда делало акцент на тщательном и глубоком изучении теории, тогда как американские и европейские студенты основное учебное время посвящают именно практическим вопросам. Т.е. одни могут испытывать дефицит практики, другие – теории. Как Вы считаете?

Думаю, именно благодаря тому, что мои лекции строились во многом на теоретических аспектах политической экономики, они имели большой отклик среди ваших студентов и были так легко усвоены ими. Что касается практики, то я считаю, человек никогда не примет правильного решения и не сделает правильный выбор, не имея под собой глубокой теоретической основы.

- Но дефицит практики тоже может стать проблемой.

Я строил свои исследования на теории, но в то же время всегда был мотивирован практическими аспектами и проблемами реального мира. На мой взгляд, это самый лучший метод. С одной стороны, изучая теорию с точки зрения её практического применения, вы никогда в ней не заблудитесь. С другой стороны, вы никогда не примете верного политического решения, не зная теоретических основ проблемы.

- Вам, как человеку науки, нужно ли какое-то вдохновение, чтобы проделать исследовательскую работу или написать научную статью? Где Вы берёте вдохновение?

Во-первых, можно внимательно посмотреть на сами вопросы и на исследования, которые уже были проделаны, и понять, чего не хватает, почему на интуитивном уровне для тебя это имеет смысл, т.е. полностью довериться и следовать интуиции. Второй выход - это довериться здравому смыслу. Можно применить технический подход к решению проблемы, и двигаться так до тех пор, пока не появится решение, которое ты не ожидал получить.

- Каково Ваше общее впечатление от визита в Высшую школу экономики?

Очень положительное. У Вас толковые студенты, с хорошей базой, с сильными аргументами и собственной позицией. Общение с ними доставило мне огромное удовольствие, поэтому я бы с радостью вернулся ещё раз. Я считаю, что Высшая школа экономики – замечательное место для исследовательской и практической работы, с сильными преподавателями и отличными студентами. Больше всего я был потрясен теми ребятами, которые моментально словили суть и задавали очень грамотные и толковые вопросы, над которыми я должен был серьёзно подумать. А это отличительный признак по-настоящему хороших студентов: когда они задают тебе вопрос, а ты им отвечаешь: «Хороший вопрос, надо подумать, я никогда раньше не задумывался над этим». И стоит признать, что мне редко задают такие вопросы, над которыми мне сначала нужно хорошенько подумать, чтобы ответить. На первой лекции ваши студенты работали так хорошо и активно, что я понял, что ко второй лекции мне следует подготовиться получше. Поэтому я потратил много времени на улучшение своей следующей презентации, чтобы удостовериться в том, что сейчас всё максимально ясно и доступно. Я не только наслаждался лекциями и студентами, но и сам узнал для себя что-то новое, потому что прежде никогда не задумывался над некоторыми вопросами.

 


Справка:

Аллан Дрейзен (Allan Drazen), 1950 г. р.

Образование: Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology), Ph.D., профессор

Место работы: Университет Мэриленда, США (University of Maryland, USA)

Профессиональные интересы: политическая и международная экономика,политическая экономия в макроэкономике, политические циклы бюджета, модели демократизации и др.

 

Интервью взяла Евгения Таранова