• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление С.Г. Куливца С.Г. (ИПУ РАН) и Д.В. Ушакова (ИП РАН) на тему "Моделирование связи когнитивных способностей с экономическими достижениями"

19 апреля 2017 г. в НИУ ВШЭ состоялось очередное заседание общемосковского научного семинара "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ  В ЭКОНОМИКЕ, БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ".


Докладчики: Куливец Сергей Геннадьевич (канд. техн. наук, научный сотрудник Института проблем управления РАН) и Ушаков Дмитрий Викторович (д-р психол. наук, профессор, член.-корр. РАН, зав.лаб. Психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН)

Краткое описание доклада
В последнее время появились работы, в которых обосновано влияние психологических переменных на социальные и экономические достижения стран и обсуждаются механизмы этого влияния (Журавлев, Ушаков, Юревич, 2013). Особую роль среди этих переменных играют когнитивные способности. Проблема обусловленности экономических достижений человеческими способностями и умениями исследуется с двух сторон: экономистами и психологами. Экономисты вывели на передний план понятие человеческого капитала (Becker, 1964; Schultz, 1968, Петти, 1995, Смит, 1956, Сэй, 2000, Фишер, 1993). По сравнению с экономистами козырь психологов в отношении проблемы человеческого капитала – возможность эмпирически оценивать когнитивные способности людей и на этой основе исследовать их генетическую и эпигенетическую обусловленность. Р. Линн и Т. Ванханен выпустили книгу (Lynn, Vanhanen, 2002), в которой утверждалось, что интеллект населения стран является существенным фактором, оказывающим влияние на состояние их экономик. Авторы составили список среднего интеллекта для 81 страны мира на основании опубликованных данных исследований интеллекта. Они обнаружили высокую корреляцию посчитанного ими национального интеллекта как с доходом на душу населения в этих странах, так и с экономическим ростом в периоды 1950–1990 и 1976–1998 гг. Важный, но пока не объясненный результат Линна и Ванханена заключается в характере связи национального интеллекта с подушевым доходом.
Предложенная имитационная модель рассматривает успешность экономики страны как успешность в решении задач (производстве товаров), на которую напрямую влияет уровень компетентностей (способности) нанятых для этого работников в стране. Результаты решения задач (товары) реализуются на общем рынке товаров между странами. Полученные результаты имитационной модели сравниваются с данными по экономическим показателям стран (зависимость IQ/ВВП) (Lynn, Vanhanen, 2002).


Дополнительные материалы