Состоялась первая выездная школа в Университете Тромсе - Арктическом университете Норвегии
Группа сотрудников МЛАВР, возглавляемая заведующим лаборатории Алескеровым Ф.Т., вернулась из выездной Школы в Арктическом университете Норвегии (UiT). Школа проводилась с 24 по 28 сентября 2018 года в рамках трехлетнего проекта по международному сотрудничеству между НИУ ВШЭ и Арктическим университетом Норвегии.
Программа по обучению студентов включает в себя такие предметы как социальные, гуманитарные, естественные науки и технологии в контексте анализа и решения проблем взаимодействия технологических инноваций и социума в Арктике.Тематика программы обучения- междисциплинарное применение фундаментальных исследований для улучшения условий жизни и развития межстрановой кооперации в Арктическом регионе за счет внедрения технологических инноваций.
Центральное место в проекте занимает организация трех выездных школ для норвежских и российских студентов, по одной школе в год. Каждая школа длится одну неделю и предполагает выступления ученых и отраслевых специалистов с презентациями, посещение производственных предприятий и частных компаний для взаимодействия с представителями государственных служб и частных компаний, а также участие в координируемой научным руководителем групповой работе, которая должна быть представлена и оценена на итоговом заседании.
Российскими и норвежскими профессорами были прочитаны ряд лекций.
Своими впечатлениями об участии в первой выездной школе в Арктическом университете Норвегии поделились участники проекта.
Бульдяев Александр (стажер-исследователь, студент 1 курса магистратуры МФТИ) :
"Прежде всего мне бы хотелось поблагодарить организаторов, участников и всех причастных к произошедшей поездке. За что же благодарность? Постараюсь ответить по пунктам: Контекст: Обмен знаниями: Межкультурное общение: Проект: Различные интересы, уникальный академический бекграунд, позволили полноценно взглянуть на повестку проекта и предложить подход по изучению миграционной проблемы региона с использованием сетевого анализа, эконометрики, ряда прочих методов. Мы надеемся, что нам представится возможность реализовать данную идею. Не на первом плане, но на высшем уровне: Резюме Итак, Спасибо!"
|
Альмухаметова Гузель (студентка 4 курса бакалавриата, ФКН НИУ ВШЭ)
В моем представлении Норвегия была страной, покрытой льдами и снегом. Однако, когда я увидела все красоты этой страны вживую была очень приятно удивлена: живописные леса, огромные снежные горы, шум заливов и приятная погода. И то, что конференция проходила в нескольких городах никак нельзя назвать минусом. Мы лучше познакомились с культурой норвежцев, поплавали на пароме и испытали невероятные чувства.
Очень понравилась организация мероприятия: познавательные лекции комбинировались с практической задачей. Также большим плюсом был командный проект, который помог лучше познакомиться с людьми, узнать много нового и развить в себе полезные навыки.
Немаловажным является тот факт, что мы все подружились за время проведения конференции. Все ребята оказались очень дружелюбными, добрыми и умными. Я надеюсь, что мы еще не раз встретимся и интересно проведем время.
Гавриленкова Ирина (стажер-исследователь МЛАВР, студентка 1 курса магистратуры, ФСН ВШЭ)
С 23 по 30 сентября 2018 года мы с группой коллег из лаборатории посетили Университет Тромсё, Норвегия и приняли участие в недельном курсе "Society and Advanced Technology in the Arctic". Курс был междисциплинарным: он затрагивал вопросы как политики и экономики, так и технологий и естественных наук – областей, жизненно важных для развития Арктического региона. В ходе курса мы посетили офис норвежской нефтедобывающей компании Equinor и кампус Университета Тромсё в городе Харштад, а также научно-исследовательские центры FRAM и SIVA Innovation в Тромсё, где представители данных организаций рассказали нам о своей работе. В конце курса мы с коллегами представляли групповые проекты, в которых мы должны были предложить решение потенциальных конфликтов между разными стейкхолдерами в Арктике. Для меня этот курс оказался интересным опытом, так как он затрагивал те сферы, к которым я раньше не имела никакого отношения, что во многом способствовало расширению моего кругозора. Посещение одной из крупнейших норвежских компаний и общение со специалистами в своих областях было уникальной и очень ценной возможностью для меня. Тот факт, что всё это происходило на севере Норвегии, являлось несомненным плюсом, так как это очень красивое с точки зрения природы место.
Мария Ермолова (стажер-исследователь МЛАВР)
23 – 30 сентября 2018 года в городе Тромсё Норвегии Университет Арктики организовал Летнюю школу, посвященную социальным проблемам и передовым технологиям Арктики. В Летней Школе приняли участие норвежские и российские студенты, поскольку и для России, и для Норвегии Арктика является важным регионом с экономической, социальной, культурной, политической и стратегической точек зрения.
В рамках курса студентам требовалось предложить проект исследования, связанный с решением проблем Баренцева моря. Для обеих стран Баренцево море является ресурсной базой. На данный момент в Баренцевом море расширяются добыча нефти, рыболовство и судоходство благодаря сокращению льда. Это создает конфликт между заинтересованными сторонами. Требуется определить последствия расширения каждых из секторов и выбрать наиболее оптимальное распределение ресурсов Баренцева моря.
Для подготовки проекта студенты посетили промышленную компанию по добыче нефти и газа Equinor, научно-исследовательские центры, занимающиеся вопросами Арктики (Университет Арктики, FRAM центр и инновационный центр Siva).
В Equinor отметили необходимость дальнейших исследований месторождений нефти, так как без продолжения исследований запасы нефти и газа исчезнут в 2050 году. Чтобы поддержать те же объемы добычи к 2030 году и позже индустрии необходимо открывать 700 млн баррелей в год. Именно изучение Баренцева моря позволит достичь таких показателей. Как Equinor, так и FRAM центр и Siva разрабатывают новые технические решения для сейсморазведки, в том числе улучшение технических характеристик приборов и разработка методов машинного обучения для анализа показателей приборов. Активно разрабатываются онлайн-платформы для обмена информации о сейсмологических разведках (например, sam-x.no).
В Арктике существует ряд экологических проблем, которые исследователи пытаются изучить с целью избежать, замедлить их процесс и сократить уровень негативных последствий от них. Например, таяние льдов в Арктике ставит перед исследователями новые задачи: изучить текущую структура льда, спрогнозировать его состояние в следующий период, изучить траекторию его движения. Другой насущной проблемой является разливы нефти в море - исследователи должно уметь быстро обнаружить разлив, чтобы предотвратить и избежать негативных последствий для окружающей среды. Исследователи учатся выявить не только разливы, но и сами месторождения нефти и газа, например, на основе амплитуды волны. FRAM центр также отмечает существенный уровень закисление океана (повышение уровня углекислого газа в океане) и выделяет данную проблему в отдельной направление для исследований. Результаты исследований по Арктике активно используются регуляторами, а также добровольно промышленностью, чтобы наладить ответственное коммерческое использование природных ресурсов.
Коллеги из Akvaplan-Niva рассказали про количественные исследования в области океанографии. В частности, они отметили модель FVCOM (the Finite Volume Community Ocean Model) для моделирования циркуляции и динамики экосистем и показали ее реализацию на примере.
Вместе с норвежскими коллегами на Летней школе выступили профессора и доценты Высшей Школы Экономики. В частности, Фуад Тагиевич Алескеров рассказал об исследованиях Арктики, которые проводятся в стенах МЛАВР сотрудниками Лаборатории.
За возможность участия в Летней Школе в Норвегии благодарю профессора Фуада Тагиевича Алескерова, профессора Rasmus Bertelsen, профессора Stein Østbye, профессора Michael Morreau. За интересную работу над проектом на Летней Школе, а также работу на протяжении всего курса благодарю всех преподавателей и участников Летней Школы!