Международные лаборатории как часть стратегии развития
В конце 2010 — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу международные научные лаборатории, совместное руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Об особенностях научно-учебной деятельности международных лабораторий Вышки рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.
В конце 2010 — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу международные научные лаборатории (Международная лаборатория анализа и выбора решений, Лаборатория институционального анализа экономических реформ и прочие), совместное руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Об особенностях научно-учебной деятельности международных лабораторий Вышки рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.
— Мария Марковна, какова миссия международных лабораторий ВШЭ?
— Международные лаборатории — это часть стратегии развития университета по созданию и развитию научного, преподавательского и кадрового потенциала. Международные лаборатории, как и любые другие лаборатории, действующие в университете, решают, прежде всего, научные задачи, но как показывает практика, их решение не неотделимо от решения учебных и кадровых задач. Мы рассчитываем создать интегрированные в международную науку команды, которые через три года смогут стать полноценными исследовательскими центрами. Для этого мы пригласили ведущих зарубежных исследователей совместно с нашими учеными возглавить научные лаборатории сразу по нескольким направлениям. Команды, которые начали работу в конце прошлого и в начале этого года, включают как научных сотрудников и преподавателей, так и студентов магистратуры и бакалавриата, ориентированных на академическую деятельность.
— Каков статус зарубежных коллег, участвующих в деятельности лабораторий?
— Наши зарубежные коллеги не только формально являются руководителями лабораторий и сотрудниками ВШЭ, они инкорпорированы в вышкинскую среду — каждый из них проводит в России не менее двух месяцев в году. И именно в ежедневной совместной работе происходит передача опыта, формируется академическая культура, приобретаются исследовательские навыки и практики. На наш взгляд, возможность поработать под началом профессионалов высочайшего уровня, в том числе нобелевского лауреата (С 20 мая 2011 года в НИУ ВШЭ в качестве главного научного сотрудника Международной лаборатории анализа и выбора решений работает лауреат Нобелевской премии, профессор Принстонского Университета Эрик Маскин. — Прим. Ред.), должно стимулировать наших студентов и сотрудников к научной деятельности. Очевидная мотивация и интерес со стороны наших коллег проявляются не только в подготовке конкретных статей с конкретными исследователями, но, прежде всего, в общем стремлении дать как можно больше обратной связи на то, что они слышат и видят в университете.
— Сколько на сегодняшний день международных лабораторий действует в ВШЭ?
— Сейчас в рамках программы фундаментальных исследований в ВШЭ созданы восемь международных лабораторий, еще две лаборатории начали свою работу по гранту Минобрнауки — в Москве была открыта Лаборатория социокультурных исследований, а в Санкт-Петербургском филиале Вышки — Лаборатория сравнительных социальных исследований. Плюс уже почти год действует Международная научно-учебная лаборатория финансовой экономики МИЭФ. Итого получается одиннадцать международных лабораторий. Все эти лаборатории возникли, конечно, не на пустом месте, они созданы на основе уже существующей кооперации, на базе различных совместных проектов, и в этом мы видим залог их успешной деятельности. Мы помогли сформировать исследовательские коллективы, закрепить уже имеющие связи, но обоюдная заинтересованность в совместной деятельности присутствовала изначально.
— Практически каждое научное подразделение ВШЭ имеет академические контакты с зарубежными исследователями, планируется ли расширение количества международных лабораторий?
— Мы бы хотели, чтобы таких лабораторий было больше, но это очень дорогостоящее и рискованное предприятие. И поскольку это — эксперимент, то сначала мы проанализируем результаты работы уже созданных международных лабораторий. Нам нужно подождать и, возможно, скорректировать нашу политику, с учетом того, каких результатов они добьются. Пока же можно говорить скорее о процессе, чем о результатах. Но мы понимаем, что исследования международного уровня рождаются не сразу. Лаборатории только начали работать, создали свои группы, запустили исследования, точнее их эмпирическую часть. Но мы доверяем нашим исследователям и верим в успех этого предприятия.
— Деятельность лабораторий представлена в основном проектной частью, но ведь будут еще различные мастер-классы и семинары, не так ли?
— Международные лаборатории имеют несколько направлений деятельности. Основная — исследовательская деятельность, но, как я уже говорила, не менее важная — преподавательская. Мы сейчас как раз пытаемся отработать оптимальные механизмы встраивания работы лабораторий в учебный процесс. Седьмого июня прошел однодневный семинар, на котором заслушивались и подробно разбирались результаты работы первого года академической аспирантуры, на нем, в том числе, присутствовали те руководители лабораторий, кто сейчас находится в Москве. Часть руководителей международных лабораторий входят в наши консультационные комитеты — Международный консультативный комитет НИУ ВШЭ, Комитет по ПНР «Экономика». Таким образом, мы пытаемся задействовать самые разные компетенции этих людей — и как исследователей, и как преподавателей, и как экспертов, которые в своих университетах участвуют в институциональном строительстве.
И потом, каждый руководитель лаборатории, как правило, привозит к нам своих коллег, которые включаются в работу лаборатории и способствуют формированию качественной академической среды в университете в целом. Так что полезный эффект от такого сотрудничества сложно переоценить. Международные лаборатории — это не изолированные единицы, а структуры, глубоко интегрированные в жизнь университета во всех плоскостях — учебной, научной, консультационной, административной. Мы рассчитываем, что их жизненный цикл не закончится по истечении трех лет, и они будут развиваться как полноценные научные центры, ведущие исследования мирового уровня.
Хочу особо отметить, что лаборатории открыты к новым людям, если кто-то заинтересован в том, чтобы подключиться к работе одной из них, сейчас самое время это сделать.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ