Анна Резяпова - об участии в школе SVF-8063 Society and Advanced Technology in the Arctic на о. Шпицберген
С 13 по 19 июня в г. Лонгйир (о. Шпицберген) состоялась школа SVF-8063 Society and Advanced Technology in the Arctic, организованная Арктическим университетом Норвегии (UiT), в которой приняли участие сотрудники МЛАВР НИУ ВШЭ. О полученном опыте и впечатлениях от участие в школе поделилась стажер-исследователь лаборатории Анна Резяпова.
Society and Advanced Technology in the Arctic, так назывался курс для аспирантов и магистров, организованный совместно с НИУ ВШЭ и Арктическим Университетом Норвегии (UiT), в котором мне посчастливилось участвовать. Курс проходил в Норвегии в арктическом городе Тромсё в 2018г. и в самом северном поселении мира – Лонгьйире (на Шпицбергене) в 2019г.
Курс состоял из лекций преподавателей НИУ ВШЭ и UiT, а также совместной работы над проектом по развитию Шпицбергена (или Свальбарда) и одного и городов российского Севера.
Первым уроком, который мы выучили на практике, было то, что Шпицберген является особой территорией и не входит в Шенгенскую зону. Это значит, что для посещения Шпицбергена через Норвегию (а мы летели через Осло и Тромсё) нужна не однократная виза, которая была у многих из нас, включая меня, а как минимум, двукратная, чтобы иметь возможность вернуться. К счастью, губернатор Свальбарада обладает полномочиями выдавать визы, и благодаря руководителям проекта – Фуаду Тагиевичу и Расмусу Бертельсену мы получили наши визы (и нам не пришлось провести остаток жизни на Свальбарде).
Свальбард – это особая территория во многих смыслах, это место, где практически нельзя родиться (беременных на поздних сроках увозят на континент) или умереть (из-за вечной мерзлоты здесь нельзя хоронить). А при входе в помещения есть знак о том, что нужно оставить оружие снаружи. Оружие есть почти у всех, кто живет здесь более-менее постоянно. Все потому, что белые медведи – частые гости в поселении, а выходить за пределы поселения можно только с ружьем. Нам с этим тоже повезло, белые медведи нас не навещали, и мы их тоже. Но однажды мы встретили оленей по дороге в отель!
Вернемся к нашему курсу. Курс был сфокусирован на междисциплинарности в исследованиях. Лекции были прочитаны как специалистами в области принятия решений и анализа данных, так и специалистами по международным отношениям, демографии и философии. В этом огромное преимущество курса SATA, т.к. он заставляет мыслить нестандартно, не в рамках одной области.
Во время курса я узнала много нового о международном порядке в Арктике благодаря лекции проф. Расмуса Бертельсена (UiT). Кроме того, я узнала о положении Шпицбергена в международном порядке в Арктике, об ограничениях, которые он создает для политики на архипелаге, и о правовом статусе Шпицбергена. Любое международное сотрудничество и коммуникации предполагают разнообразие мнений и определенные риски при возможных разногласиях в будущем. В этом смысле концепция суперградирования, о которой рассказал Майкл Морро (UiT), была ценной и заставляла задуматься. Также было очень интересно послушать о том, как сотрудничество между государствами может быть смоделировано с помощью инструментов теории графов и теории игр. В лекции Николая Коргина (НИУ ВШЭ, ИПУ РАН) о трансграничном энергетическом сотрудничестве государства были представлены как многослойная модель. Влияние Китая в Арктике растет. Более подробно российско-китайские арктические отношения были рассмотрены в докладе Марии Кобзевой (UiT).
Космические технологии являются неотъемлемой частью сотрудничества в Арктике. Шпицберген имеет уникальное положение для спутниковых станций, а спутниковые услуги занимают важное место в стратегии развития экономики Шпицбергена. Способы применения данных технологий могут быть различны. Кроме того, положения основного документа Шпицбергена (Svalbard Treaty) накладывают жесткие ограничения на использование таких технологий. Космическое сотрудничество между странами Арктики имеет много применений, таких как прогноз погоды и многие другие, как я узнала из лекции проф. Тоне Блейе (UiT) во время школы. Кроме того, визит на спутниковую станцию KSAT был очень впечатляющим. Здорово, что удалось увидеть спутники в Арктике вживую. На самой станции было очень холодно. К счастью, сразу после лекции нас отвезли в офис KSAT и накормили вкусным горячим обедом (внутри офиса фотографировать было запрещено).
Было удивительно, как естественные науки сочетались с социологией и антропологией во время курса SATA. Лекция демографа Ольги Исуповой о российской Арктике и Дальнем Востоке была очень интересной и вдохновляющей. Понимание ценностей и взглядов местных жителей очень важно для планирования политики. Посещение местного университета UNIS позволило познакомится с жизнью местных студентов. Интересно, что в местном университете в основном учатся по обмену или приезжают для работы над конкретным проектом, университет не присваивает степени бакалавра или магистра. Нужно обладать огромной смелостью, чтобы приехать учиться или работать на Шпицберген. Люди в Арктике обладают уникальным характером и ценностями, на мой взгляд. Для того, чтобы жить в таких экстремальных погодных условиях и осваивать новые навыки человек должен быть очень смелым и настойчивым и точно знать, каковы его цели жизни в Арктике. Нам также удалось побывать в музее Шпицбергена и узнать, какой была жизнь первых переселенцев на архипелаге.
В течение всей школы мы работали в командах над проектом по развитию Шпицбергена и российского Севера. Нашей команде достался город Норильск. Я не была в Норильске, но судя по данным и материалам лекции школы, на российском Севере по сравнению, с норвежским, намного ниже уровень жизни и гораздо хуже ситуация с экологией. У всех команд были очень оригинальные и нестандартные идеи о развитии экономики и международного сотрудничества в Арктике. Решение нашей команды основывалось на улучшении качества жизни людей и усилении кооперации стран Арктики для более свободного перемещения иностранных специалистов.
Последняя (но не менее важная) часть нашей поездки в Арктику – это ее организация. Школа проходила в очень комфортных условиях несмотря на то, что мы были на крайнем Севере. Огромное спасибо организаторам школы и ее руководителям – Фуаду Тагиевичу и Расмусу Бертельсену за эту возможность побывать на Шпицбергене и получить опыт работы в компании замечательных людей.
Резяпова Анна, cтажер-исследователь МЦАВР