"В математических результатах есть красота"
Александр Карпов, преподаватель кафедры микроэкономического анализа ВШЭ, младший научный сотрудник МЛАВР, выпускник аспирантуры факультета экономики ВШЭ, считает, что кандидатская диссертация должна быть продолжением магистерской работы, а главным стимулом для молодого ученого являются не деньги, а увлеченность делом.
Александр Карпов
|
Александр Карпов, преподаватель кафедры микроэкономического анализа ВШЭ, выпускник аспирантуры факультета экономики ВШЭ, считает, что кандидатская диссертация должна быть продолжением магистерской работы, а главным стимулом для молодого ученого являются не деньги, а увлеченность делом.
— Александр Викторович, почему три года назад вы приняли решение поступать в аспирантуру?
— Я думал о научной карьере, еще когда учился в магистратуре факультета экономики ВШЭ. Выбирая специализацию магистерской программы — «Экономическое моделирование и экономическая политика» — я рассчитывал продолжить обучение в аспирантуре по экономической теории. С помощью моего научного руководителя Фуада Тагиевича Алескерова выбрал тему диссертации: «Ординальные модели систем пропорционального представительства».
— Это название мало о чем говорит людям, не имеющим отношения к экономике. Объясните, пожалуйста, популярно, в чем новизна и практическая значимость работы.
— Одна из фундаментальных проблем экономики — проблема принятия решений. Часто возникает задача выработки единого решения на основе индивидуальных мнений различных участников. Этой проблемой занимался Кеннет Эрроу, получивший Нобелевскую премию по экономике. В 1951 году он показал, что любая процедура, позволяющая индивидуумам сделать совместный выбор, будет нарушать такие естественные свойства, как анонимность, независимость от посторонних альтернатив и прочие. Советы директоров акционерных компаний, международные организации, парламенты некоторых стран формируются с использованием методов пропорционального представительства, которые не анализировались в рамках подхода Кеннета Эрроу. Поэтому свою диссертацию я решил посвятить исследованию этих систем, обобщив весь спектр предпочтений участников, а не только наилучших альтернатив. Это нетривиальная задача, хотя на данную тему есть много литературы, но открытых вопросов еще больше.
— Почему теоретическую тему вы предпочли прикладной, практической?
— В математических результатах есть красота. Кроме того, они применимы к любой ситуации и представляют вечную, а не сиюминутную ценность. А эмпирические научные работы вызывают больший резонанс сегодня, но зато быстрее забываются.
— Сколько лет вы проучились в аспирантуре? Удалось ли защититься в установленные сроки?
— Я поступил в аспирантуру в 2009 году, защитился в мае 2012 года, на несколько месяцев раньше планируемого срока. Причина в том, что этой темой я занимаюсь давно, и у меня были публикации в научных журналах. То есть я стартовал не с «нуля», а продолжал исследования, начатые в магистратуре.
Я считаю, что поступающих в магистратуру необходимо ориентировать на продолжение научной карьеры, уже на данном этапе продумывать тему будущей диссертации, начинать собирать для нее материал, и тогда защититься удастся в срок или даже раньше. То есть магистерская работа должна быть предтечей кандидатской. Не случайно в США магистерские программы как бы встроены в программы PhD, которые длятся 5 лет: 2 года будущие ученые слушают лекции, сдают экзамены, а оставшиеся три года пишут научную работу. В Европе тоже постепенно переходят на подобную систему.
— Кто-то еще из ваших коллег-аспирантов сумел защититься досрочно?
— Из моих товарищей, поступивших в один год со мной, досрочно защитился Даниел Карабекян. Некоторые защищаются на год позже, кто-то вообще уходит из аспирантуры, осознав, что научная деятельность не их призвание.
— Как вы думаете, почему так происходит? Может быть, привлекательность аспирантуры для молодежи могут повысить только мощные материальные стимулы?
— Дело не только в деньгах. Просто сегодня есть много других возможностей реализовать себя, помимо научной карьеры, — например, в бизнесе.
Что же касается науки, то людей, склонных к такому виду деятельности, не может быть много по определению. Я лично знал тех, кто уходил из аспирантуры, осознав, что им неинтересно заниматься наукой и жаль тратить время на диссертацию. Так что интерес, увлеченность — здесь, пожалуй, ключевые слова.
Кроме того, аспирантура представляет интерес только для тех, кто собирается в дальнейшем преподавать в университете и продолжать научную карьеру. Для трудоустройства в других сферах ученая степень, может быть, играет какую-то роль, но скорее всего — второстепенную. Временные и другие издержки на ее получение, по-моему, окупаются только при условии продолжения деятельности в вузовской и научной сфере.
— В 2010 году в Вышке была открыта аспирантура полного дня, предусматривающая погружение аспирантов в научную среду. Однако внутренний мониторинг показал, что даже стипендия 25 тысяч рублей не гарантирует отказа от подработок на стороне. Неужели этого мало?
— Поступая в аспирантуру, человек ориентируется не столько на стипендию, сколько на ожидаемую зарплату после защиты. А средняя зарплата российского преподавателя даже в Вышке сегодня меньше, чем на Западе, поэтому конкуренция идет не между аспирантурой и бизнесом, а между аспирантурой в российских вузах и программами PhD. За рубежом также выплачиваются хорошие стипендии аспирантам, и зарплаты преподавателей выше.
— А вы подрабатывали, когда учились в аспирантуре?
— На первом курсе я работал экспертом в Центре макроэкономических исследований в Сбербанке, потом перешел на полную ставку преподавателя на кафедру микроэкономического анализа в НИУ ВШЭ. Мне этого достаточно.
— Почему поменяли работу в банке на преподавательскую деятельность?
— Я очень скоро понял, что мне интереснее работать в науке, чем аналитиком. И видя, что руководство ВШЭ очень заинтересовано в молодых кадрах, я пошел работать на полную ставку, тем более что в университете оказывают существенную поддержку начинающим специалистам. Например, за публикации в иностранных журналах выплачиваются надбавки, благодаря которым зарплата преподавателя становится сопоставимой с доходами в бизнесе.
— В каких иностранных журналах вам удалось опубликоваться? Трудно ли пробиться на страницы ведущих зарубежных экономических изданий?
— У меня опубликована одна статья в «Mathematical and Computer Modelling», другая принята к печати в «Social Choice and Welfare».
Процесс «производства» научной статьи выглядит примерно так. Когда есть некоторый текст будущей статьи, публикуется ее препринт. Обычно у каждого университета есть серия препринтов, которые выкладываются в Интернете. Это делается для того, чтобы, не дожидаясь публикации в журнале, зафиксировать авторство и получить комментарии.
Далее очень желательно выступить с работой на нескольких международных научных конференциях. Таким образом, автор узнает множество идей, замечаний, которые позволяют улучшить текст статьи, и кроме того, его работа становится известной широкому кругу специалистов в этой области. Бывает, что на конференции рекомендуют послать статью в тот или иной журнал.
Доработанная (по сравнению с препринтом) статья посылается в журналы, которые бывают разного уровня. Например, послав свой труд в самый престижный журнал, молодой автор, скорее всего, получит отказ, и тогда придется устанавливать контакты с другим изданием. Если редактор сразу не отказывает в публикации, то статья отправляется рецензентам (с высокой вероятностью среди них могут оказаться люди, которые слушали ваше выступление на конференциях, в том числе поэтому нужно представлять работы разным аудиториям). Через несколько месяцев приходят рецензии с решением либо отказать, либо опубликовать после внесения существенных или незначительных исправлений, либо опубликовать без доработок. Автор следует рекомендациям рецензентов и еще раз посылает статью. Статья принимается к печати и выкладывается он-лайн, но иногда ждать непосредственной публикации требуется после этого еще более года. То есть процесс публикации — от момента отправки статьи до ее появления в печати — может занимать около двух лет.
— На каких конференциях мирового уровня вам приходилось бывать? На какие вы собираетесь отправиться в ближайшее время?
— Я принимал участие в международных научных семинарах в Италии, Финляндии, Португалии. Еще будучи студентом, выступал с докладами на международных летних молодежных школах, организуемых ВШЭ: например, в июле 2006 года в Выборге защищал проект «Анализ издержек и выгод строительства Северо-европейского газопровода», в июле 2007 года в Будапеште представлял проект «Мировая практика производства и потребления биотоплива».
В июле нынешнего года я еду в Стамбул на Games 2012 — The 4th World Congress of the Game Theory Society (Игры 2012. 4-ый Всемирный конгресс общества по теории игр), где буду делать доклад. Это конференция, собирающая ведущих специалистов по теории игр раз в 4 года. Среди докладчиков — 5 нобелевских лауреатов, создавших теорию игр: Джон Нэш, Райнхард Зелтен, Роберт Ауманн, Роджер Майерсон, Эрик Маскин. Всего около 600 участников, представляющих все страны и все смежные области экономической науки. На конференции происходит знакомство с самыми современными идеями, возникновение связей (наука в современном мире работает как некоторая сеть из ученых, где почти все специалисты одной области знают друг друга лично), возможно, поиск будущих соавторов…
Могу пояснить, что теория игр — это математическая база для построения экономических теорий. Экономические модели — суть анализ взаимодействия многих независимых агентов. Теория игр отвечает на вопрос, каков результат взаимодействия этих агентов (игроков), если они имеют определенные стратегии и возможные выигрыши, получаемые после взаимодействия.
Методы теории игр находят применение не только в экономике, но и в других общественных науках — социологии, политологии, психологии, и других. Начиная с 1970-х годов, ее взяли на вооружение биологи для исследования поведения животных и теории эволюции. С Даниелом Карабекяном в июле мы едем в Берлин на научный семинар по тестированию теорий выбора. Это современная быстроразвивающаяся область исследований, над которой работают специалисты по нейронауке, психологии, теории игр, теории выбора.
— Вернемся к повседневным проблемам. Второй год в Высшей школе экономики проходят выборы лучшего преподавателя. Вы бы хотели в этом конкурсе победить?
— Да, мне это было бы приятно.
— А что нужно для того, чтобы завоевать авторитет среди студентов?
—Надо всегда быть готовым ответить на их вопросы, быть открытым и не жалеть времени на работу с ними.
— Если вы не знаете ответа на вопрос, вы в этом можете честно признаться?
— Если я не знаю ответа, то говорю, что посмотрю соответствующую литературу и дам ответ на следующий день.
— Как бы вы охарактеризовали нынешнее поколение студентов, чем оно отличается от ваших сверстников?
— Нынешние студенты, возможно, более целеустремленные, в том плане, что они больше интересуются программами двойных дипломов, зарубежных поездок, стажировок. Спектр их целей и задач расширяется, и это хорошо. Сам я не стремился к этому, поскольку хорошие условия для меня были созданы здесь.
— Есть ли у вас увлечения и хобби, помимо работы?
— В последнее время увлекаюсь чтением книг по эволюционной биологии — эта отрасль науки сегодня очень быстро развивается. Крайне интересно наблюдать за тем, что там происходит, даже не будучи специалистом.
Ольга Дашковская, специально для новостной службы портала ВШЭ
Источник - http://www.hse.ru/news/bird/54600524.html
Другие интервью, выступления и статьи в прессе сотрудников МЛАВР можно посмотреть по ссылке.