• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар - 3

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса НИС-3 в первом полугодии будут рассмотрены подходы к обработке естественного языка (NLP). Студенты получат представление об использовании моделей машинного обучения и нейронных сетей для задач NLP в сферах коммуникаций, рекламы, маркетинга и в исследованиях общественного мнения. Кроме того студенты изучат основные методы сетевого анализа в исследованиях коммуникации; сбора, анализа и визуализации сетевых данных с помощью программного обеспечения SNA. Во втором полугодии студенты получат углубленные знания методологии качественных исследований, в частности, будут изучены методы этнографии, кейс-стади, тематического анализа, обоснованной теории и дискурс-анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов третьего курса направления «Реклама и связи с общественностью» теоретических знаний и профессиональных компетенций, связанных с проведением научных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает базовый концептуальный аппарат дискурсивного анализа. Использует теории дискурса Лакло и Муфф, распознает ограничения этого подхода. Использует критический дискурс-анализ, распознает ограничения этого подхода. Использует дискурсивную психологию, распознает ограничения этого подхода. Использует нарративный анализ, распознает ограничения этого подхода.
  • Использует знания и реализовывает навыки NLP (Natural Language Processing)-технологий и компьютерной лингвистики для обработки и анализа неструктурированных данных, необходимых для исследовательских, коммуникационных и маркетинговых задач.
  • Применяет теоретико-методологические основания сетевого анализа при разработке дизайна исследования.
  • Использует основные понятия в области сетевого анализа при разработке дизайна исследования.
  • Разрабатывает дизайн сетевого исследования с учетом цели и задач исследования.
  • Производит отбор эмпирических данных для сетевого исследования.
  • Производит анализ эмпирических данных для сетевого исследования.
  • Реализует анализ сетевых данных в программе Pajek.
  • Представляет полученные результаты сетевого исследования.
  • Сравнивает, различает и объясняет особенности исследовательских стратегий/методов в качественном полевом исследовании.
  • Применяет обоснованную теорию или тематический анализ при анализе результатов качественного полевого исследования.
  • Представляет полученные результаты качественного полевого исследования в формате плотного описания (описание + интерпретация).
  • Разрабатывает дизайн качественного полевого исследования с учетом соблюдения этических принципов.
  • Реализует структурирование эмпирических данных в формате дневника наблюдения.
  • Реализует сбор эмпирических данных и доступ к полю с учетом его особенностей и наличию альтернатив коммуникации с информантами (наблюдаемыми).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текст-майнинг
  • Сетевой анализ
    Формат реализации: смешанный – офлайн формат в классе с элементами асинхронного онлайн формата для подготовки к занятиям.
  • Качественное полевое исследование
  • Дискурс-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 3
    Аудиторная работа 3 оценивает активность студентов во время семинарских занятий на основе прочитанной им основной литературы к семинару. Например, преподаватель может организовать обсуждение прочитанной литературы или провести практикум, для успешного выполнения которого будут необходимы знания, полученные из литературы к семинару. Аудиторная работа студента может выражаться в применении и демонстрации знаний из прочитанной к семинару литературы в ходе выполнения какой-либо активности (например, студент выступает добровольцем в качестве участника ролевой игры, или с инициативой публичной демонстрации собственного решения задания, или при обращении преподавателя с вопросом демонстрирует глубокое овладение содержанием прочитанной литературы).
  • неблокирующий Самостоятельная работа 3
    Самостоятельная работа 3 представляет собой тестирование овладения содержанием ОСНОВНОЙ литературы к семинару в дистанционной формате через Smart LMS (об изменении формата преподаватель сообщает заранее). Тестирование самостоятельной работы в Smart LMS будет производиться по определенным датам, которые оглашаются преподавателем не позднее чем за неделю. Тестовая сессия по определенному блоку семинаров проводится после прохождения этих семинаров всем курсом. Важно: Тестирование открывается в строго установленное время на 35 мин. Опоздание не приветствуется! Если студент приступил к тестированию с задержкой, это не дает ему оснований для компенсации времени. Студенты, не приступившие к тестированию, получают за тестовую сессию 0 баллов. О технических неполадках с системой следует информировать преподавателя в течение ДЕСЯТИ минут после официального времени начала тестовой сессии с помощью скринов экрана, если это сделано позже – претензии преподавателем не принимаются. Имеющиеся технические сложности необходимо фиксировать с помощью скринов, на которых обязательно отражается фамилия студента-владельца личного кабинета и текущее время.
  • неблокирующий Аудиторная работа 4
    Аудиторная работа 4 представляет собой оценку активности на семинарах в 4 модуле.
  • неблокирующий Домашнее задание 4
    Выбрать и сравнить дискурсы брендов на предмет общего и особенного в конструировании социальной реальности. Каждая группа должна выбрать тему и два бренда для сравнения. Бренды НЕ могут дублироваться в рамках одной группы. Продолжительность устной презентации – 20 минут. Число студентов в группе – 3-4. Презентации необходимо загрузить в облачную папку и отправить ссылку преподавателю к указанной дате.
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Домашнее задание 3 представляет собой групповую работу – проведение качественного полевого исследования (прикладная этнография, кейс-стади, виртуальная этнография/нетнография) методом включенного наблюдения. Домашнее задание выполняется втроем.
  • неблокирующий Тесты 1
    Предполагается 3-4 квиза. Это небольшие самостоятельные работы на одной из платформ (LMS, Google/Yandex формы, Socrative и т.д.), содержащие тестовые вопросы, а также вопросы с краткими и развернутыми ответами на 10-15 минут. Итоговая за Тест 1 представляет собой среднеарифметическую оценку.
  • неблокирующий Домашние задания 1
    Предполагается два домашних задания. Каждое из них – написание кода на языке Python и текстовых комментариев к нему, соединение пройденных функций и подходов в единую программу, решающую небольшие практические вопросы, анализ полученных результатов. Итоговая за Домашние задания 1 представляет собой среднеарифметическую оценку.
  • неблокирующий Проект 1
    Групповой проект – небольшое исследование, касающееся специальности, которое использует инструменты текстового анализа, освоенные в рамках курса. Техническая часть представляется в виде тетрадки с кодом и комментариями. Результаты проекта представляются на защите в формате презентации.
  • неблокирующий Тесты 2
    Онлайн тестирование на платформе LMS в конце каждого семинара (всего – 10). Тестирование состоит из 3-6 вопросов и заданий по теме проведенного семинара.
  • неблокирующий Домашние задания 2
    Два практических задания, выполняемых индивидуально и самостоятельно, загружаемых на платформу Smart LMS в ходе продвижения по курсу. Первая домашняя работа дается после освоения материала третьей недели, вторая – после освоения материала шестой недели.
  • неблокирующий Финальный проект 2
    Одно практическое расширенное задание, выполняемое индивидуально и самостоятельно по итогам курса, загружаемое на платформу Smart LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Домашние задания 1 + 0.2 * Домашние задания 2 + 0.2 * Проект 1 + 0.1 * Тесты 1 + 0.1 * Тесты 2 + 0.2 * Финальный проект 2
  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Аудиторная работа 3 + 0.3 * Аудиторная работа 4 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.2 * Домашнее задание 4 + 0.2 * Самостоятельная работа 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Croucher, S. M. (2016). Understanding Communication Theory : A Beginner’s Guide. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055331
  • Doing social network research : network-based research design for social scientists, Robins, G., 2015
  • Goldberg, Y. (2017). Neural Network Methods in Natural Language Processing. [San Rafael, California]: Morgan & Claypool Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1506512
  • Kurdi, M. Z. (2017). Natural Language Processing and Computational Linguistics 2 : Semantics, Discourse and Applications. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1642577
  • Nooy, W. de, Batagelj, V., & Mrvar, A. (2011). Exploratory Social Network Analysis with Pajek: Vol. Rev. and expanded 2nd ed. Cambridge University Press.
  • The SAGE Handbook of Social Network Analysis, , 2011
  • Yang Liu, & Meng Zhang. (2018). Neural Network Methods for Natural Language Processing. Computational Linguistics, (1), 193. https://doi.org/10.1162/COLI_r_00312
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Belk, R. W. (2006). Handbook of Qualitative Research Methods in Marketing. Edward Elgar Publishing.
  • Easley, D., & Kleinberg, J. (2010). Networks, Crowds, and Markets : Reasoning About a Highly Connected World. New York: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=324125
  • Taylor, S. (2013). What Is Discourse Analysis? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=562210
  • Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
  • Wasserman, S., & Faust, K. (1994). Social Network Analysis : Methods and Applications. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=490515
  • What is social network analysis?, Scott, J., 2012
  • Сетевые измерения в социологии : учеб. пособие, Градосельская, Г. В., 2004

Авторы

  • Бачурина Нелли Сергеевна
  • Гусева Полина Дмитриевна