Алёна Щеголькова: «Хороший куратор — это добрый, отзывчивый, бескорыстный и, конечно же, стрессоустойчивый и общительный студент Вышки»
В рубрике «РиСО в лицах» студентка третьего курса и наставник кураторов — Алёна Щеголькова. Кажется, что ее знают все первокурсники программы «Реклама и связи с общественностью», ведь кураторы одними из первых знакомятся с будущими студентами и помогают им адаптироваться в Вышке. О том, как проходит набор в наставники, какие самые частые запросы у абитуриентов, и почему Алёна выбрала специализацию «реклама» — в нашем интервью.
Алена, ты наставник кураторов. В чем заключается твоя работа и как сложился твой путь к этой должности?
Моя задача — это помогать и направлять нынешних кураторов первого курса. Я отвечаю на вопросы, на которые они не знают ответов или помогаю их найти. Я могу сказать, что мы стали друзьями и помогаем друг другу во всем. Плюс я взаимодействую с учебным отделом нашей программы и PR-отделом Департамента по организационным вопросам.
Мой путь был последовательным. На первом курсе я подала заявку на куратора, потом были отборы, школа кураторов — до сих пор помню тот восторг от школы и очень благодарна всем организаторам! На втором курсе я курировала группу 1910. Мне это очень нравилось, я понимала, что я не только помогаю адаптироваться ребятам, но дружу с ними. А главное, я осознала, насколько важно, чтобы у первого курса был проводник. Я подумала, что вроде бы я хороший куратор и я хочу, чтобы будущие кураторы были не просто не хуже меня, но и лучше, поэтому я решила податься на наставничество!
Как проходит отбор в наставники?
Отбор проходил в один этап — собеседование! Это было волнительно, особенно потому что в заявке, которую я подавала, можно было податься на наставника, на организатора школы Кураторов или на то и на другое. Я выбрала только наставника, но во время собеседования мне стали задавать вопросы, связанные с организацией школы. Бая, Человек с большой буквы, который занимается HR в кураторстве, изменилась в лице (во время моего интервью), и я тогда ужасно испугалась, подумала, что я отвечаю что-то не так и меня точно не возьмут. Но нет, все оказалось отлично — проблема была не во мне, потом мы мило пообщались и спустя какое-то время пришло заветное письмо и тадааа, я наставник!
Как изменилась работа кураторов в связи с пандемией?
Изменился отбор кураторов — впервые он был онлайн. Сложности были, но мы справились! Школа тоже проходила онлайн, но организаторы сделали все на высшем уровне! Отборы были сложные и весёлые! Сложные, потому что они проходили в онлайн целую неделю, нужно было с каждым провести собеседование и групповые этапы. Мне помогали бывшие кураторы и наставники РиСО — за что им огромное спасибо!
Самое сложным для меня оказалось выбирать на финальном этапе кураторов, потому что очень много было хороших ребят, которые действительно горели этим. Мест же было всего 22 - хотя в итоге мы набрали 26, потому что просто не смогли отказать некоторым ребятам.
Ребят на собеседовании мы просили рассказать интересный факт о себе - чего мы только не узнали! Кто-то знает семафорную азбуку с флажками, у кого-то три почки. Но самое веселое было на групповых заданиях: ребята должны были придумать мероприятие (праздник) и сделать плакат. Участники придумали день огурца, выставку молодого художника в городе Веневе, день космоса в Вышке и многое другое!
Когда отборы закончились, я почувствовала усталость, но была очень довольна. Это было тяжело, но при этом я пообщалась с огромным количеством людей и нашла себе целых 26 новых друзей!
Изменилась ли адаптационная программа в этом году?
Адаптационная программа осталась прежней и проводилась оффлайн. Мы не делали упражнения, где требовался тесный контакт, пытались держать социальную дистанцию. Кураторы и первокурсники были в масках — это единственные нововведения из-за пандемии.
Однако из-за закрытых границ в этом году у нас на курсе есть группа, которая полностью на дистанционном обучении — для них мы сделали адаптационную программу онлайн. Это интересный опыт!
Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать куратор?
Хороший куратор — это добрый, отзывчивый, бескорыстный и, конечно же, он стрессоустойчивый и общительный студент Вышки.
За кураторство ты ничего не получаешь — ни материального, ни кредитов. Ты просто хочешь помогать, хочешь общаться и знакомиться. Я очень рада, что стала куратором, что познакомилась с ребятами с разных факультетов и продолжаю знакомиться с новыми людьми! Кураторство не мешает ни учебе, ни работе!
Приходится ли работать с какими-то предубеждениями первокурсников?
В основном с предубеждениями мы сталкиваемся в конце весны, когда абитуриенты еще определяются со своим выбором вуза. Многие боятся конкуренции, плохой атмосферы из-за рейтинга. Некоторые думают, что невозможно подружиться, так как все соперничают. Мы рассказываем ребятам, что рейтинг рейтингом, а дружба дружбой. Нет вечного соревнования, и что многие наоборот помогают друг другу. На РиСО все между собой как-то связаны и всегда можно найти единомышленников.
Как удается совмещать учебу и работу в HSE CURATOR?
Быть куратором — это не работа, мне кажется, а призвание. По крайней мере я так считаю. За кураторство ты ничего не получаешь — ни материального, ни кредитов. Ты просто хочешь помогать, хочешь общаться и знакомиться. Я очень рада, что стала куратором, что познакомилась с ребятами с разных факультетов и продолжаю знакомиться с новыми людьми! Кураторство не мешает ни учебе, ни работе!
Какие у тебя любимые учебные дисциплины?
На первом курсе я влюбилась в философию. Александр Сергеевич Мишура изменил мое мышление и мою жизнь! Также я была в восторге от курса «Введение в специальность», потому что сразу как я поступила нас погрузили в профессию! На втором курсе я очень любила «Основы теории коммуникаций» и «Социологию массовых коммуникаций» — спасибо Маннину Александру Андреевичу и Никишину Егору Александровичу — они супер! После этих предметов случилась «профдеформация» — читаешь книгу и думаешь «о, это же идеально ложится под изученные теории». В общем, это мои фавориты. Сейчас на третьем курсе у нас начался предмет «Управление интегрированными коммуникациями» — очень интересно!
Многие боятся конкуренции, плохой атмосферы из-за рейтинга. Некоторые думают, что невозможно подружиться, так как все соперничают. Мы рассказываем ребятам, что рейтинг рейтингом, а дружба дружбой. Нет вечного соревнования, и что многие наоборот помогают друг другу. На РиСО все между собой как-то связаны и всегда можно найти единомышленников.
Алёна Щеголькова
студентка 3 курса РиСО, наставник кураторов
Какой проект/задание, которое вы делали в рамках учебы тебе особенно запомнился? Групповой проект или твой индивидуальный.
На самом деле, к третьему курсу мы сделали очень много интересных проектов. На первом курсе мы с моей подругой делали исследование на тему псевдоскорби в интернете — это было очень тяжело, потому что мы тогда впервые делали такое обширное исследование, но это было интересно и результатом мы были очень довольны. На втором курсе мне очень нравились задания на моей майноре 4К: мы делали фабрику троллей и проводили исследование на тему того, как фейк ньюс влияют на решения людей и как они могут менять мнение из-за них.
Какую специализацию ты выбрала? Почему?
Я выбрала специализацию «Реклама», потому что я очень люблю что-то придумывать, креативить, работать с аудиовизуальным контентом! На презентации специализаций я поняла, что это моё.
Почему ты поступала в Вышку, на программу РиСО?
Когда я была в 11 классе, у меня был выбор: поступать или в Испанию, или в Вышку — так вышло, что я выбрала Вышку. Я поступила на рекламу не потому что завалила математику или историю — я сразу знала, что хочу на рекламу. Меня всегда интересовала эта сфера, и мне кажется, что я больше не могла смотреть на рекламу по телевизору — хотелось и хочется это изменить.
Материал подготовила студентка 3 курса РиСО Анна Алексеева.
Алёна Щеголькова
студентка 3 курса РиСО, наставник кураторов