«Clubhouse – это лазейка для еще большей возможности потреблять контент»
Clubhouse стал новым феноменом интернета: разбираемся, в чем причина популярности новой соцсети, какие у него перспективы и как можно объяснить интерес к Clubhouse с точки зрения теории коммуникаций.
История создания
Социальной сети Clubhouse нет и года — она была создана в апреле 2020 года двумя выпускниками Стэнфорда и бывшими разработчиками Google Полом Дэвисоном и Роганом Сэтом. До этого Пол Дэвисон работал в Pinterest, а у Рогана Сэта за плечами был успешный опыт создания собственного бизнеса: в 2014 году он запустил студию разработки мобильных приложений и соцсетей Memry Labs, которую затем продал компании OpenDoor.
Эта социальная сеть остается закрытой – зарегистрироваться в Clubhouse можно только по приглашению. Интересно, что в российской действительности эта «закрытость» породила спекуляции на рынке (инвайты начали продавать на сервисе Авито. Правда, сейчас площадка уже заявила о запрете продажи приглашений). При этом в последние несколько недель Clubhouse стал новым феноменом интернета: такие знаменитости как Илон Маск и Марк Цукерберг сообщили о том, что присоединились к Clubhouse и даже проводят там эфиры на самые разные темы – послушать их может любой пользователь соцсети.
Что это такое
Clubhouse – социальная сеть, в которой акцент сделан на живое общение: коммуникация возможна только в режиме реального времени и только по аудиосвязи. Соцсеть поделена на «дома» по интересам и «комнаты», где происходит общение. Каждый пользователь может создать комнату и пригласить в нее участников – при этом говорить могут те, кого администратор назначит спикером. Запись разговоров невозможна – это запрещено правилами сервиса. И еще одна важная деталь: пока приложение доступно только для пользователей iPhone.
Теоретическая рамка
В рамках занятий Татьяна Соколова, доцент Департамента интегрированных коммуникаций, вместе с четверокурсниками анализировали социальную сеть Clubhouse через призму теории диффузии инноваций.
Диффузия инноваций — это теория, которая стремится объяснить, как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Основная идея этой теории в том, что можно выделить разные группы людей в зависимости от того, как они реагируют на новые идеи. Согласно теории диффузии инноваций, скорость развития инновации зависит от особенностей людей. Если инновация является правильной, воспринимается правильными людьми в правильное время — то скорость распространения оказывается выше.
Компания, создающая продукт, должна учитывать следующие моменты:
– Продукт должен быть по-настоящему инновационным
– Продукт, будучи новым, должен отвечать запросам пользователей и не противоречить текущему потребительскому поведению, то есть использовать знакомые целевой аудитории каналы
– Инновация должна быть простая, упрощающая действия пользователя, приносящая новый опыт и т.д.
Татьяна Дмитриевна отметила, что Clubhouse отлично работает с точки зрения диффузии инноваций: платформа использует формат голоса как передатчик информации – хорошо знакомый аудитории по голосовым сообщениям и подкастам, общению в зуме. Каналы схожи с привычными потребителю: без Clubhouse потребитель бы также следил за медийными личностями, близость к которым, возможно, и породила хайп вокруг приложения. При этом его инновационность в том, что подобной близости раньше не было. Сейчас можно в реальном времени послушать CEO компании в непривычной обстановке – обсуждающего что-то бытовое.
Fear of missing out добавляет интереса, а эксклюзивность регистрации (нельзя зарегистрироваться без приглашения), создает спекуляцию на рынке.
Свобода слова
Одной из отличительных черт Clubhouse стало почти полное отсутствие цензуры, потому что аудиоконтент администрировать сложнее, чем текст или изображение. Из-за этого в Китае платформа стала площадкой для политических дискуссий, чем обратила на себя внимание властей – в результате, 8 февраля соцсеть была заблокирована в стране.
В России знаменательной фигурой Clubhouse пока стал Владимир Соловьев. Его аккаунт был заблокирован, как только он решил принять участие в разговоре в одной из комнат – при этом ведущий не успел почти ничего сказать. Правда, потом профиль разблокировали и Владимиру Соловьеву даже удалось провести эфир.
Кроме того, Илон Маск в своем профиле в Twitter пригласил Владимира Путина присоединиться к Clubhouse и побеседовать – ответа от пресс-службы президента на это приглашение пока не поступило.
Опыт наших экспертов
бизнес-куратор магистерской программы «Коммуникации, основанные на данных»
«Я видел там интересных по моей теме людей – и включился. Больше всего это похоже на подкаст, либо же на интересную панельную секцию на крутой конференции. Очень зависит от модераторов: некоторые популярные комнаты – это гвалт, надуманные шутки и любительский уровень вопросов к селебам. Но самое ценное – что там нет пиарщиков, сейлзов и директоров по продажам – при этом не ленятся общаться фаундеры бизнеса.
Больше всего это похоже на подкаст, либо же на интересную панельную секцию на крутой конференции. Очень многое зависит от модераторов.
За три дня я довёл своих фолловеров до 900 человек. Завёл две регулярных комнаты, куда всех зову: «Нестер и Кумар. Ночь факапов» и «Данные на обед».
Департамент интегрированных коммуникаций: Профессор
«Это был предсказуемый ход: давно был заметен тренд на аудиообщения. Сначала все удивлялись росту подкастов и запросу на аудио-контент, потом стали записывать аудиосообщения и поняли, что это удобно, в конце концов Telegram создал аудиочаты. Такая сеть должна была появиться вот-вот. На мой взгляд, это также связано с перегрузкой от визуального шума и попыткой оптимизировать потребление контента в режиме многозадачности.
Давно был заметен тренд на аудиообщения: сначала все удивлялись росту подкастов и запросу на аудио-контент, потом стали записывать аудиосообщения и поняли, что это удобно, в конце концов, Telegram создал аудиочаты. Такая сеть должна была появиться вот-вот.
Запорожцева Людмила Евгеньевна
Департамент интегрированных коммуникаций: Профессор
По поводу первого: визуального шума стало так много, что люди стали постепенно "утрачивать зрение", важные сообщения остаются невидимыми, просто усталость от переизбытка сигналов. А по поводу второго: существует множество ситуаций, в которых задействован визуальный канал под рутинные действия (идешь по улице, ведешь автомобиль, моешь посуду, залипаешь в картинки в Instagram и т.д.), но время хочется все эффективнее и эффективнее использовать, Clubhouse – это лазейка для еще большей возможности потреблять контент».
Департамент интегрированных коммуникаций: Доцент
Исследования цифровых платформ акцентируют внимание на специфике эко-системы, которая влияет на профиль и контент пользователя, в социальных сетях в частности. И если мы уже давно адаптировались под Instagram, и научились менять контент для Twitter, то как быть в Clubhouse пока непонятно.
Логунова Ольга Сергеевна
Департамент интегрированных коммуникаций: Доцент
«Еще одной особенностью Clubhouse становится стирание границ ordinary/extra-ordinary в контексте взаимодействия с селебрити – здесь эта грань призрачна именно в контексте возможности прикоснуться к этим «мифическим» существам, почти прикоснуться в новых реалиях – послушать и возможно даже задать вопрос».
#INCOMMHSE в Clubhouse
22:00 в четверг – «Нестер и Кумар. Ночь факапов» – Роман Нестер делает совместное шоу с Романом Кумаром (Qlean, QAcademy) про провалы в бизнесе. Были гости из стартапов, фондов, крупных компаний.
13:00 в пятницу – «Данные на обед» – Роман Нестер разговаривает об аналитике с Максимом Годзи (курс по продукту в ВШЭ, Retentioneering) и Алексеем Никушиным («Матемаркетинг»). Присоединиться можно по ссылке, а послушать разговор прошлой недели можно здесь.
18:00 в воскресенье – «Job & the city: как студенту начать карьеру?» – студенты 4 курса РиСО обмениваются историями карьерных побед и поражений. Советы от Насти Губановой (Mail.ru), Кирилла Евдокимова (Novartis), Полины Сидоревич (Possible) и Кати Лисовой (НИУ ВШЭ).
Присоединяйтесь!
Нестер (Нестеренко) Роман Юрьевич
бизнес-куратор магистерской программы «Коммуникации, основанные на данных»