«Я не просто гуманитарий, мне нужно творчество и наглядный результат работы – что я и нашла в #Research_camp»: как прошел первый исследовательский лагерь для студентов
С 1 по 5 мая студенты из 16 вузов со всей страны приняли участие в уникальном исследовательском лагере #Research_camp. Под руководством преподавателей Школы коммуникаций НИУ ВШЭ участники работали над брифами проектов-победителей премии «Серебряный лучник».
В учебном центре Вороново состоялся первый #Research_camp – проект, объединяющий исследования и коммуникации, ученых и практиков, студентов и экспертов. Под кураторством Татьяны Соколовой, доцента Школы коммуникаций ВШЭ, этот проект организовали сотрудники студенческого агентства Школы коммуникаций (С.А.Д.И.К.), которое получило награду как лучший образовательный проект в коммуникациях на премии «Серебряный лучник» в 2021 году. В проектную группу вошли студенты 3-4 курсов: Мария Ерошкина, Анна-Василиса Туркина, Сакина Меджидова, Алина Алексеева и Мария Колодезнева, а руководила проектом студентка 4 курса Глафира Захарова. Также в организации кэмпа участвовали студенты второго курса программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ в рамках обязательного образовательного проекта. #Research_camp — это полностью студенческий проект, реализованный студентами для студентов.
Коммуникационные исследования находятся в своего рода мейнстриме современных процессов. Идея исследовательского лагеря в коммуникациях появилась несколько лет назад – с одной стороны, этому способствовал мой личный практический опыт на стыке исследований и коммуникаций (прим.: КРОС, ВЦИОМ, проектный офис 5-100 и др), с другой, у нас уже был очень удачный опыт реализации проектов в студенческой команде С.А.Д.И.К.
О #Research_Camp
Выездной исследовательский лагерь стал площадкой для насыщенного нетворкинга: студенты из вузов со всей страны и с разных направлений обучения работали вместе; эксперты индустрии делились с участниками своим опытом и знаниями, а в ответ получали свежий взгляд на индустрию и креативные решения; в работе над проектами и в гостевых лекциях органично совмещались практический и исследовательский подходы.
Перед студентами-организаторами кэмпа стояло несколько задач:
- дать участникам теоретические и практические навыки для проведения научного исследования в сфере коммуникаций;
- активизировать творческие, познавательные, интеллектуальные инициативы
- помочь участникам в совершенствовании аналитических навыков
- помочь им разработать собственное исследование
- сделать это интересно
Сначала мы разрабатывали концепцию лагеря, потратив на это много недель: нам важно было продумать все таким образом, чтобы программа действительно была интересной и информативной. Затем нам надо было её представить комиссии и защититься, чтобы получить финансирование. Далее следовал этап подготовки: брендинг, сайт, соцсети, реклама, набор и отбор участников лагеря. И самая приятная часть — это, конечно же, проведение лагеря и удовольствие от результата. Даже не верится, что мы вместе проделали такой длинный путь от зарождения проекта до его реализации!
Глафира Захарова
студентка 4 курса, руководитель студенческого проекта #Research_campПрограмму лагеря можно условно разделить на два трека, тесно переплетенных между собой: образовательный и проектный. Образовательная часть включала гостевые лекции, мастер-классы и дискуссии с топ-менеджерами ведущих коммуникационных агентств и компаний России; в рамках проектной работы студенты в командах разрабатывали исследования по брифу, а помогали им в этом кураторы – исследователи Школы коммуникаций НИУ ВШЭ. Таким образом, участники могли сразу применить знания, полученные в рамках мастер-классов, на практике.
#Research_Camp в цифрах
5 дней
60 участников из 16 вузов по всей стране
4 проектные группы
10 интерактивных форматов проектной деятельности
12 спикеров-практиков в сфере коммуникаций
16 организаторов проекта – студентов НИУ ВШЭ
Образование
Гостевые лекции приглашенных спикеров начались в самый первый день лагеря и завершились прямо перед финальными защитами проектов. Сергей Зверев, руководитель КРОС, рассказал о важности предпроектной аналитики в коммуникациях; Лилия Глазова, председатель АКОС, генеральный директор компании PR News поделилась советами по оценке репутации; об основных трендах на медиарынке рассказала Юлия Михайлова из Интерфакс.Скан – вместе с Алексеем Гапеевым они провели мастер-класс по написанию пресс-релиза; Василий Черный из Brand Analytics рассказал про неструктурированные «большие данные», а Павел Мтиулишвили из DataLab показал, как их анализировать на примере выгрузок для учебных кейсов из Brand Analytics; преподаватель Школы коммуникаций Кира Соколова и старший исследователь Ipsos Healthcare Анастасия Жарикова познакомили студентов с качественными методами исследований; Яков Миневич из агентства Р.И.М. поделился секретами для победы на премии «Серебряный Лучник» и других отраслевых премиях; Олег Муковозов из PROGNOSIS рассказал, как связаны аналитика и бизнес.
Финалом образовательной части стал круглый стол, в котором приняли участие представители бизнеса и академической среды – они обсудили, почему составление рекомендаций для клиента невозможно без предпроектной аналитики и как в этом можно убедить заказчика. В круглом столе приняли участие Яков Миневич, старший партнёр в коммуникационном агентстве Р.И.М., ответственный секретарь попечительского совета премии «Серебряный Лучник»; Олег Муковозов, управляющий партнер в аналитическом агентстве PROGNOSIS; Ксения Касьянова, директор по исследованиям и разработкам в КРОС; Василий Чёрный, коммерческий директор Brand Analytics; Айта Лузгина, проектный директор в Digital-агентстве «Интериум», председатель комитета АКМР по Digital-коммуникациям; Людмила Горюнова, генеральный директор агентства «Михайлов и Партнёры. Аналитика»; а также Ольга Пескова, генеральный директор, PR Inc. Модерировали дискуссию Вадим Ковалёв, первый заместитель исполнительного директора в Ассоциации менеджеров, и Татьяна Соколова, к.п.н., доцент НИУ ВШЭ, куратор проекта #Research_сamp. За полтора часа спикеры обсудили, что лучше продавать: консалтинг или решение, как оценить эффективность работы пресс-службы при помощи исследовательских инструментов, в чем может состоять роль исследований в антикризисных коммуникациях и многое другое.
Надеюсь, что в ближайшей перспективе #Research_camp станет ежегодным. Мы уже начали обсуждать, какие новые треки добавить – в частности, они будут перекликаться со специализациями на бакалаврских программах Школы коммуникаций. На это есть запрос и у студентов, и у компаний.
Соколова Татьяна Дмитриевна
создатель исследовательского лагеря #Research_camp, к.п.н., доцент, руководитель студенческого коммуникационного агентства С.А.Д.И.К.
Для участия в #Research_camp приглашенные эксперты находили время в своих плотных графиках и даже на выходных, что особенно ценно: «Мы очень благодарны коллегам из индустрии и из Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, – говорит создатель проекта Татьяна Соколова. – Они с воодушевлением приняли наше приглашение поучаствовать в лагере и доехали в Вороново, подключались к нам дистанционно из отпусков и командировок и в целом находили время для этой важной работы».
Проекты участников
В проекте приняли участие студенты 16 вузов, среди которых МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РАНХигС, МВШСЭН, СПбПУ, НГЛУ им. Добролюбова, ОГУ им. И. С. Тургенева. Брифы, над которыми работали студенты – это реализованные коммуникационные проекты, отмеченные профессиональной премией «Серебряный Лучник» в 2021 году. Для #Research_camp свои брифы предоставили музей-заповедник «Царицыно», коммуникационные агентства SPN Communications, КРОС, PR Inc. Выбор кейсов происходил в несколько этапов.
Из уже очень сильных кейсов (сотни заявок на «Лучник») мы отобрали порядка 20 – полуфиналистов, в которых был сильный исследовательской компонент. Далее голосовало экспертное жюри кураторов, студенты-организаторы проекта – и в конечном итоге было выбрано четыре кейса, в рамках работы над которыми надо было предложить, как улучшить исследования и адаптировать реализацию под современные условия. Получилась замечательная работа!
Яков Миневич
старший партнёр коммуникационного агентства Р.И.М., ответственный секретарь попечительского совета Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник»
Участники кэмпа переносили задачи кейсов в нынешние реалии и предлагали свой способ достижения поставленных целей: студенты анализировали проблематику кейса, продумывали дизайн исследования, предлагали креативное решение для поставленных задач. Представители компаний, предоставивших свои брифы, в составе жюри оценивали итоговые презентации команд: студенты получили комментарии от Ксении Касьяновой и Кристины Карпенко из КРОС, Александра Рашидова из «Царицыно», Полины Мозесон из SPN Communications, а также от Ольги Песковой из PR Inc. Таким образом на платформе исследовательского лагеря произошел обмен идеями между признанными профессионалами индустрии и начинающими исследователями.
Кураторами команд стали преподаватели Школы коммуникаций НИУ ВШЭ и исследователи коммуникаций: старший преподаватель НИУ ВШЭ Светлана Каткова, преподаватель НИУ ВШЭ Александр Маннин, преподаватель НИУ ВШЭ Кира Соколова, выпускница Школы коммуникаций и старший исследователь Ipsos Healthcare Анастасия Жарикова. Вместе со студентами они анализировали предложенные брифы, помогали участникам выстроить логику своего исследования и подобрать литературу, обсуждали креативные решения и, конечно, поддерживали перед финальными защитами. Кураторы отметили, что ценность лагеря – в создании сообщества, возможности поработать над одним проектом с коллегами из других вузов и с других специальностей. Особенные, теплые, отношения, которые возникают на таких проектах, впоследствии могут стать основой для междисциплинарных проектов.
Уникальность проекта #Research_camp состоит в том, что в каждой команде были студенты с разных специальностей. Это позволило им посмотреть на их проект с разных точек зрения, что сделало их работы глубже и интересней. Не менее важно, что такой междисциплинарный подход помог студентам выйти за пределы своей привычной парадигмы и встретиться с «Другим», что, надеюсь, позволило им понять себя и окружающих чуточку лучше.
Соколова Кира Владимировна
преподаватель Школы коммуникаций, куратор одной из команд на #Research_camp
Итоги #Research_Camp
Жюри оценивало в проектах качество проведенной предпроектной аналитики, исследовательскую часть, а также предложенные креативные решения. По итогам защит экспертное жюри признало проект по разработке интегрированной коммуникационной кампании «День осведомленности о дислексии 5 октября» лучшим –но ценный опыт работы интенсивной работы над проектом и обратную связь от экспертов и исследователей получили участники всех команд.
Я уехала в #Research_camp, интуитивно догадываясь, что меня привлекают коммуникации, связи с общественностью, медианалитика и все такое. Как выяснилось в первый же день лагеря, это то, что мне безумно интересно и чем я хочу заниматься. Мне нравится мое востоковедение, но я не просто гуманитарий, мне нужно творчество и наглядный результат работы – что я и нашла в #Research_camp.
Варвара Попова
участница #Research_camp, студентка НИУ ВШЭ по направлению «Востоковедение»
Все участники, работавшие над кейсом «Разработка интегрированной коммуникационной кампании по продвижению музея-заповедника (на примере «Царицыно») с использованием актуальных технологий геймификации» под кураторством Александра Маннина получили приглашение на стажировку в «Царицыно».
Главный результат лагеря – это возможность студентов сформировать окружение единомышленников, а также проектной команды для возможной будущей совместной исследовательской работы.
Проект #Research_camp планируется сделать ежегодным: следите за новостями в сообществе лагеря!
Соколова Татьяна Дмитриевна
куратор исследовательского лагеря #Research_camp, руководитель С.А.Д.И.К.