Междисциплинарный подход к изучению Public Affairs: совместный проект Школы коммуникаций и Департамента международных отношений
Никита Савин, Анастасия Пятачкова и Елизавета Луизидис о проекте, который объединил студентов Школы коммуникаций и Департамента международных отношений.
GR (от англ. government relations) – область коммуникаций, которая фокусируется на коммуникации частных и общественных структур с представителями власти.
С государством коммуницирует как бизнес, так и некоммерческие организации – рынок постоянно нуждается в профессионалах этого непростого жанра. Школа коммуникаций НИУ ВШЭ уделяет особое внимание этому направлению коммуникационной сферы: на втором курсе студенты бакалавриата могут выбрать специализацию «Политические коммуникации», а желающие изучать это направление в магистратуре могут поступить на программу «Коммуникации в гос. структурах и НКО». Также в этом году Школа коммуникаций и Департамент международных отношений запустили на Ярмарке проектов отдельный проект по GR, который был реализован совместно с представителями агентства Kesarev – одного из лидеров российского рынка в области public affairs.
Как появилась идея проекта
Как отмечает Никита Савин, академический руководитель магистратуры «Коммуникации в гос. структурах и НКО» и один из организаторов проекта, идея создания такого проекта в Вышке давно обсуждалась: университету необходимы новые проекты, которые связаны с проблемой взаимодействия бизнеса и государства, тематикой взаимоотношений НКО и бизнеса, социальной ответственности бизнеса, взаимодействия НКО и государства. Данная тема становится все более актуальной, а рынок нуждается в грамотных GR-специалистах.
В такие проекты мы планируем вовлекать студентов с различных образовательных программ. В рамках первого потока проекта участие приняли студенты факультета мировой экономики и мировой политики, факультета коммуникаций, медиа и дизайна, факультета социальных наук. Главной площадкой будет Школа коммуникаций, поскольку именно у нас реализуется магистерская программа по GR и коммуникациям с НКО.
Елизавета Луизидис, консультант агентства Kesarev, рассказала, что проект родился в том числе благодаря инициативе студентов, которые пришли послушать мастер-класс по работе в сфере GR, проводившийся на базе факультета международных отношений: «Мы решили, что в скором времени создадим такой проект для ребят, которые хотят познакомиться со сферой взаимодействия с государственными органами власти. Однако проект привлек еще большее число студентов с различных направлений».
Как отмечает Анастасия Пятачкова, академический руководитель образовательной программы «Международные отношения» НИУ ВШЭ, этот проект стал началом большого сотрудничества: «Мы посчитали, что наиболее интересно было бы реализовать проект именно в междисциплинарном срезе, ведь сам GR тоже предполагает задействование многих компетенций из различных областей знаний. Решили начать с небольшого проекта: мы стартовали в конце апреля, в июне ребята уже защитили свои устные презентации по кейсам и представили аналитические записки».
Коммуникации и международные отношения
Междисциплинарность в изучении public affairs и GR неизбежна: как отмечает Анастасия Пятачкова, в международных отношениях коммуникации занимают центральное место – очень важно уметь донести свою позицию до партнера, вырабатывать совместные решения и по возможности приводить к одному знаменателю разные точки зрения.
Проект по GR позволил студентам на личном опыте понять, как выделяются стейкхолдеры/группы интересов в каждом конкретном кейсе и проанализировать позицию каждой из сторон. Немаловажно и то, что ребятам пришлось разобраться в особенностях российского законодательства и провести глубокие отраслевые исследования по каждому кейсу.
Пятачкова Анастасия Сергеевна
академический руководитель программы «Международные отношения»
По мнению Анастасии, опыт сотрудничества разных образовательных программ особенно ценен: он позволяет студентам сориентироваться в собственных сильных сторонах и «зонах роста», а также расширить спектр переговорных техник и навыков коммуникации в процессе решения кейсов за счет взаимодействия с коллегами с другим бэкграундом.
Выбор бизнес-партнера
В качестве партнера из индустрии выступило агентство Kesarev. Никита Савин называет три причины для такого выбора.
- Агентство Kesarev – один из лидеров российского рынка в области public affairs: оно предоставляет широкий спектр услуг по этому направлению и работает не только на российском рынке, но на рынке стран СНГ.
- Помимо этого, Kesarev имеет давнюю историю сотрудничества с ВШЭ – сотрудники агентства ведут тематические курсы по GR и public affairs на разных образовательных программах.
- В агентстве Kesarev работает довольно много выпускников Вышки, которые знакомы с проектным форматом Вышки, понимают, как устроена кредитно-модульная система, и которые эффективно выступают в роли куратора, заказчика. В рамках проекта представителем от компании стала Елизавета Луизидис – консультант Kesarev. Елизавета закончила программу «Международные отношения» и магистратуру «Прикладная политология». Специфика Вышки ей хорошо знакома, поэтому в дальнейшем она также будет вовлечена в те или иные проекты в рамках магистерской программы.
Чем занимались студенты на проекте
В рамках проекта студенты занимались решением GR-кейсов, с которыми работают GR-агентства. Студентам были даны реальные кейсы по таким направлениям как IT и FMCG. Ребята были разделены на проектные команды и в финале проекта команды представляли работы для оценки жюри.
Студентам удалось проанализировать сами регуляторные инициативы, вовлеченных стейкхолдеров, а также построить прогноз относительно дальнейших перспектив доставшихся им проектов. От проекта остались только положительные впечатления!
Елизавета Луизидис
консультант агентства Kesarev
Результаты были представлены в двух форматах: устная презентация и аналитическая записка. Сами кейсы касались актуальных вопросов: параллельного импорта, антимонопольного регулирования, маркировки продукции, законодательства о “приземлении” и других актуальных направлений взаимодействия государства и бизнеса в современных реалиях. Все кейсы были сформулированы таким образом, что стартовая точка была задана апрелем 2022 года, а значит, простым поиском в интернете их было не решить – требовался качественный анализ и самостоятельные выводы.
Мы старались, чтобы команды были междисциплинарными и чтобы у ребят была возможность учиться друг у друга, использовать преимущества полученного образования, узнать что-то новое и завести друзей со смежных специальностей в университете.
Пятачкова Анастасия Сергеевна
академический руководитель программы «Международные отношения»
В жюри проекта входили Никита Савин (Школа коммуникаций), Анастасия Пятачкова (Департамент международных отношений) и Елизавета Луизидис (агентство Kesarev). В рамках проекта студенты получили фидбек по тем презентациям, которые они подготовили: для многих студентов это был первый опыт работы с GR-проектами.
Студенты нам говорили: «У нас было такое романтизированное представление о профессии, очень абстрактное видение того, чем занимается GR-специалист – здесь нам дали конкретный кейс, и мы ощутили весь тот огонь под ногами, который каждый день ощущают GR-специалисты». В этом плане они на практике поняли, что такое работать в этой сфере.
Савин Никита Юрьевич
академический руководитель магистратуры «Коммуникации в гос. структурах и НКО»
Не только кейсы
Также в рамках этого проекта проходили гостевые лекции: перед студентами выступил Станислав Наумов, профессор НИУ ВШЭ и депутат Государственной думы РФ. По словам Никиты Савина, его лекция превратилась в своеобразный перфоманс – она была запланирована на 18:00 и у Станислава в госдуме задержалось заседание комитета по экономической политике. Прямо во время заседания Станислав подключился к Zoom и транслировал то, что происходит на заседании, а когда оно закончилось, он вернулся в свой кабинет, не прекращая трансляцию, и выступил перед ребятами с лекцией. То есть сначала студенты наблюдали, как на практике происходит процесс лоббирования, и уже после этого практического погружения они получили от Станислава теоретическое обрамление того, что же все это было.
Анастасия Пятачкова также отмечает, что особая ценность проекта для студентов была в том, что им предстояло разобраться с актуальными для нашего государства вопросами, для которых еще нет стандартизированного и уже выработанного ответа – и они с этим отлично справились. По словам Анастасии, студенты подошли к проекту очень ответственно и предложили оригинальные решения. Все участники проекта остались довольны полученным опытом, поэтому планируется продолжить развивать эту инициативу в следующем учебном году.
Савин Никита Юрьевич
академический руководитель магистратуры «Коммуникации в гос. структурах и НКО»