Буду я до старости в нашей группе старостой
Студенты программ «Реклама и связи с общественностью» и «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», которые решили стать старостами, рассказали, почему они выбрали эту роль, как стали старостами и что входит в их обязанности.
Выборы
Если несколько студентов хотят быть старостой, им стоит доказать одногруппникам, почему выбрать нужно именно их. В разных группах это происходит по-разному. Глеб Горшенин, староста группы БРО2102 на 2 курсе РиСО, рассказывает: «Нам надо было коротко рассказать о себе, объяснить свою мотивацию, почему мы хотим на эту позицию. И ещё одним отборочным заданием было решение кейса – одной из конфликтных ситуаций, которая может возникнуть в группе в ходе учёбы». Одногруппники третьекурсника Хоа Нгуен из группы БРО2004 РиСО тоже проводили выборы и выбрали старостой Хоа, потому что он уже знал, как устроена Вышка: до того, как поступить на РиСО, он проучился два года на программе «Международные отношения». Мария Давыдик, староста группы БСПК2201 на программе «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», стала старостой, потому что убедительно презентовала себя: «Были ещё желающие, но моя речь была лучше и "ближе к народу", также была более грамотно построена».
Вне зависимости от количества кандидатов, старосту выбирают студенты – сотрудники и преподаватели никак не влияют на это решение. В течение дальнешнего обучения старосты могут меняться.
Мотивация
Причины, по которым студенты подают свою кандидатуру на роль старосты, у каждого свои. Хоа Нгуен вызвался быть старостой, потому что знал о Вышке больше одногруппников и мог им помочь. Арсен Алексанян, староста группы БРО2206 на 1 курсе, увидел возможность развить свои лидерские качества: «Однокурсники говорили, что я очень активный и заметный – когда встал вопрос о выборе старосты, других желающих даже не было». Екатерина Бурдюгова, староста группы БРО2211 на 1 курсе РиСО, говорит, что была старостой в школе, и хотела продолжить помогать одногруппникам в университете: «Всю школьную жизнь я была старостой и привыкла к нести ответственность за свой класс/группу. Мне хотелось посодействовать обеспечению комфортного учебного процесса своим одногруппникам и создать крутую атмосферу, которая позволила бы нам стать командой, которой все по плечу».
Для Мухаммаджона Абилова, старосты группы БРО1910 на 4 курсе, причин было несколько.
Во-первых, стать старостой меня вдохновила девочка, которая была моей старостой на 1 и 2 курсах. Она прекрасно справлялась со большинством обязанностей, а иногда делала дальше больше, чем была обязана. Ане я хочу передать небольшой привет в этом тексте, потому что в первое моё время в роли старосты она мне очень помогла и поддерживала. Я даже добавил её в наше групповое сообщество ВКонтакте, чтобы она давала мне обратную связь. Аня, привет!
Второй причиной стало наличие аналогичного – и позитивного – опыта в школе: как признается Мухаммаджон, «этот опыт оставил большой след на моей личности». И третьим аргументом стала… лень! По словам Мухаммаджона, роль старосты стимулирует в нем чувство ответственности и пунктуальности: «Часто в учебе мне мешает моя лень, безответственность и отсутствие пунктуальности. Я решил, что клин клином надо вышибать и вместо того, что сужать зону своей ответственности, я выбрал сложный путь – взять на себя ещё больше ответственности. По задумке в таких условиях ты сначала фэйлишь, потом снова фэйлишь и унываешь, а уже после третьего фэйла начинаешь смотреть в лицо своим слабостям и принимаешь попытку в корне изменить ситуацию. К счастью для меня и моей группы, мне хватило только двух фэйлов, чтобы изменить своё отношение к учёбе!».
Обязанности
Глеб Горшенин рассказывает, что как староста он помогает одногруппникам искать ответы на вопросы: находя их на сайте ВШЭ или обращаясь к сотрудникам учебного офиса. Также староста помогает адаптироваться новичкам – так, в группу Глеба в этом году перевелись два человека из других вузов, которым он помогал освоиться в новом университете и влиться в коллектив. Сплочение группы – обязанность старосты, которую Глеб выделяет отдельно: «Староста предлагает провести общее мероприятие, отметить конец семестра или новый год, например».
Староста должен быть уверен, что может в случае какой-то неприятной ситуации удержать напор и стойкость – держать себя в руках, зная свой авторитет.
Мария Давыдик
студентка 1 курса программы «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», староста группы БСПК2201
Арсен Алексанян считает, что староста – это лидер группы, который представляет интересы одногруппников и помогает им во всем. Поэтому Арсен пишет от имени группы сотрудникам Школы коммуникации и преподавателям, напоминает всем о дедлайнах, собирает всю важную информацию. Арсен говорит, что некоторые обязанности он «придумал себе сам»: например, создал Telegram-канал группы, где оперативно сообщает о дедлайнах, а также Яндекс.Диск группы, куда он добавляет все презентации и справочные материалы.
Общение с преподавателями и сотрудниками Школы коммуникаций, уточнение дедлайнов и формулы оценки, помощь студентам в решении организационных вопросов – эти задачи входят в круг обязанностей старосты «по умолчанию». Также старосты помогают решать конфликты внутри группы: «Какая бы дружная у вас ни была группа, ссоры могут возникнуть в любом случае, – говорит Екатерина Бурдюгова. – Важно сохранять спокойствие, разобраться с ситуацией и помочь одногруппникам решить конфликт».
Трудности
Что сложного в роли старосты? Студенты единодушно называют необходимость думать не только о себе, но и о своих одногруппниках.
Нужно думать не только о своих интересах и проблемах, но и трудностях, с которыми сталкиваются другие в группе. Бывает, что одна ситуация будет совсем не проблемной в моём восприятии и трагичной с позиции кого-то из одногруппников. В таком случае надо помогать одногруппникам, если есть запрос. Это не плохо, но это особенность нашей функции.
Глеб Горшенин
студент 2 курса программы «Реклама и связи с общественностью», староста группы БРО2102
Про готовность всегда прийти на помощь говорит и Арсен Алексанян: «По сути, ты должен знать больше своих одногруппников – ты староста, к тебе обращаются за помощью, – говорит он. – Из-за того, что очень много информации надо держать в голове, иногда происходит каша – но надо просто научиться ее правильно структурировать». Хоа Нгуен говорит, что порой за помощью обращаются ребята даже из других групп – и не всегда на их вопросы легко удается найти ответ. Мухаммаджон Абилов среди трудностей также выделяет необходимость помогать решать конфликты, которые иногда случаются в группе: в таких ситуациях бывает сложно «держать нейтралитет». Необходимость участвовать в решение конфликтов внутри группы говорит и Мария Давыдик.
Позитив
Почему же студенты продолжают быть старостами несмотря на все трудности? Глеб Горшенин и Мухаммаджон Абилов упоминают возможность лучше познакомиться с преподавателями в процессе обсуждения организационных вопросов: статус старосты не дает привилегии в оценке работ, но помогает узнать преподавателя как личность. Арсен Алексанян говорит, что ему в том числе приятен сам статус старосты, лидера группы: «За тобой идут люди, ты представляешь их интересы, к тебе обращаются за помощью, тебя уважают – ты авторитет. Это в хорошем смысле поднимает самооценку, ты себя больше уважаешь. На тебе лежит больше ответственности, и это тоже в своем роде хорошо: тебя это развивает как личность».
Для Хоа Нгуен роль старосты стала ценным опытом, потому что благодаря ему он понял, что может брать ответственность – и за себя, и за других. Также статус старосты открыл для Хоа новые возможности для нетворкинга: «мне посчастливилось познакомиться со многими ребятами по потоку и не только: опять-таки когда кто-то обращался за помощью или просто знал, что я староста. Порой дружба начиналась с банального обращения с вопросом, куда загрузить домашку».
В жизни рано или поздно настаёт время, когда приходится прививать себе чувство ответственности, и должность старосты во многом дала мне такую возможность. Благодаря этому опыту я понял, что не стоит бояться трудностей и пугаться чего-то нового.
Хоа Нгуен
студент 3 курса программы «Реклама и связи с общественностью», староста группы БРО2004
Советы будущим старостам
Мы собрали список рекомендаций от ребят для абитуриентов, которые, поступив в университет, хотят стать старостами:
- Самопрезентация
Выдвигая свою кандидатуру на роль старосты, будьте готовы четко доказать одногруппникам, почему стоит выбрать именно вас. - Инициатива
Не будьте старостами “для галочки”: эта роль предполагает, что вы будете проактивны. - Ответственность
Староста представляет своих одногруппников в диаолге с преподавателями и сотрудниками университета. А еще должен знать чуточку больше своих коллег – чтобы иметь возможность помогать им с решением появляющихся проблем. - Уважение
Староста представляет интересы группы в диалоге с преподавателями в том числе и в случае конфликта. В таких ситуациях важно сохранять уважительный диалог и вместе находить решение проблемы, а не усугублять ситуацию. - Обратная связь
Мнение одногруппников о том, насколько хорошо вы справляетесь с обязанностями, – важно. Не стесняйтесь просить у них обратную связь: это поможет “взглянуть со стороны” и увидеть свои ошибки, если они есть. - Тайм-менеджмент
Распределяйте время так, чтобы успевать учиться и решать организационные вопросы. Такой баланс возможен!
Помните, что быть старостой – это не руководить, это прислушиваться. Не забывайте про себя: уважайте своё время и обращайте внимание на ментальное здоровье – без этого очень тяжело справиться. Дерзайте! Ждём вас в своих рядах!
Екатерина Бурдюгова
студентка 1 курса программы «Реклама и связи с общественностью», староста группы БРО2211
Мухаммаджон Абилов
студент 4 курса программы «Реклама и связи с общественностью», староста группы БРО1910