«Наши программы — серьёзная база, которая позволит найти себя практически в любой сфере деятельности»
День открытых дверей бакалаврских программ Школы коммуникаций прошёл 29 октября в Центре культур НИУ ВШЭ. Программы Школы представили её руководители и волонтёры из числа студентов.
О Школе коммуникаций
Программы Школы коммуникаций НИУ ВШЭ направлены на изучение одноимённой сферы деятельности. «Коммуникации повсюду. Они стали существом нашей жизни. Сегодня любая организация, которая присутствует на рынке, любой человек, который хочет себя продвинуть, — все должны думать о том, как взаимодействовать с окружающим миром. И мы учим это делать — делать профессионально», — так начал встречу с абитуриентами руководитель Школы коммуникаций Сергей Зверев.
Принципиальное отличие программ Школы коммуникаций от программ, посвящённых изучению медиакоммуникаций и журналистики, заключается в том, что в Школе коммуникаций медиа изучаются как один из каналов передачи информации. «Мы не изучаем медиа в чистом виде. Для нас медиа — это инструмент, который мы используем, — говорит Сергей Зверев. — Мы учим коллег вступать в диалог с аудиториями с определёнными целями».
Мы стремимся дать нашим студентам хорошее гуманитарное образование, основывающееся на ключевых компетенциях XXI века — на умении работать в команде, на критическом мышлении, на умении выстраивать коммуникации и на креативности. И вместе с тем оно практикоориентированное. Наши программы — серьёзная база, которая позволит найти себя практически в любой сфере деятельности.
Сегодня в Школе коммуникаций реализуется две бакалаврские программы — «Реклама и связи с общественностью» и «Стратегия и продюсирование в коммуникациях».
В рамках всех бакалаврских программ также можно получить micro degree — майнор. Это набор из 4-5 дисциплин по направлению, не связанному с основным. Например, в дополнение к «Рекламе и связям с общественностью» можно изучать урбанистику, дизайн, международные отношения и многое другое.
Реклама и связи с общественностью
«Реклама и связи с общественностью» — первая бакалаврская программа Школы коммуникаций. Цель программы — подготовка высококлассных специалистов, которые знают теоретические и практические аспекты массовых и специальных коммуникаций, владеют технологиями новых медиа, рекламы, PR, навыками медиапланирования, управления проектами, проведения маркетинговых исследований.
Наша программа направлена на подготовку управленцев, которые могут разрабатывать коммуникационные стратегии любого масштаба — как для малого, так и для крупного бизнеса.
Мордвинова Мария Андреевна
Академический руководитель программы «Реклама и связи с общественностью»
Предметы делятся на несколько групп: студенты изучают дисциплины общего цикла (например, экономика, философия, история), дисциплины профессионального цикла (например, высшая математика, социология, основы менеджмента), факультативы, проходят практику, ведут научно-исследовательскую работу, а также занимаются проектной деятельностью.
С третьего курса студенты проходят производственную практику в компании по направлению специализации, выбранной учащимися.
Сейчас студенты могут выбрать одну из восьми специализаций:
- «Связи с общественностью»;
- «Политические коммуникации»;
- «Международные коммуникации»;
- «Исследования в коммуникациях»;
- «Маркетинговые коммуникации»;
- «Digital-коммуникации»;
- «Управление HR-брендом»;
- «Культура и коммуникации».
Также на третьем курсе в рамках деловой игры студенты реализуют проект по заданию реальной компании. Важно отметить, что речь идёт не об учебной задаче, а о настоящем брифе, с которым компании могли бы прийти в коммуникационное агентство.
Для деловой игры Школа коммуникаций приглашает компании из разных областей, чтобы представить отраслевое разнообразие. За время существования игры в ней приняли участие порядка 30 российских и зарубежных компаний. Так, сферу культуры и искусства в прошлом году представлял Пушкинский музей, ресурсодобывающую — «Норникель». Ретейл представляли «Азбука вкуса» и Х5 Group.
Работа над решением задачи от компании идёт весь год. Сначала студенты делятся на команды, встречаются с клиентом и получают от него бриф. Затем самостоятельно разрабатывают дизайн исследования и реализуют его в интересах заказчика для того, чтобы решить конкретную задачу. Далее, базируясь на результатах исследования, студенты планируют коммуникационную кампанию: продумывают её цели, задачи, выбирают целевые аудитории и каналы коммуникации. После этого можно переходить к креативу: стратегическая кампания продумывается в деталях, чтобы представить клиенту то, что уже можно брать в работу и реализовывать.
Защита проектов проходит в формате тендера, выбирается один победитель.
«Часто клиентам настолько нравятся работы наших студентов, что ребят приглашают на стажировку, — рассказывает Светлана Каткова, старший преподаватель Школы коммуникаций. — Такое происходит каждый год. Причём берут командами, потому что тяжело выделить кого-то одного. Потом ребята могу получить предложение о трудоустройстве».
У всех студентов к концу третьего курса есть кейс, который можно положить в портфолио. И конечно, реальный опыт.
Каткова Светлана Викторовна
Старший преподаватель Школы коммуникаций
Стратегия и продюсирование в коммуникациях
Программа «Стратегия и продюсирование в коммуникациях» было выделена из программы «Реклама и связи с общественностью», первый набор студентов прошёл в 2022 году.
Сейчас продукты от производителей гораздо проще, чем коммуникации, которые создаются для их продвижения. Для реализации этих планов по продвижению требуется много специалистов, в том числе тех, кто разбирается в визуальных коммуникациях и технологиях. Именно таких профессионалов мы и готовим.
Коцюба Алла Станиславовна
Академический руководитель программы «Стратегия и продюсирование в коммуникациях»
С первого курса у студентов формируются навыки, необходимые для создания и реализации креативных стратегий.
Программа даёт социогуманитарное и арт-образование, включающее изучение технологий. Арт-составляющая важна при разработке креативных решений, знание технологий позволяет их реализовывать. «Если вы не понимаете всех возможностей реализации идей, то ваш креатив будет ограничен», — говорит Алла Коцюба.
Также с первого курса студенты вовлекаются в проектную деятельность. Сложность проектов постепенно растёт.
«Продумывая программу, мы поняли, что практики во внешних компаниях недостаточно. Нужно, чтобы знания и навыки, которые получают ребята, постоянно применялись, — рассказывает Алла Коцюба. — Поэтому мы создали Лабораторию рекламы».
В задачи Лаборатории рекламы входит анализ медийного пространства и его возможностей. На базе Лаборатории для студентов первых-третьих курсов реализуется проектный семинар, в рамках которого студенты знакомятся копирайтингом, сценарным мастерством, основами дизайна и инфографики, режиссурой монтажа, продюсированием.
С третьего курса начинаются дисциплины специализаций, которые усиливают навыки в выбранном направлении. Сейчас в рамках программы студенты третьего курса могут выбрать одну из трёх специализаций:
- «Стратегии визуальных коммуникаций»;
- «Арт-дирекшен и стратегии брендинга»;
- «Продюсирование и ивент-менеджмент».
Внеучебная деятельность в Школе коммуникаций
Все программы Школы коммуникаций объединяет внеучебная деятельность. Студенты знакомятся с ней ещё до начала учёбы на первом курсе.
Для адаптации каждой новой группы назначается куратор. Это студент той же программы, обучающийся на втором-четвёртом курсе. Кураторы проходят специальную подготовку, чтобы приобрести навыки тимбилдинга. Группы первокурсников собирают ещё до 1 сентября, чтобы к началу учебного года они стали слаженной командой.
Во время учёбы студенты могут как вступать в существующие в Вышке клубы по интересам (сейчас их более ста), так и самостоятельно инициировать их создание. Помимо этого студенты могут получить финансирование на реализацию своего проекта. «В прошлом году наши студенты организовали Research Camp в Воронове, — рассказывает Виктория Матвиенко, руководитель Центра по работе со студентами и выпускниками Школы коммуникаций. — В этом году ребята подают заявку на проведение благотворительного бала. Они сами продумывают идею, считают бюджет и защищают идею перед комиссией».
Также Школа коммуникаций активно поддерживает своих студентов, которые участвуют в отраслевых конкурсах, соревнуясь со студентами из других вузов и даже с профессионалами.
Жюри профессиональных конкурсов отмечает то, как хорошо наши студенты умеют презентовать свои идеи.
Матвиенко Виктория Валентиновна
Директор Центра по работе со студентами и выпускниками Школы коммуникаций
Школа коммуникаций — абитуриентам
Каждый день открытых дверей в Школе коммуникаций абитуриенты могут пообщаться со студентами, которые уже учатся на программах Школы и принять участие в активностях, которые студенты придумывают и реализуют вместе с Центром по работе со студентами и выпускниками. В этот раз гости дня открытых дверей могли отправить близким открытку с приветом из Вышки, сложить на память оригами-ворону, пройти тест «Какой ты студент?» и принять участие в квизахот студенческой организации InCommunity. Всё это делается для того, чтобы абитуриенты могли проникнуться атмосферой Школы коммуникаций и понять, каково это — учиться в ней.
Я пришла за 30 минут до начала, и сперва мне было немного неуютно, потому что я никого не знала. Но когда я пообщалась со студентами, мне стало намного спокойнее, и вскоре я уже чувствовала себя как рыба в воде. Я была в восторге после дня открытых дверей, желание поступить в Вышку стало только сильнее! Надеюсь, смогу посетить и следующий день открытых дверей, который будет в декабре.
Амелина Мария
Абитуриентка Школы коммуникаций, Самара
Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы быть в курсе всех новостей Школы коммуникаций: ВКонтакте, Telegram
Также для абитуриентов бакалавриата мы создали чаты: программа «Реклама и связи с общественностью», программа «Стратегия и продюсирование в коммуникациях»
Зверев Сергей Александрович
Руководитель Школы коммуникаций