Юлия Серая – о насыщенной внеучебной жизни Вышки, прикладных проектах на РиСО и поступлении в магистратуру за рубеж
Новая героиня рубрики alumni stories – выпускница программы «Реклама и связи с общественностью» 2023 года Юлия Серая.
Какую специализацию ты выбрала на РиСО и почему?
Я выбрала специализацию «Ивент-менеджмент». Когда настало время определяться со специализацией, у меня даже сомнений не было, что я пойду именно на ивент: до этого я поучаствовала в огромном количестве студенческих организаций, которые в основном занимались организацией различных мероприятий, как в Вышке, так и за её стенами, поэтому у меня был вагон практического опыта в организации мероприятий – но у меня не было никакой теории. Я знала, что для мероприятия нужна смета, я видела эти сметы, примерно понимала их составляющие – но обучение на специализации «Ивент-менеджмент» меня научило всем мелочам, которых мне как раз-таки не доставало. Поэтому, когда я увидела, что у нас в списке специализаций есть «Ивент-менеджмент», всё было решено за секунду!
Назови свой любимый предмет – и почему он был любимым.
Честно говоря, это очень сложный вопрос, потому что предметов было несметное количество и все они были безумно интересные и классные. Наверное, моим любимым предметом было «Административно-правовое регулирование в сфере коммуникаций». Этот предмет зацепил меня, наверное, тем, что он был очень неожиданным: когда ты, первокурсник, приходишь в Вышку на рекламу, то ты понимаешь, что тебя будут учить рекламе, связям с общественностью, основам коммуникаций и так далее. И ты не задумываешься над тем, сколько законов стоит за тем, чтобы ты эту рекламу видел у себя на компьютере или где-то на улице. И когда ты погружаешься в «другую» сторону всей этой сферы, это очень интересно. Это был достаточно сложный предмет, но несмотря на это он прямо запал мне в сердечко, и я до сих пор его безумно люблю.
Почему ты решила продолжить обучение в магистратуре? На каком направлении и в каком универе ты сейчас учишься?
Я сейчас учусь на магистратуре во Франции в прекрасном городе Лион в университете, который называется ISCOM – Institut Superieur de Communication. Если переводить и расшифровывать на русский, то это, по сути, Высшая школа коммуникаций – то есть своё направление я не поменяла. Почему решила продолжать? Потому что поняла, что мне очень нравится учиться. Это может звучать как-то по-детски, но меня прямо затянуло, и я поняла, что четырех лет учёбы мне не хватило – я хочу ещё. И я хочу ещё чего-то нового, хочу посмотреть на всё это немножко с другой стороны. Поэтому я решила выбрать магистратуру в другой стране, попробовать этот абсолютно новый опыт. Пока что очень нравится! Посмотрим, что будет дальше.
Расскажу, как устроен процесс поступления. Сначала ты просто подаёшь все свои документы, свои дипломы и так далее. После проверки документов мне прислали задание на пять страниц, где было много чего разного: нужно было поотвечать на вопросы про коммуникации, про маркетинг, про рекламу и так далее; потом был блок про новости. Интересно, что тебя просят рассказать о том, что происходит в мире, проверяют что ты читаешь новости – ведь в сфере коммуникации это очень важно. Это то, чему я научилась за время своей учёбы и в бакалавриате Вышки, и в магистратуре в другой стране: каждое утро ты должен читать новости, иначе тебе будет очень сложно. Потом был большой блок: нужно было выбрать какую-то рекламную кампанию, ее описать, понять целевую аудиторию и так далее. Если ты выполнил письменное задание успешно, с тобой проводят устное собеседование: на нем задавали общие вопросы про опыт и обучение в сфере коммуникаций.
Какие знания, полученные в Вышке, тебе пригодились в работе и вообще в жизни?
В работе пригодилось в принципе всё! До того момента, как я уехала, я успела поработать в двух агентствах. Они совсем разные: первое агентство маленькое, нас там было 8 человек; а второе агентство – большое, интернациональное. Было забавно, когда мне давали какую-то задачу, и я такая: «О! SPV, CPC – я знаю эти термины, я их проходила в Вышке». Было очень приятно понимать, что всё это было не зря, и у меня есть навыки, которые я могу использовать в работе.
Вообще, из школы я пришла в Вышку довольно закрытым человеком. Тот факт, что к концу четвертого курса у меня появилась куча друзей, говорит сам за себя – Вышка помогла мне преодолеть свою замкнутость.
Ты активно участвовала во внеучебной жизни университета. Расскажи, пожалуйста, в чем именно ты успела принять участие и почему для тебя это было интересно?
Это мой любимый вопрос! Я действительно очень сильно погрузилась во внеучебную жизнь, и она мне потом помогла и в обычной жизни, и в работе тоже. Я за 4 года состояла, по-моему, в пяти студенческих организациях. Я, честно говоря, уже все даже назвать не смогу. Но последние два года моей самой большой любовью был «Ингруп СТС», который делает классные мероприятия Вышки, причём самые разные. Это и всякие маленькие мастер-классы, и например, квест HSE RUN. Но мой самый, пожалуй, любимый проект – это «Ночь». Это мероприятие, когда объединяется очень большое количество студенческих организаций – мы пытаемся привлечь почти все студенческие организации, которые есть в Вышке. И это всё начинается с вечера: сначала идут мастер-классы, лекции, активности. А после этого где-то до 3:00 ночи – тусовка в Центральном атриуме в корпусе на Покровском бульваре. В это сложно поверить, пока ты не увидишь это своими глазами! Это просто что-то волшебное, потому что, казалось бы – университет и тусовка, как это можно совместить? А вот так – можно! Я безумно рада, что я приложила руку к организации такого большого мероприятия. И в принципе очень рада, что я участвовала в неучебной жизни. Я считаю, что именно это дало мне такую любовь к Вышке. Образование – это классно, я люблю учиться. Но внеучебная жизнь дала мне больше эмоций, больше друзей и больше разнообразного опыта.
Поэтому я всем очень рекомендую как ходить на мероприятия, которые делают студенческие организации, так и вступать в разные организации! Там нет экзаменов: если не понравится, можно будет уйти. Когда ты куда-то поступаешь, ты выбираешь направление, и четыре года учишься на нём. А придя в студенческую организацию, ты можешь выбрать другой трек.
Например, ты можешь стать эйчаром и попробовать себя в этой должности. Ты можешь стать, например, техническим директором, и попробовать себя в этой роли. Это очень помогает по-разному посмотреть и на мир, и на варианты того, кем ты можешь быть в будущем. Это расширение кругозора – безумно круто, что благодаря внеучебке его можно развивать.
Каким реализованным проектом ты гордишься больше всего и почему?
Как я уже сказала, в контексте внеучебной жизни проект, которым я больше всего горжусь, – это однозначно «Ночь». Я не сказала, какую должность я там занимала! Две «Ночи» подряд я была ответственной за студенческие организации. Как мне кажется, это одна из самых сложных должностей на этом проекте, потому что «Ночь» в принципе состоит из студенческих организаций. Главный посыл «Ночи» – это показать, как много у нас студенческих организаций и показать, какие они разные. Моя цель на этом проекте была связать всё это воедино, позвать каждую студенческую организацию, которая у нас есть – а их в Вышке просто миллион! (смеется). Связаться со всеми студенческими организациями, придумать вместе с ними формат, с которым они будут участвовать в ночи, скоординировать все студенческие организации уже на самом проекте – это было безумно трудно, но безумно классно.
Если говорить про проект в учёбе, которым меня больше всего горжусь, то это, пожалуй, проект для «Азбуки вкуса», который мы делали на третьем курсе в рамках деловой игры.
Как это работает: в Школу коммуникаций приходят клиенты со своими брифами, мы делимся на команды, и каждой достаётся клиент – и потом мы работаем над созданием рекламной кампании по брифу. Мне и моей команде достался бренд «Азбука вкуса», и я считаю, что это самый лучший проект, который мы делали за все четыре года, потому что он был максимально «реальный».
Во-первых, это «Азбука вкуса», в которую многие часто ходят, в которую я часто хожу – это бренд, которым я пользуюсь. От этого было тепло на душе! Плюс, ты понимаешь, что, если идеи будут крутые, их могут использовать. А даже если они будут не крутые, ты получишь фидбек от профессионалов из этой сферы. Это был масштабный проект, потому что мы делали вещи вплоть до создания джинглов, вплоть до того, что одна девочка из нашей команды сочинила песню на гитаре для «Азбуки вкуса». Мы всё это «упаковали» вместе с визуалом, стратегией и так далее – это было очень круто.
Расскажи, пожалуйста, в каких компаниях и на каких позициях ты успела поработать. Какой опыт тебе дала эта работа, чему ты смогла научиться, какие важные знакомства приобрела?
Моя первая настоящая работа случилась, по-моему, в конце второго курса. Я пришла в рекламное агентство Creative People, и была я там контент-менеджером. Но, как оказалось, контент-менеджером не в том понимании, которое возникает первым делом. Я занималась наполнением сайтов, рекламных рассылок, что-то писала на языке программирования немножечко, делала макеты рассылок. Было забавно, когда в начале четвёртого курса на каком-то из предметов нам сказали: «Давайте попробуем сделать макет рекламной рассылки». А я сижу и думаю: «Вы что, я это уже делала!». Приятно, когда опыт в работе так сильно дополняет учёбу – и наоборот.
После этого я была на стажировке в агентстве Happy End – это очень маленькое агентство, нас там было всего человек десять. Я пришла туда на двухнедельную стажировку и осталась на три месяца. Тут я уже больше погружалась в работу – но поскольку у меня особо не было опыта, то и задачки были достаточно простые. Например, посмотреть, какие блогеры есть в России на тематику питания.
После этого я попала в большое агентство, которое называется Okkam Creative – это часть Dentsu. Это был суперклассный опыт! Я работала на должности influence-менеджера, и это было очень интересно. Кругозор у меня сильно расширился. Одно дело – ты учишься, получаешь все эти знания в университете; да, есть практические задачи – но это не сравнится с тем, когда ты приходишь на работу в 9:00, а потом работаешь там до 19:00 и постоянно делаешь эти задачки. Это было непросто, но очень интересно.
Я рада, что у меня получилось работать именно в своей сфере, которую я изучала в Вышке – потому что не всегда получается так. Часто, когда ты идёшь учиться, в процессе учёбы понимаешь, что это не твоё – и потом в будущем выбираешь абсолютно другую профессию. У меня такого не произошло: я как пришла суперзаряженная на рекламу на первом курсе, так после четвёртого курса суперзаряженная, с большой любовью к рекламе из университета и вышла.
Так сложилось, что я на три свои работы попала благодаря своим знакомствам из Вышки: получилось, что очень много кто в моём окружении работал в рекламе. Поэтому нетворкинг и вышкинская сеть выпускников и студентов живёт, ей нужно пользоваться. Это круто и очень облегчает жизнь!
Какое напутствие ты могла бы дать сегодняшним студентам программы «Реклама и связи с общественностью»?
Как бы банально это не звучало, но я советую не бояться. Потому что это очень важно, как и в студенчестве, так и в сфере рекламы, так и в жизни – не бояться пробовать что-то новое, раскрывать себя, идти за своей мечтой и рисковать. И даже когда у тебя есть миллион сомнений и миллион поводов и не делать чего-то, что в душе хочется делать, – нужно не бояться попробовать. Если не получится, то не получится; но если получится, и это станет твоим призванием, это принесёт тебе кучу радости – не хочется упускать такой момент.