Результаты исследования медиарынка СНГ студентами бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»
Студенты второго курса Школы коммуникаций НИУ ВШЭ под кураторством доцента Факультета креативных индустрий Лилии Глазовой подготовили подробный обзор медиарынка и характеристик медиапотребления стран СНГ-2024.
Исследование дает представление о том:
- какие СМИ наиболее популярны в той или иной стране;
- какие медиа и на каком языке потребляет аудитория;
- какой процент населения активно пользуется соцсетями;
- каковы тенденции развития медиарынка на 2024 год.
Подробные итоги обзора медиа рынка в странах СНГ
— Моим объектом анализа была Беларусь. Я сама из этой страны, поэтому анализировать ее медиарынок было вдвойне интересно. Неожиданным для меня было узнать, что Беларусь является одной из самых развитых по уровню проникновения интернета и использования социальных сетей среди стран СНГ. Также в стране новые принятые законодательные изменения расширяют возможности рекламы среди беттинговых компаний и алкогольной продукции, хотя в России на это существует запрет. В целом, медиапотребление в Беларуси похоже на российское. У них даже есть общие телеканалы и издания. Но по численности зарегистрированных СМИ Россия серьезно превосходит Беларусь, примерно в 50 раз.
Мне очень понравилось, как была организована работа в команде. Нам изначально объяснили, в каком направлении двигаться с анализом медиарынков. Часть работы выполнялась индивидуально, однако с помощью групповых обсуждений мы объединяли полученные нами результаты и сравнивали медиапотребление разных стран. Курирование Лилии Ильдаровны заслуживает отдельной благодарности. Она делилась обратной связью по каждому этапу работы, давала советы по совершенствованию анализа и помогала с возникающими вопросами. Я лично очень довольна выбранным мною проектом, а также приобретенными навыками. После него я смогла окончательно определиться с выбором специализации*. И решила пойти на «Исследования в коммуникациях».
Ксения, студентка РиСО
— Во время работы над исследованием я узнал, что существует огромное количество разных метрик, которые помогают анализировать бесчисленное количество информации. Было довольно не просто проработать большой массив информации и выделить самое важное из статей. Проект позволил мне существенно развить и укрепить несколько ключевых компетенций. Я улучшил свои аналитические навыки, особенно в области работы с большими объемами данных и выявления актуальных тенденций.
Отметил интересный, для себя факт по итогу: русский язык по прежнему остается главным в большинстве соцсетей Казахстана. Также, интересно, что телевидение продолжает удерживать конкурентоспособное положение среди традиционных медиа. А вот радио и газеты сбавляют обороты, и с каждым годом процент их востребованности неуклонно уменьшаются.
Роман, студент РиСО
— На мой взгляд, наша работа со студентами выросла в по-настоящему полезную историю. «Обзор медиа рынка в странах СНГ» раскрывает перспективные для отечественных компаний площадки и особенности работы на них. Анализ и аккумуляция этих данных будут актуальны для предпроектной аналитики корпораций и агентств, для выбора приоритетных рынков. Важно, что студенты на практике попробовали себя в коммуникационной аналитике, а российский бизнес получил полноценное и нужное отраслевое исследование.
Лилия Глазова, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, генеральный директор исследовательской компании PR News, член Совета АКОС
*Специализация — это связанный набор дисциплин, на которых студенты углублённо изучают выбранное направление коммуникаций. Студенты выбирают специализации в конце второго курса, получив представление о разных отраслях сферы коммуникаций. В 2024-2025 году студентам РиСО доступны специализации: Коммуникации в цифровой среде, Связи с общественностью, Реклама, Маркетинг, Исследования в коммуникациях, Политические коммуникации, Культура и коммуникации, Управление брендом работодателя.