• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
08
Декабрь

«Мне не хватает московского снобизма»

Выпускник 2015 года Иван Камышев поделился впечатлениями от обучения и жизни в Чикаго.

«Мне не хватает московского снобизма»

Песни пели, да ручьем текли года,
Повзрослели, разлетелись кто куда!

строка из неофициального гимна ВШЭ
Андрей Вершинин

 Выпускника образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» можно «застать» на рабочем месте в различных компаниях и ассоциациях. Однако многие решают продолжить свое обучение — кто-то выбирает магистратуру Вышки, а кто-то решает круто изменить свою жизнь и отправиться в другую страну.



Иван, куда ты поступил?

Chicago Portfolio School. Аналог нашего «Workshop-а» на «Стрелке». Изучаю там Art direction. Там есть три направления: Art Direction, Copywriting и Design. Это не бакалавриат, не магистратура. Это профессиональные курсы. Не слишком корректно так говорить, но можно назвать это повышением квалификации.

Почему ты выбрал именно это место? 

У меня была возможность поехать в Дублин, где я мог бы изучать Brand Management, который мне стал в какой-то момент не интересен. Я решил, что хочу изучать креативную часть, потому что во время обучения в Вышке я стажировался в McCann, как Арт-директор, стратег и аккаунт (работа)  на разных брендах. Работал копирайтером в Nectarin-е. И после всего этого понял, что Art Direction мне ближе.

Почему именно за границей?

Лучшее образование. Конечно, это стоит денег. Если бы это было государственное учреждение, можно было бы получить грант, но на мою школу гранты не распространяются. Просто была такая возможность поехать за границу, и я подумал, почему бы и нет? США — это большие возможности и то место, откуда пошла современная реклама, поэтому я решил, что лучшего места нет.

Сколько длится обучение?

Обучение длится год.

И сколько оно стоит?

16.000 долларов в год. Если сравнивать цены, то стоимость какого-либо товара в России нужно умножать на два — и вот получается такая жизнь в Чикаго. Это грустно и тяжело. Нужно экономить. Пока что меня обеспечивают родители, однако, если есть возможность, я подрабатываю. Однокурсница из Вышки — Юля Линник, которая уехала в Америку на нашем первом курсе, помогла мне найти фриланс — я монтировал интервью для ее компании за 10 долларов за одно видео. Это совсем немного. Иногда хороший обед стоит 12 долларов. Эта компания старалась нанимать людей из России и Украины, потому что для наших людей 10 долларов — это деньги (сугубо из-за кризиса). У меня начались проблемы с учебой, потому что не успевал подготавливать видео и учиться одновременно. Я решил, что нужно сделать упор на обучение. 

Очень плотный график обучения?

Занятия проходят с 18:00 до 21:00, 22:00. Иногда начинаем в 15:00. Так происходит, потому что все преподаватели являются сотрудниками агентств, где занимают там высокие позиции. Они приходят в нашу Школу после своей основной работы. 

У тебя есть самый любимый преподаватель, который действительно запомнился?

Да! В первом модуле преподает Джоуэл Уит. Он арт-директор в  агентстве FCB. Вел у нас основы дизайна.

Я видела в твоем инстаграме фотографии с разработкой новых шрифтов — вы делали это для Джоуэла?

Нет, это другой преподаватель, с которым отношения не сложились…



Почему?

Мне очень тяжело давались эти шрифты. Я никогда не рисовал, в Вышке этим не занимался. Концептуально думать в Вышке меня научили, и это у меня получается, а вот дизайном никогда не занимался.

Давай вернемся к любимому преподавателю, чем он запомнился?

Он немножко сноб. Их в Соединенных Штатах не хватает. Он не такой толерантный, он прямолинейный, и этого действительно не хватает. В Америке есть даже такое понятие, как «sandwich feedback». Когда оценивают твою работу, говорят, «что ты сделал хорошо, но тебе лучше исправить вот это, но в целом, я доволен». И это раздражает. Я приехал в Америку, чтобы сделать себе портфолио. Если моя работа плохая, я хочу знать, что она плохая.

Твой любимый преподаватель говорил прямо, что работа плохая?

Он говорил. «Айван, тебе нужно это переработать, начать с нуля». Нужно трезво воспринимать даже негативные отзывы.

Как вы общаетесь с преподавателями, только на парах?

У меня многие преподаватели добавлены в друзья в Facebook и в Linkedin, что очень важно, потому что сеть считается «серьезной» в Штатах.  Преподаватели сразу отвечают на «запросы о дружбе». Мы даже в Instagram друг на друга подписаны, обмениваемся лайками! Мои однокурсники, кстати, просили писать посты в инстаграме на английском (Иван вел блог про первые месяцы жизни в Чикаго — прим.ред.), потому что им было интересно, о чем я пишу.

Расскажи про свои первые дни в Америке. У тебя в руках билеты в новую жизнь, чемодан и амбиции. Как-то нужно начать жить. 

Первую неделю я жил в хостеле и пытался самостоятельно найти постоянное жилье. У меня ничего не получалось. Мне повезло, потому что мне помогала моя однокурсница, которая живет в Америке. Мне было, с кем посоветоваться. Я отправлял ей ссылки на жилье и спрашивал, что она думает. Но чаще всего она мне говорила, что фотография не отражает реальность — такой дом не может быть в Чикаго, это мошенники. Я не знал соотношения цен, мне казалось, что мои примеры возможного жилья идеальны, но на деле все было подозрительно дешево. Нужно было ездить и смотреть. Однажды мне показалось, что я, наконец-то, нашел идеальный вариант жилья. Владелец же написал: «Извини, я сейчас в Англии, ты можешь выслать мне деньги, а я пришлю тебе ключи». И тут я заподозрил что-то неладное. В итоге данное объявление даже удалили с сайта.

Все получилось через знакомство . Через некоторое время я переехал в комнату в общежитии, которое из себя представляло трехэтажный жилой дом с множеством комнат. Семь месяцев я прожил в «черном районе», где моим лэндлордом был 58-летний афроамериканец, соседи по этажу — два араба, на первом — гаитянин, на третьем — немка, монголка и кореянка.



Комфортно ли существовать в такой межкультурной среде в одном доме?
 

Арабы оказались наиболее схожими с русскими в чувстве юмора, некоторым снобизмом, что меня порадовало. Я много чего узнал про арабскую культуру и несколько изменил свое мнение о ней. С ними было легко, с немкой и монголкой тоже было легко найти общий язык, а вот с кореянкой довольно трудно — она была очень закрытая и не особо шла на контакт. Все заранее понимают, что они живут в большом доме и со всеми нужно считаться. Так что конфликтов не было.

Какой у вас был быт? Вот, например, как в общежитии, один холодильник на всех.

 Если ты свою еду в холодильнике не подписываешь — ее могут съесть. Все нормально реагируют, когда ты первым делом после магазина берешь в руки маркер и подписываешь каждый продукт. К стиральной машине всегда очередь. Тарелки за собой каждый моет сам. Не помыл, так она и будет лежать в раковине. Только будешь слышать бесконечное «помой» то от соседей, то от хозяина дома. Но в жизни в интернациональной компании есть один главный плюс – узнаешь о разных культурах «из первых уст». Ты в курсе реального отношения немцев к беженцам, узнаешь  

Я жил в часе езды от школы — Американцы считают, что это супер далеко. Для москвича это кажется странным, нам нужно закладывать минимум час.

Про школу, кстати, мне рассказал мой однокурсник, Максим Вязигин, который приехал учиться через полгода после меня. Он нашел жилье через агентство за несколько дней. В его же дом, только на другой этаж, я и перебрался. Я очень заскучал по русским людям.

Ты делишь с кем-то квартиру?

Я живу один в маленькой студии, но для одного человека вполне хватает. Мне стало немножко тяжело делить быт с кем-то.

Сколько ты платишь за аренду?

Аренда стоит 765 долларов в месяц. Сюда входят площадь, электричество, вода, газ. Интернет мы делим с Максимом пополам, вай-фай «добивает» из его квартиры до моей, стоит 60 долларов.

Как ты проводишь свободное время? Первая половина дня, получается, свободна от учебы.

Учебы очень много и с каждым модулем ее становится еще больше. Окончание учебы близко, нужно добавлять новые проекты в портфолио.

У вас нет оценок и экзаменов. Получается, что самое важное — это портфолио.

Да, в конце каждого модуля мы защищаем проекты, и какими мы сделаем свои работы, такими они в портфолио и будут. А конкретное агентство уже будет судить эти работы при найме.

В свободное время я очень много учусь — в Вышке я не был образцовым студентом. Ответственность перед собой и родителями заставляет меня учиться усерднее. Основной упор делается на самостоятельное обучение.

Как ты учишься? Пользуешься библиотеками или существуют учебники?

Никаких учебников и библиотек. У нас есть полки с книжками и журналами в Школе, но это больше для вдохновения. Обучение сейчас практическое, теории почти нет. Я сижу в Интернете. Это Pinterest, Google, Каннские Львы, веб-сайты по рекламе. Вот куда Интернет заведет, там вдохновение и черпаю…



Что ты делаешь для вдохновения, кроме просмотра сайтов?

Это все к вопросу о свободном времени. Иногда учебы так много, что голова начинает пухнуть. Я купил себе велосипед. Москва находится на холмах, а Чикаго — «плоский» город, катайся целый день, все равно не устанешь. Есть огромное озеро Мичиган, вдоль которого идут велодорожки. То есть едешь практически по пляжу. Там даже есть отдельный пляж для собак! В принципе, я просто уезжаю от людей. Это может грустно звучит, поскольку я всегда был экстравертом, но Америка меня изменила.

А с однокурсниками видишься вне учебы?

Мы ходим «тусоваться» с однокурсниками Максима, потому что со своей группой общего языка я так и не нашел.

Твои однокурсники все американцы или из разных стран?

Я оказался первым русским в истории Школы. Более того, первым иностранцем. А в следующем модуле приехали ребята из Швейцарии и Франции. Вдруг стали приезжать из разных стран! Австралиец вот учится… 

Еще один русский!

Да! У него все время спрашиваю, знает ли он меня. 

Может быть любимый бар?

Баров очень много. Любимый есть, потому что он дешевый. 5 долларов за вход. Это студенческий бар недалеко от университета DePaul на севере города. Туда стекаются все студенты — интернациональная тусовка. Больше всего там мексиканцев и арабов, но мы нашли там и троих русских. На самом деле, я не большой фанат баров…Вообще в США трудно найти не спортивный бар, потому что американцы помешаны на культуре спорта: американский футбол, бейсбол, баскетбол.  Если бар не спортивный, то вероятнее всего на входе даже висит объявление «вход в экипировке спортивной команды запрещен». В каждом баре кричат, болеют. А я не болею, мне не интересно, хочется наоборот чего-то более спокойного.

Ты уже год находишься в Америке. Есть ли что-то, что ты до сих пор так и не понял, не принял?

Я не могу смириться с фальшивыми улыбками Американцев. 

Я удивлена. Я слышала, что улыбающихся американцев ставят в пример — вот смотрите, что бы не происходило, они сохраняют хорошее настроение.

Я не согласен. Я даже спрашивал некоторых американцев: согласны ли они с тем, что зачастую их улыбки фальшивы. Мне отвечали: «Да». Так принято в обществе. Сейчас  я другими глазами смотрю на все эти многочисленные социальные эксперименты. Когда люди помогают, с улыбкой реагируют на ситуацию. 

Ты считаешь, что это все ложь? 

Я не считаю, что все ложь, но общество приучили к тому, что нужно улыбаться и реагировать позитивно. Я не могу сказать, что русское общество лучше — у нас совсем другая реакция, зачастую агрессивная. У нас могут не показывать эмоции, но если будут, то они будут настоящие, просто честнее.

Чему тогда научила Америка? 

Научила не париться. Всем плевать, кто ты, что ты, как выглядишь, чем занимаешься, какие у тебя цели на будущее. Мне кажется, тут тоже замешаны эти ненастоящие улыбки. В беседе все улыбаются, могут расхваливать кого-то за его выбор всю жизнь работать на кассе в магазине. А с другой стороны, может этому человеку и правда суждено работать на кассе до конца своих дней, но ему это будет приносить массу удовольствия. Другими словами, Америка научила, что надо быть честнее с самим собой и не переживать, что о тебе подумают окружающие. 

Ты бы посоветовал поступать туда, где ты проходишь обучение? Это риск? 

Это риск. И это эгоизм. По отношению к родственникам и друзьям. Ты уезжаешь и оставляешь всех. Может быть, не особо думаешь о том, как ты их любишь, и как они тебя любят. 

Что сказали тебе родители, когда ты принял решение уехать? 

Они сказали, что скучают. Еще до моего отъезда.  И как только я уехал, я понял, как они мне важны. Это очень тяжело уезжать надолго. Я не приезжал домой 6 месяцев. Я всегда думал, что я из тех людей, кто может уехать куда угодно и насколько угодно, а потом выяснилось, что я сильно скучаю по семье, друзьям. Я родился и вырос в Москве. Чикаго меньше по размеру, но поскольку это тоже мегаполис, привык я довольно быстро. Хотя Москва больше, активнее, ярче. 

Что может быть активнее Америки? 

Чикаго «вымирает» после 6  вечера. Только по выходным в определённых районах можно встретить людей на улице – не то, чтобы в открытых заведениях. Даже на улицу жители выходят редко, они очень домашние. А я один на велосипеде по городу еду. Если человек из небольшого городка, то переехать в Чикаго на некоторое время было бы интересно. Москва больше, людей больше, жизнь активнее.



Что ты посоветуешь человеку, собирающемуся в США?

Если есть возможность, я бы съездил в Америку по какой-нибудь программе, например work and travel или по обмену, чтобы просто понять людей там, сможешь ли ты с ними жить. Если ты общаешься в компании людей со всего света, то вы лучше понимаете друг друга — они так же привязаны к своим городам, так же скучают по дому. Американцы дома, они не понимают, почему я хочу домой в какую-то Москву, где медведи ходят по улицам. Они, кстати, постоянно шутят по этому поводу и думают, что у нас вечные морозы. Я бы посоветовал пожить месяц-два, чтобы понять свою готовность.

Какие у тебя дальнейшие планы? 

Я заканчиваю обучение в конце сентября и попробую найти работу. 

Тем не менее, ты остаёшься в Америке?

Да, исключительно из-за денег. Если конкретнее, то в планах найти работу в Америке. Существует устоявшееся мнение о том, что американское образование и опыт работы высоко ценятся по всему миру. Мне, в принципе, интересно поработать в американской индустрии рекламы, потому что это страна у которой больше всего наград в этой сфере. Я хочу понять почему. Хочу встать в эту рекламную колею и понять, как делать хорошо. В дальнейшем хочу вернуться в Россию. И, пусть звучит амбициозно, но я хочу изменить российский мир рекламы.

Каким образом? 

Привнести американский опыт в российский бизнес. 

У нас же есть международные компании. 

У них нет меня. 



Все фотоматериалы с разрешения Ивана взяты из instagram: @prosto_ivan