• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Научный куратор — друг и наставник, который на своём примере показывает, что с наукой можно подружиться»: как студенты помогают друг другу работать над исследованиями

Об интересе к науке, любимых методах исследования и борьбе с прокрастинацией мы поговорили со студентами РиСО, которые стали научными кураторами.

«Научный куратор — друг и наставник, который на своём примере показывает, что с наукой можно подружиться»: как студенты помогают друг другу работать над исследованиями

Научные кураторы — студенты старших курсов, которые помогают студентам в навигации по миру науки и научно-популярных событий в Вышке. Основная цель проекта состоит в вовлечении студентов в академический мир.

Григорий Банников

основатель «Научных кураторов»

 
Мухаммаджон Абилов

студент 4 курса РиСО, научный куратор

 
Анна Бойлученко

студентка 4 курса РиСО, научный куратор

 

Когда и как появилась идея создать научных кураторов?

Григорий Банников: Дело было так: я с 2016 года был в составе кураторов НИУ ВШЭ. В какой-то момент, когда я начал работать в Центре академического развития студентов (далее — ЦАРС), я задумался о том, как показать студентам, что наука и исследования могут быть прикольными. Мы пришли к пониманию того, что не часто в науку попадают именно на первом курсе: обычно это либо стечение обстоятельств, когда человек сам проявляет интерес, либо это хороший научный руководитель или преподаватель, с которым студент знакомится, за которым идёт, увлекается и впоследствие занимается наукой. Я подумал, что у первокурсников интенсивная адаптация к студенчеству происходит именно в первые модули через участие в студенческих организациях, тусовки и так далее — а вот исследования и наука на первом курсе как-то вскользь упоминаются и не запоминаются. Так я пришёл к идее о том, что нужны отдельные ребята из числа студентов, которые будут с первых курсов знакомить вышкинцев с наукой. Почему бы нам не предусмотреть в числе кураторов научных кураторов? В ЦАРСе мы обсудили эту идею и решили, что попробуем. И вот в марте этого года будет уже третий набор научных кураторов!

Почему возникла такая необходимость — кроме научных руководителей создать научное кураторство студентов старших курсов? 

Мухаммаджон Абилов: Научные руководители помогают именно с написанием курсовых и ВКР. Они направляют своих подопечных идейно и подсказывают полезные ресурсы. Бывают случаи, когда научный руководитель становится наставником и кроме защиты КР/ВКР помогает подопечным ещё и с публикацией работы, подготовкой тезисов для конференции или даже трудоустроиться в лабораторию, но они это делают добровольно, это не является их обязанностью. А научные кураторы – это люди, которые рассказывают о возможностях для развития в науке в Вышке: с чего начать, за кем или за чем следить, к кому обращаться. 

Представим, что есть Вася, который заканчивает второй курс. Он уже защитил свою первую научную работу в рамках КР: его научный руководитель дал ему отзыв, комиссия дала ему оценку. Вдруг Вася понимает, что хочет и дальше заниматься исследовательской деятельностью. Скорее всего, у него не будет информации о том, как опубликовать свою работу, у кого можно попросить денег, чтобы выступить с исследованием на конференции в Вене или как организовать экспедицию на Сахалин. Два года назад Васе пришлось бы бороться с сайтом Вышки, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы за пределами учебной программы, потому что на научно-исследовательском семинаре дают именно исследовательские навыки и теоретическую базу для написания своих научных работ, научный руководитель и так разрывается между 5-10 такими же Васями, которые пишут научные работы под его руководством, а о таком подразделении как ЦАРС Вася не знает. Вот тут мы и сталкиваемся с необходимостью кого-то, кто подскажет что делать, если хочешь в науку. Иными словами, научные кураторы – это менторы, которые подсказывают как развиваться в науке с помощью того, что даёт Вышка.

С мотивацией подопечных разобрались — а что мотивирует старшекурсников становиться научными кураторами?

Мухаммаджон Абилов: В первую очередь, мне хотелось не допустить того, чтобы мои младшие коллеги (по возрасту, конечно) столкнулись с теми же трудностями, что и я, а если им и пришлось бы с ними столкнуться, то чтобы им хотя бы было проще преодолеть их. На третьем курсе, когда я увидел рассылку о наборе научных кураторов, я подумал, что хотя бы так реализую свой интерес. 

Кроме того, я подумал, что став научным куратором, я смогу узнать много-много нового про возможности развития в науке. Так и случилось! Сразу после прохождения отборов нам провели серию лекций с представителями ЦАРСа и приглашенными исследователями, на которых рассказывали про точки вхождения в науку, научные мероприятия и инициативы Вышки, чтобы мы потом могли передать это знание своим коллегам. 

Уже сейчас я знаю, как люди начинают свою научную карьеру; знаю, что заниматься наукой – это необязательно про публикации в научных журналах. Можно не иметь публикаций и не проводить исследований, но всё ещё делать вклад в науку другим способом – популяризируя её. 

Мухаммаджон Абилов
студент 4 курса РиСО, научный куратор

Научным кураторам всего два года: надеюсь, хотя бы что-то из того, что уже сделано и будет делаться дальше, поможет хотя бы одному студенту. 

Анна Бойлученко: В начале одиннадцатого класса я решила принять участие в олимпиадах по обществознанию. С утра до вечера моими верными спутниками были Шопенгауэр, Локк и Макиавелли — ни в школе, ни в компании друзей никто не разделял мои интересы. Я прошла путь от нулевых знаний до победы в «Высшей пробе» и понимаю, насколько тяжело бывает совершенствовать свои знания в одиночку. Тогда я впервые осознала важность сообществ и союзников. 

Уже в Вышке я стала куратором, прошла школу вожатых и… снова стала куратором — на этот раз научным. Для меня самой наука раньше казалась чем-то сложным и кусачим. Я была бы счастлива, если бы на своём первом курсе встретила ровесника, который развенчал эти мифы. 

Анна Бойлученко
студентка 4 курса РиСО, научный куратор

Мне важно не только совершенствоваться в своём деле, но и помогать ребятам, которые в самом начале пути. Я много раз волонтёрила на днях открытых дверей, приезжала в родную школу с рассказом о Вышке. Кураторство — часть меня.

Топ-3 страхов студентов, связанных с написанием курсовой и дипломной работы:

  1. «Страх белого листа»
  2. Превышение допустимого процента заимствований 
  3. Страх не сдать работу

Как научный куратор может помочь студенту побороть эти страхи? 

Анна Бойлученко: Научный куратор — друг и наставник, который на своём примере показывает, что с наукой можно подружиться. Ему не страшно задать самый глупый вопрос, уточнить, где найти статью про мемы и узнать все лайфхаки для удачной защиты курсовой. 

Мы уже проводили встречу с выпускниками и студентами, защитившими дипломную и курсовую работы. Они поделились советами, как избежать страх белого листа — например, использовать метод фрирайтинга и выписывать все мысли, которые есть по данной теме. Или разговаривать с друзьями и родственниками о теме своего исследования, это привнесёт новые идеи в работу! 

Со страхами превышения процента заимствований и не сдачи работы справиться проще — услышать реальный опыт студентов, которые прошли этот путь и понять, что не всё так страшно! Главное ответственно подойти к процессу написания работы и поверить в свои силы. Ещё можно объединиться с однокурсниками и трудиться над курсовой или дипломом вместе! Это не только ускорит темп работы, но и подарит яркие воспоминания о студенческой жизни.

Зачастую студенты плохо вовлечены в исследовательскую работу, потому что считают ее скучной. Расскажите, почему, на ваш взгляд, исследования — это интересно? 

Мухаммаджон Абилов: Мне уже не раз задавали этот вопрос, и всегда я приводил один и тот же пример, который хорошо объясняет конкретно мой интерес к науке. Ещё на курсе философии на первом курсе нам рассказывали о концепции, по которой мы приходим в этот мир со знанием всего на свете, но при рождении всё забываем. Поэтому Сократ считал, что он не даёт знаний своим ученикам, он лишь помогает им вспомнить то, что они уже знают, задавая им правильные вопросы и помогая им самим задавать себе правильные вопросы (думаю, эта строчка понравилась бы Сергею Александровичу). Так и я, после того как начал вникать в теории из курса «Основы теории коммуникации» и стал читать статьи о коммуникациях, осознал, что в какой-то степени все эти знания были в моём повседневном опыте, но я просто не мог их сформулировать или не задумывался о закономерности происходящего. 

Для меня всё то, что я узнаю через науку – это книжки, разбросанные в чертогах моего разума. Они всегда были там, но только после знакомства с научными теориями, после проведения исследований или прочтения литературы, я словно понимал, в какой раздел библиотеки эту книжку положить. Заниматься наукой – это как раскладывать прочитанные книги в библиотеке. И каждый раз, когда какая-то книга находит свою полку (или какое-то знание становится для меня более очевидным), есть чувство какого-то прозрения. Это чувство и является моим главным интересом в науке, пожалуй.

Мухаммаджон Абилов
студент 4 курса РиСО, научный куратор

Мне всегда было приятно быть не только участником происходящего вокруг, но и тем, кто понимает природу и причину происходящего. Говоря о других, возможно, им нравится наука из-за того, как она помогает сделать простым что-то, что кажется поначалу очень сложным. Как в школе на уроках алгебры, когда учитель впервые произносит слово «дискриминант» и все в классе сразу представляют что-то очень сложное и невычисляемое, а потом им показывают как просто его посчитать. 

Даже если заинтересоваться удалось, проблемой многих становится прокрастинация. Если вам удалось найти рецепт борьбы с этим злом, поделитесь этой мудростью, пожалуйста!

Анна Бойлученко: Важно писать о том, что вам нравится — для меня это креативная реклама. Я и в свободное время занималась бы её просмотром, а сейчас это полезно для диплома. 

Ещё полезно понимать, чем работа будет полезна для жизни, — так, вы однозначно станете экспертом в своей теме и сможете похвастаться перед друзьями. Или сможете прийти после университета в компанию мечты и подчеркнуть, что являетесь автором научной работы по профильной теме. Когда есть заветная цель и понятная мотивация, становится не так тяжело в процессе.

Анна Бойлученко
студентка

Можно практиковать тайм-менеджмент — использовать систему Помодоро или скачать приложение Forest и реально помогать планете, сажая новые деревья. Или менять локацию — работать в библиотеке Вышки рядом с такими же студентами проще, чем дома, рядом с котом и мягкой кроватью.

А вообще, убирайте телефон подальше, ставьте режим «без звука» и вперёд! Вперёд покорять науку вместе!

Если сейчас студент прочитает наш текст, вдохновится и захочет, чтобы у него тоже появился научный куратор — что ему надо сделать, кому написать?

Научный куратор – как счастье: студенты не знают, что он у них есть, пока он не пропадёт… Шутка! На самом деле, у каждого студента нашей образовательной программы есть целых два научных куратора. Если есть вопросы, мы всегда доступны по следующим контактам:

Мухаммаджон (a.k.a. Миша) Абилов: https://t.me/mabilov 

Аня Бойлученко: https://t.me/boyluchenko 

Блиц! Мы спрашиваем коротко — вы отвечаете не обязательно коротко. Назовите:

1) любимый метод исследования

Анна Бойлученко: я предпочитаю смешанный эксплораторный дизайн исследования — с полуструктурированными интервью в начале и опросом для обобщения качественных результатов на разные группы

Мухаммаджон Абилов: мне тоже нравится эксплораторный, но я вижу что-то прекрасное и в каждом из методов по отдельности. Например, мне нравятся качественные методы за возможность послушать и поговорить с людьми, понять их. А в количественных методах мне нравится структурированность и конкретика в результатах — чувствую выброс эндорфинов, когда удается из массива данных выявить какую-то неожиданную закономерность.

2) любимую теорию коммуникаций

Анна Бойлученко: на втором курсе предмет «Основы теории коммуникации» меня поразил наповал — семинары с Александром Андреевичем Манниным я ждала всю неделю и каждый раз открывала для себя что-то полезное. Например, диалогическая теория Михаила Бахтина не раз помогла решить противоречия и конфликты в жизни!

Мухаммаджон Абилов: каждая теория прекрасна, особенно когда о ней рассказывает Любовь Александровна Цыганова. Поэтому вопрос сложный, но пусть будет теория достоверности источника Ховланда.

3) любимую парадигму Крейга

Анна Бойлученко: Всё начинается с основ — выбираю кибернетическую парадигму! 

Мухаммаджон Абилов: с парадигмами ещё сложнее, но пусть будет риторическая и семиотическая. Риторическая – потому что мне нравятся публичные выступления и было очень интересно читать про эту парадигму. Семиотическая – потому что однажды научно-исследовательский семинар у меня вела семиотик Людмила Запорожцева, она семиотик. Это стало импульсом к дополнительному изучению этой парадигмы!