Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками
Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.
Мы обратились к преподавателям, которые в прошлом году получили больше всех писем от своих студентов, с просьбой процитировать некоторые из них (на всех письмах стоит пометка, что авторы разрешают публиковать их в открытом доступе) и рассказать, чем важны для них эти послания.
Алексей Раков, преподаватель факультета экономических наук
Обратная связь — неотъемлемая часть преподавательской жизни, она позволяет понять, как студенты воспринимают то, что ты делаешь.
Любому преподавателю хочется знать, находит ли то, что он делает на занятиях — его методики и практики, — соответствующий отклик в умах и сердцах студентов. В этом плане получаемый фидбэк — настоящее сокровище, так как позволяет укрепиться преподавателю на правильном пути или же точечно усилить соответствующие аспекты. Каждое письмо — это маленькое, но важное свидетельство твоей профессиональной состоятельности, глоток свежего воздуха во время кислородного голодания: если ты смог «достучаться» до студентов, «зажечь» их, заинтересовать, то ты не безнадежен. По моему опыту, студенты всегда отвечают преподавателю взаимностью, если он тратит на них много времени: они ценят внимание и сами на него не скупятся.
Помимо этого, в своих отзывах и письмах студенты часто дают весьма дельные советы и предложения по улучшению учебного процесса, за что я им безмерно признателен. Например, однажды мне написали, почему одни студенты за то, чтобы темы лекций пересекались с темами семинаров, а другие против — и это было очень полезно узнать! Кроме того, по этим письмам видно, насколько эффективна созданная тобой система мотивации. Если студенты пишут, что узнали и полюбили экономическую историю после наших занятий — это лучшая похвала для преподавателя.
«Алексей Александрович! Хочу выразить Вам признательность за то, что дали стимул учиться и развиваться. Никогда не знала историю, но мечтала начать разбираться в предмете. Без Вас бы не справилась :) Вы очень впечатлили как своими знаниями, так и обаянием, умением себя подать. Удачи в карьере и дальнейшей профессиональной деятельности! P.S. Жаль, что так и не получилось сделать с Вами selfie! Запомню Ваши семинары и мини-кр. на всю жизнь. P.P.S. Семинары по ИстЭку — самый полезный предмет за весь учебный год».
«Дорогой Алексей Александрович! Для меня Вы навсегда останетесь одним из самых любимых и уважаемых преподавателей. Ваша любовь к предмету заражала нас, благодаря Вам для меня открылись совершенно новые грани истории. Ваш нескончаемый позитив и очень тонкое чувство юмора иногда «разбавляли» исторические факты. А то, как Вы на последнем семинаре по экономический истории прочитали стихи, затронуло меня до глубины души».
«Спасибо Вам за семинары по экономической истории. Это очень сложный предмет, особенно для новоиспеченных первокурсников. Однако Вы в роли преподавателя по-настоящему скрасили этот ад. По моему мнению, Вы можете претендовать на звание идеального преподавателя Вышки: молодой, с чувством юмора, а самое главное — не позволяющий халявить, а заставляющий учить предмет. В общем, Вы самое яркое воспоминание за 1 курс эконома, не становитесь злюкой, но и не позволяйте будущим первакам халявить — нам будет обидно :)»
«Так как в школе история не была одним из моих любимых предметов, я не знала, что ожидать от данных семинаров. Однако мои опасения не подтвердились. Раньше я не могла подумать, что история может быть такой интересной и увлекательной. Время на семинарах пролетало очень быстро и незаметно. Было очень круто! Отдельное спасибо за Ваши анекдоты и публикацию самых интересных ответов на мини-тесты, а также за подбадривающие стихотворения перед экзаменом».
Мария Кречетова, преподаватель факультета гуманитарных наук
Я храню письма студентов, и тому есть как минимум две причины. Во-первых, в наш век холодных рейтингов, индексов, критериев «эффективности», дистанционного обучения и проч. эти письма — проявление простой человеческой благодарности, простых, хотя и несколько старомодных, отношений «учитель — ученик». И я очень признательна студентам за такие отношения. Во-вторых, в минуты дурного настроения, когда кажется, что все просвещенческие усилия бесполезны, я перечитываю эти письма и думаю: «Нет, не бесполезно: шанс есть».
«Хочется сказать Вам огромное спасибо за Вашу работу! Вы один из лучших преподавателей, с которым нам довелось работать за три года обучения! Ваше умение работать со студентами вызывает восхищение, а Ваш профессионализм призывает к усердному труду и работе! Хочется сказать Вам огромное спасибо за то, что с Ваших семинаров студенты выходят с новыми знаниями и желанием учиться. Ваша система проведения семинаров является более чем продуктивной, а Вы сами являетесь примером замечательного преподавателя! Большое Вам спасибо!»
«Я, студентка 3 курса, хотела бы выразить особую благодарность и признательность преподавателям Школы философии Резвых П.В. и Кречетовой М.Ю. за их неравнодушие к студентам, участие, заботу. Их любовь к философии и профессионализм вдохновляют студентов, помогают почувствовать уверенность в своем выборе. Благодаря таким преподавателям студент учится творчески относится к предметам и заданиям, его стремление к истине актуализируется с новой силой».
«Нашему курсу безгранично повезло, что Кречетова М.Ю. ведет семинары по ИЗФ <история западной философии — прим.>. Несмотря на сложность предмета и объем информации, Марии Юрьевне удается донести до нас смысл в самой понятной форме. Огромное ей спасибо за то, что она всегда идет навстречу студентам и готова помогать даже во внеучебное время».
«Спасибо Вам огромное за то, что Вы преподаете! С Вашими семинарами ко мне пришла любовь к философии. Вы замечательный человек, на которого хочется равняться!»
Елена Бурмистрова и Сергей Лобанов, преподаватели факультета экономических наук
Елена Бурмистрова: «Я храню письма от студентов, потому что всегда приятно узнать, что все-таки не зря входишь в учебную аудиторию. По текстам писем видно, что дети благодарят не только за знания (хотя это, конечно, главное), но и за стиль общения, и за математическую культуру. Кроме того, письма пишут обычно те студенты, о которых приятно вспомнить, потому что с ними сложились особенно теплые отношения, и эта симпатия взаимна. Со многими из них мы общаемся и годы спустя, и таких студентов много.
Важное обо мне узнал мой муж <Сергей Лобанов — прим.>: я всегда говорила, что ему со мной повезло, а теперь у меня и справки на этот счет в виде писем имеются. Не жена, а чистое золото…
Не могу сказать, что я из этих писем узнала что-то новое про студентов. Они все, как и всегда было, совсем разные. Кто-то говорит спасибо за знания, кто-то — за то, что «двойку» не получил, а кто-то рад, что больше никогда мой предмет сдавать не придется».
«Лобанов Сергей Григорьевич, спасибо Вам за Ваши отзывчивость и внимание по отношению к студентам, за то, что никогда не отказываете в просьбе объяснить что-то непонятное и делаете это на ПОНЯТНОМ языке! Бурмистрова Елена Борисовна, спасибо за Вашу доброту и открытость. Вы заряжаете нас положительной энергией даже в самые мрачные дни!»
«Лобанов Сергей Григорьевич, вы — классный преподаватель! На третьем курсе до сих пор помню, как вы учили нас решать задачи логически и последовательно: шаг №1, шаг №2, шаг№3… Тогда это казалось немного забавным: ну зачем так раскладывать задачу, если и так все понятно? Но сейчас задачи все усложняются. Оказывается, действительно нужно и важно найти правильный подход. Тогда их действительно можно щелкать, как орешки — раз, два, три… Спасибо вам, что научили этому! Знаете, я сейчас учу школьников 7-9 класса математике. Стараюсь делать так же, как вы. Работает!»
«Уважаемый Сергей Григорьевич! Хороших преподавателей у нас много, но Вы — особенный. И Елена Борисовна тоже. Спасибо Вам обоим за то, что Вы неформально отнеслись к нам. У нас не пропало ни одного занятия, потому что всегда вы друг друга во время болезни подменяли, а консультации были еще полезнее, чем лекции. А главное — Вы никогда не отказывали нам, хотя мы и не учимся в Ваших группах на семинарах. Спасибо за наглядный пример того, каким должен быть настоящий профессор — не только по званию, но и по духу. Вы так много обо всем знаете, не только про математику, что Вас всегда очень интересно слушать».
«Дорогая Елена Борисовна, спасибо вам большое за ваши потрясающие лекции и семинары, за то, что вы всегда идете навстречу вашим студентам и создаете такую теплую и уютную атмосферу для студентов! Хоть вы вели у нас всего полгода, мы с любовью и трепетом вспоминаем это время и считаем, что нам безумно повезло с преподавателем!!! Желаю вам крепкого-крепкого здоровья, чтобы вы всегда ходили с вашей лучезарной улыбкой, которая просто излучает добро :) Пусть работа будет только в радость, а не в тягость, и чтобы студенты этому способствовали. МЫ вас очень любим, спасибо вам за себя!!!»
«Елена Борисовна, после Ваших пар всегда выходишь в солнечном настроении (даже когда ничего не понятно). Ваша энергия действительно мотивирует учиться! Спасибо, что создали такую атмосферу, когда не боишься задать вопрос, если что-то непонятно. Спасибо, что так хорошо объясняли и давали очень полезные примеры. И еще раз спасибо за Ваше настроение!»
«Уважаемая и любимая Елена Борисовна! Как выпускница, не имеющая права голосовать на экономе, максимум, как могу Вас поблагодарить, так это письмом. За что можно благодарить Вышку, так это за встречу с таким преподавателем и человеком, как Вы. «Линал» на далеком первом курсе, который вспоминается с легкостью даже сейчас, помощь абсолютно во всех вопросах — учебных, внеучебных — не важно, отзывчивость и всегда позитивный настрой ко всем студентам — самое ценное, что может быть. А еще, конечно же, поддержка нашего студсовета, для которого Вы — самый настоящий Ангел-хранитель. Спасибо за уже почти пять лет совместной работы и общения».
Бурмистрова Елена Борисовна
Доцент департамента математики
Кречетова Мария Юрьевна
Доцент Школы культурологии
Лобанов Сергей Григорьевич
Профессор департамента математики