• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Прикладная математика»

«Если ученик сразу правильно ответил на вопрос, ничего интересного в этом нет»

«Если ученик сразу правильно ответил на вопрос, ничего интересного в этом нет»

© Высшая школа экономики

Директор Физико-математической школы МИЭМ ВШЭ Сергей Чернацкий стал самым активным участником проекта «Пригласи ученого», в рамках которого преподаватели Вышки рассказывают о современной науке ученикам московских школ. В конце прошлого года он провел более 30 занятий в 20 школах. Об особенностях этого проекта и о своих методах работы со школьниками он рассказал новостной службе портала. 

О науке – интересно и просто

Интерес к преподаванию у меня появился в детстве. Нравилось что-то объяснять одноклассникам, помогать с домашними заданиями, готовиться вместе к контрольным и экзаменам. Поступив в МИЭМ в 1991 году, я сразу изъявил желание преподавать в ФМШ, слушателем которой сам был год назад. Меня спросили, что именно я хочу преподавать, я выбрал математику, и мне сказали: «Вот список группы, на следующей неделе первое занятие. Вперед!»

Два года занятий с моей первой группой стали замечательным временем первых ошибок и первых побед. Практически все мои ученики поступили в МИЭМ, ставший за это время для них родным. А я понял, как это здорово – рассказывать детям о своей научной работе, причем так, чтобы им было понятно и интересно. Для этого нужно быть в курсе происходящего в твоей области знаний, постоянно адаптировать новый материал. А трудности, если они возникают, удается преодолевать, в первую очередь, благодаря ученикам: задавая вопросы и пытаясь разобраться в чем-то, они сами направляют тебя на верный путь.

Математика, предпринимательство, деньги

Принять участие в проекте «Пригласи ученого» меня пригласила Тамара Анатольевна Протасевич, директор по профориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ. Я воспринял это как возможность поработать с более широким кругом школьников, чем те, кто приходит в ФМШ, - узнать, к чему они стремятся, чем интересуются, о чем думают. Привлекла также полная свобода при выборе формы занятий, возможность «обкатать» различные педагогические идеи на неискушённой аудитории.

Включившись в проект три-четыре года назад, я предложил несколько математических тем, однако вскоре решил поговорить и о других направлениях. Кроме работы в ФМШ, я почти 15 лет занимаюсь предпринимательской деятельностью в области финансовых технологий, являюсь регистратором международной системы расчётов WebMoney Transfer - отсюда темы, посвящённые предпринимательской деятельности, различным видам денег и работе с ними.

Позже добавил тему, посвященную психологическим аспектам математического творчества. Она также входит в сферу моих профессиональных интересов, так как второе высшее образование я получил на факультете психологии МГУ.

Активный полилог

Осенью прошлого года я получил довольно много заявок от школ, где мне было бы интересно пообщаться с учениками. Так что в ноябре-декабре у меня прошли встречи в 20 школах, а общее количество проведенных занятий превысило 30 (в одной школе могло быть несколько занятий подряд с разными классами).

Одно занятие, как правило, длится один-два академических часа. В течение первых минут надо заинтересовать школьников, включить их в обсуждение. Вне зависимости от темы мои занятия – это, в идеале, активный полилог, когда каждый может высказать своё соображение по рассматриваемым вопросам, чему-то удивиться, с чем-то поспорить и попытаться отстоять свою позицию. Совсем замечательно, если ученики ведут обсуждение между собой и самостоятельно приходят к логически обоснованным ответам, а моя роль сводится лишь к ненавязчивому модерированию дискуссии.

Я люблю предлагать для обсуждения такие вопросы, которые, казалось бы, имеют простой и логичный ответ, но именно он оказывается неверным

На мой взгляд, если ученик сразу правильно ответил на вопрос, ничего интересного в этом нет – говорить в этом случае не о чем. А вот если не ответил, а ещё лучше - подумав, ответил неправильно, то сразу открывается широкое поле для обсуждений, которые могут вывести его на более высокий уровень понимания материала.

Если у ребят остаются вопросы по теме после занятия, разговор зачастую выходит за рамки отведенного времени. Недавно после встречи, посвященной предпринимательству, мы с одним мальчиком проговорили три часа. Его интересовало все – от способов открытия своего бизнеса до обеспечения его безопасности. Наверное, в тот вечер он, как и я, везде опоздал, но все же использовал возможность обсудить то, о чём до этого момента много думал. А я, как и большинство моих коллег в ФМШ, обычно работаю до последнего вопроса. 

«Ненавижу... Извините»

Занятия, которые преподаватели Вышки проводят в рамках проекта «Пригласи ученого», не предусматривают отбора школьников, их разделения в зависимости от выявленных способностей или достигнутых результатов. Андрей Николаевич Колмогоров, один из крупнейших математиков XX века, писал: «При выборе математики как предмета основных интересов и работы на долгое будущее каждый должен руководствоваться своей собственной самооценкой, а не числом премий и похвальных отзывов на олимпиадах». Так что для меня важно, насколько школьнику интересен предмет, а если интерес есть, то и результаты будут. Задача преподавателя – помочь их добиться.

Впрочем, интерес далеко не всегда проявляется сразу. Моя задача – его обнаружить, при этом надо быть готовым ко всему.

На одной из встреч по математической теме на мой, казалось бы, безобидный вопрос, интересна ли вообще кому-нибудь математика, один мальчик, спокойно смотря мне в глаза, не спеша произнёс: «Ненавижу... Извините». Впрочем, извинялся он совершенно напрасно. На первых минутах занятия получить честную и яркую эмоциональную реакцию - большая удача! Более того: оказалось, что он может довольно чётко сформулировать причины такого своего отношения к предмету, и именно их разбору я тогда с удовольствием посвятил около половины занятия.

Одна претензия заключалась в том, что из-за обилия материала он часто перестаёт что-либо понимать, и это на самом деле большая проблема, касающаяся в первую очередь «сильных» классов. Попытки некоторых педагогов «накачать» своих учеников большим количеством разнородного материала приводят к бессистемному запоминанию, которое редко помогает при решении задач за пределами известных шаблонов, да и материал забывается быстро.

Однажды учитель, присутствовавший на встрече, удивился, что мне удалось хорошо «разговорить» ребят. «Они не привыкли рассуждать, они привыкли решать задачи», - добавил он. Это, конечно, проблема современной школы, где детям нередко отводится роль биороботов с большим объёмом памяти и быстрым устройством воспроизведения. А они на самом деле способны на большее.

Небольшая отдушина

Чтобы пригласить ученого из ВШЭ для проведения занятия с детьми, инициативу должен проявить школьный учитель, заполнив заявку на сайте Дирекции по профориентации и работе с одаренными учащимися. Кого-то из педагогов привлекает конкретная тема, кто-то хочет разнообразить собственные занятия или же просто повлиять на общее развитие детей. Для кого-то это возможность поставить собственный эксперимент – пару раз учителя приглашали на наши встречи своих учеников из разных классов и наблюдали, как они себя ведут – чем интересуются, задают ли вопросы, как общаются в новой обстановке с незнакомым преподавателем из вуза. Основываясь на своих наблюдениях, они затем корректируют собственные уроки.

Некоторые учителя отмечают, что в последнее время обучение в школе стало похожим на перманентную подготовку к различного рода диагностическим, проверочным и прочим работам, а на спокойное изучение материала, тем более за рамками школьной программы, не хватает времени. И занятия в рамках нашего проекта воспринимаются ими как небольшая отдушина.

Полезный опыт

Участие в проекте «Пригласи учёного» может стать для школ полезным опытом взаимодействия с университетом, за которым наверняка последуют другие, более продолжительные формы сотрудничества. От администрации требуется лишь одобрение инициативы учителя и выделение одного-двух академических часов.

Что касается учеников, то для них встреча с ученым – это возможность возникновения либо поддержки интереса к той или иной науке или отдельной научной теме. После этого они могут самостоятельно подключиться к регулярным занятиям, которые проводит то или иное подразделение Вышки, в том числе ФМШ МИЭМ.

Сейчас прием заявок от школ временно приостановлен – обрабатываются те, что поступили еще в прошлом году. У меня, например, до середины марта вновь сформировался довольно плотный график. Но в конце февраля возможность оставить заявку должна появиться вновь, и тогда можно будет запланировать новые встречи на весну.

Подробнее о проекте «Пригласи ученого» можно узнать здесь.