• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Прикладная математика»

Стресс, мотивация, эффективность обучения: как оценивать цифровую образовательную среду

Стресс, мотивация, эффективность обучения: как оценивать цифровую образовательную среду

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

11 марта Институт образования НИУ ВШЭ совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и РАНХиГС провел первое мероприятие в рамках нового научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании». Вебинар «Оценка цифровой образовательной среды университета» привлек внимание более 120 участников из Казани, Петербурга, Краснодара, Владивостока, Орла, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Кирова, Беларуси и Израиля.

Международный научный семинар «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» — совместный проект Института образования НИУ ВШЭ, МГППУ и РАНХиГС. Здесь эксперты будут обсуждать результаты исследований, проектов, экспертные позиции, интеграцию разработок в нацпроекты и госпрограммы, касающиеся образовательной системы.

Руководителями семинара выступили:

 Елена Карданова, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ;

 Марина Сорокова, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ;

 Ольга Фиофанова, научный руководитель Центра управления в образовании Института отраслевого менеджмента РАНХиГС;

 Ольга Златкин-Тройчанская, профессор Университета Майнца (Германия).

Марина Сорокова

«Основная цель семинара — содействие в реализации доказательного подхода в психологии и в образовании, — отметила в начале мероприятия Марина Сорокова. — Доказательный подход подразумевает несколько положений. Во-первых, ясные, вызывающие доверие научного сообщества процедуры сбора данных, во-вторых, пользование стандартизованными психодиагностическими инструментами, в-третьих, работа с большими выборками, обработка данных с помощью современных методов количественного анализа данных и с использованием современных статистических пакетов. Кроме того, доказательный подход включает в себя правильную интерпретацию данных, предоставление баз данных в открытом доступе и т.д.».

По словам Марины Сороковой, у семинара два направления работы: первое, связанное «с разработкой, валидизацией диагностического инструментария в соответствии с международными стандартами, и второе, посвященное аналитике больших данных в образовании».

Елена Карданова

«Если говорить о первом направлении (измерениях в психологии и образовании, то мы давно развиваем его в Институте образования НИУ ВШЭ, — подчеркнула Елена Карданова. — У нас есть магистерская программа, аспирантский трек, и Центр психометрики и измерений в образовании, посвященные этой теме. Разработка инструментов оценивания и все сопутствующие психометрические исследования — основные направления нашей деятельности. Я откликнулась на предложение о запуске этого семинара, потому что мне кажется, нам давно уже нужна площадка, где мы будем обсуждать современные проблемы измерений и в психологии, и в образовании».

Ольга Фиофанова

«По направлению анализа больших данных мы представим результаты исследований и разработок методологий и технологий анализа данных в образовании, — рассказала Ольга Фиофанова. — Речь идет, как об анализе образовательных результатов, что больше характерно для деятельности педагогов, учителей, методистов, так и об анализе данных мониторинговых исследований образования, международных исследований качества образования, что свойственно профессиональной деятельности руководителей региональных образовательных систем, руководителей федерального уровня».

Доклад на первой онлайн-встрече семинара под названием «Оценка цифровой образовательной среды университета» представили Марина Сорокова, Мария Одинцова, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета «Дистанционное обучение» МГППУ, и Наталия Радчикова, доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Они рассказали об инструменте «Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета», который предназначен для исследования опыта обучения студентов в цифровой среде на разных уровнях высшего образования.

Мария Одинцова

«Образовательная среда университетов на сегодняшний день невозможна без цифровых технологий, особенно ярко это проявилось в условиях пандемии, — подчеркнула актуальность темы Мария Одинцова. — Количество онлайн-курсов непрерывно растет во всем мире. И для достижения максимальной эффективности цифровой образовательной среды необходимо ее постоянное усовершенствование, что требует комплексной оценки удовлетворения информационных потребностей субъектов образования, поддержания их мотивации на высоком уровне, условий для всестороннего развития индивидуально-личностных особенностей обучающихся, психологической защищенности и т.д.».

Спикеры рассказали, какие подходы к исследованию цифровой экосистемы существуют на данный момент и каким образом они работали над созданием собственного инструмента оценки ЦОС университета. Они также ответили на вопросы участников встречи.

Иван Карлов

На вебинаре выступил дискуссант Иван Александрович Карлов — заведующий лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ. Он отметил, что авторы методики анализировали не саму цифровую среду, а восприятие ее студентами. «Поэтому сложно с помощью данной методики сравнивать образовательные организации между собой, — сказал Иван Карлов. — Кроме того, даже самая хорошая среда (с точки зрения функциональности и сервисности) при условии, что основной контингент студентов имеет, например, низкую цифровую грамотность и готовность ее использовать, будет ими восприниматься плохо. Воспринимается лучше то, что ближе к традиционным формам. Нужно помнить, что есть очень сложный [переходный] период, когда новые технологии воспринимаются отрицательно [несмотря на свой расширенный функционал]».

Следующий вебинар в рамках нового семинара состоится 8 апреля.