«Современный университет обязательно должен взаимодействовать со школами»
Более 8600 участников из всех регионов России и шестнадцати государств — в таком масштабном формате прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!». В течение двух дней школьные учителя, преподаватели университета и эксперты образования в онлайн-режиме обсуждали проблемы и перспективы современной школы, делились своими практиками и изучали опыт коллег.
Как НИУ ВШЭ взаимодействует со школами
Образовательный форум «Стань выше с Вышкой!» — ведущая площадка по обмену опытом между экспертами школьного и высшего образования, организованная НИУ ВШЭ. В этом году мероприятие прошло в онлайн-формате, что позволило расширить его географию: участниками стали учителя, управленцы образовательных учреждений и родители из 16 стран.
О Вышке и Лицее НИУ ВШЭ в вводном выступлении форума рассказал проректор университета Вячеслав Башев. «Школы являются серьезным предметом приложения усилий Высшей школы экономики. Мы считаем, что современный университет обязательно должен взаимодействовать со школами. Во-первых, для того, чтобы держать руку на пульсе и понимать, что происходит в школах, а, во-вторых, чтобы делиться своими наработками в области образования, технологиями, которые разрабатываются в университете, делиться новыми подходами», — отметил он.
Кроме того, проректор Вышки подчеркнул, что университет «транслирует передовые практики в образовании, в частности, мы серьезно занимаемся программами повышения квалификации для администраторов образовательных учреждений, учителей, методистов, психологов». НИУ ВШЭ уже обучил более тысячи слушателей из 36 регионов России, а также других стран.
Высшая школа экономики развивает новую модель старшей школы. Прежде всего, это Лицей НИУ ВШЭ, который мы строим как модельный образец для других школ
Большое внимание, отметил проректор, Вышка уделяет и работе с талантливыми детьми (проводит олимпиаду «Высшая проба», конкурс исследовательских проектных работ школьников «Высший пилотаж», Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» и т.д.). Университет активно развивает проектную и исследовательскую деятельность, делится практиками эффективного обучения и открывает доступ к своим ресурсам образовательным учреждениям, которые являются его партнерами.
«С чего начать сотрудничество с Вышкой? Одна из задач нашего управленческого форума — познакомить учреждения общего образования с теми практиками, которые разрабатывает ВШЭ, — обратился к участникам мероприятия Вячеслав Башев. — Вы можете стать частью университетского образовательного округа. Для этого нужно заключить соответствующее соглашение, выбрав ту форму, которая наиболее адекватно подходит вам. Любая школа, желающая сотрудничать с нами, может сделать это, получив тот или иной статус: школа-партнер, базовая школа и, наконец, школа Распределенного лицея».
Влияние пандемии, цифровая культура и развитие современной школы
На главной сцене форума доклады представили ведущие эксперты в области школьного образования.
«Covid — 19. Точки невозврата, векторы развития школы» — такую тему обсудили профессор, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак и заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, аналитик Института образования Вышки Рустам Байбурин. Анатолий Каспржак рассказал об исследовании «Школьный барометр», проведенном в России с 20 апреля по 12 мая 2020 года консорциумом World Education Leadership Symposium. В нем приняли участие более 70 тысяч респондентов из всех регионов страны: представители администрации школы, органов управления, учителя, ученики (среди которых 40% старшеклассников) и их родители.
На вопрос «Вызвал ли переход на дистанционный формат дискуссию и был ли он вызовом?» все респонденты ответили, что это действительно был вызов, а в школах проходили дискуссии на эту тему.
«Реакция на дистанционное обучение со стороны школьников оказалась неоднозначной и довольно удивительной, — отметил главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ. — 82% школьников не согласились с утверждением, что они чувствовали себя во время пандемии как на каникулах. К минусам перехода школьники относят ухудшение личной жизни и саму ситуации изоляции. Главный минус, на их взгляд, состоит в трудности с организацией образовательного процесса. Школьникам трудно самостоятельно организовать учебу: нет подобной практики в школах, и у них не имеется такой привычки».
Анализ ответов учеников-респондентов, по словам Анатолия Каспражака, позволяет сделать вывод, в каких условиях хотят учиться современные дети.
Российский школьник хочет учиться у профессионала, в профильной школе, с нормированными домашними заданиями, по индивидуальному учебному плану, в смешанной форме, имея возможность вставать не с самого утра и не надевая школьную форму. Мне кажется, мы могли эту фразу написать до пандемии. Просто пандемия сильно высветила эти желания
Делая общие выводы по результатам «Школьного барометра», профессор отметил, что «педагоги не слишком высоко оценили свою готовность к работе в дистанционном формате и лишь некоторые из них используют специфические инструменты для организации занятий в онлайне». Кроме того, исследование показало, что «ученики стали располагать дополнительным свободным временем, но чаще всего они тратят его на учебу из-за увеличившейся нагрузки», при этом родители считают, что «ребенок стал отставать и ему нужна дополнительная поддержка».
Анатолий Каспржак также призвал коллег воспринимать пандемию и вынужденный переход в онлайн «не как ужас», а как возможность, потому что «любая стрессовая ситуация ведет к развитию».
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Рустам Байбурин в своем выступлении проанализировал инструменты, используемые учителями в период пандемии (оказалось, что все они были известны и доступны еще 15 лет назад). По его мнению, сегодня у учителей появилось больше доверия к онлайн-контенту: «Возможно, сейчас, если учитель сохранит это доверие и сможет находить интересный контент и предлагать его посмотреть ученикам дома, то на занятиях у него высвободится больше времени для индивидуального общения».
Также у учителей и управленцев в школах появляется доверие к внешним ресурсам и внешним площадкам знания и потенциал для предоставления выбора формата изучения предмета — в школе или онлайн. И это приводит к возникновению новых вопросов.
Если мы позволяем встретиться онлайну и офлайну в школе (первая пара в аудитории, а вторая — дистанционно), то как она должна измениться? Таких пространств у нас нет, а значит, в школах должны появиться медиа-центры или места для самостоятельной учебной работы, специализированные аудитории для записи онлайн-курсов и т.д.
Не менее актуальным оказалось выступление «Цифровая культура и цифровая грамотность современного учителя» Наталии Киселевой, заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы. Она, в частности, отметила, что трансформация в образовании зависит от того, насколько грамотно учитель использует современные технологии.
Эксперт обратила внимание на большую разницу между учителями и учениками: школьники рождены в период цифры, для них реальное и виртуальное является единым целостным миром, в то время как их наставники — учителя — воспринимают цифру как нечто иное, отличное от офлайн-жизни: «Мы пришли к периоду, когда учителя и ученики обучаются вместе, когда школьники могут помогать в организации урока, делая его более интерактивным и интересным».
Учитель фактически признает свое право на ошибку и просит помощи у учеников. И это лучший мотиватор, о котором мы говорим, и один из лучших уроков 2020 года
В образовании, по словам Наталии Киселевой, происходит переход «от пассивного процесса передачи знаний, когда учитель — это транслятор, к режиму активного взаимодействия с учеником, когда учитель является организатором обучения группы детей». Она призвала коллег «не становиться рабами технологий», которые должны стать «рабочими инструментами, как мел и доска».
Эксперты не только анализировали современное образование, но и делали прогнозы на будущее. По мнению директора Лицея НИУ ВШЭ Дмитрия Фишбейна, главный вопрос к общему образованию: «Какую вариативность образования и какие возможности собственного влияния учеников на происходящее мы предоставляем школьникам?» Он уверен: если учреждения общего образования будут «осознанно перестраивать образовательный процесс под разнообразные потребности детей, и под то, как они сами могут на это влиять, то школы точно ждет успех». По его словам, школам нужно вводить институты влияния самих ребят на обучение (индивидуальные планы). Например, ученики Лицея могут выбрать не только одно из 10 направлений обучения, но и учебный план внутри него (с возможностью перевыбора). Другие практики Лицея — особая система оценивания учащихся и ежегодное анонимное оценивание учителей.
«У каждой школы, уверен, есть исключительное образовательное предложение. Мы, например, решили, что у нас есть грантовый конкурс, — сказал Дмитрий Фишбейн. — Для нас важно, чтобы ребенок понимал: в нашей он может иметь возможность, которой нет ни у кого. Мы должны понимать, в чем наше уникальное предложение, и тогда эта ценность для учащихся тоже остается важной. Я не говорю даже про общее удобство школьного пространства: везде должны быть wi-fi, коворкинг-зоны и т.д.»
Опыт Распределенного Лицея - и образ школы будущего
Кроме выступлений экспертов в программу форума вошли 25 мастер-классов и 11 тематических секций от факультетов нескольких кампусов Вышки и Лицея НИУ ВШЭ. Каждый участник мог составить для себя индивидуальную программу из наиболее интересных ему мастер-классов и секций. В течение двух дней форума эта программа включала в себя три мастер-класса, две секции и четыре пленарных выступления, завершаясь круглым столом.
Подготовка исследовательского проекта в старшей школе, методы и технологии активного обучения информатике, урбанистическое образование, новые форматы интеллектуальных состязаний — лишь малая часть тем, затронутых участниками и спикерами. Среди них и «Вклад в развитие общего образования: проект “Распределенный Лицей НИУ ВШЭ”». Об обширном проекте по взаимодействию НИУ ВШЭ и российских школ участникам форума рассказали представители школ, входящих в проект, а также сотрудники университета.
Куратор Распределенного Лицея в ГБОУ г. Москвы «Школа “Покровский квартал”» Людмила Акованцева поделилась задачами проекта и особенностями обучения.
Наша задача в том, чтобы будущие студенты, ученики 10-11 классов, максимально четко представляли дальнейшую профессиональную жизнь и были мотивированы к обучению в том или ином вузе
Людмила Акованцева отметила, что в «Покровском квартале» обучение бесплатное и проводится по учебным планам Лицея НИУ ВШЭ (в школе такое же количество направлений, как и в Лицее). Помимо основной программы ученики посещают мастер-классы с учеными, лекции экспертов из других городов и стран (это стало возможным благодаря дистанту). Есть факультетские дни — для посещения занятий на профильных факультетах.
«На каждом из наших направлений есть три-четыре предмета, изучаемые на углубленном уровне, в том числе иностранный язык по выбору, — рассказала спикер. — Педагоги проходят курсы повышения квалификации в ВШЭ, стажируются в Лицее НИУ ВШЭ, а также регулярное обучение на семинарах, вебинарах и сессиях».
Впечатлениями от работы с Вышкой поделилась и директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2107» Елена Наумова: «Реализация данного проекта потребовала кардинально изменить подходы к обучению в школе. Качественная подготовка в лицейских классах позволила нам серьезно повысить наш статус и сделать школу привлекательной. Сегодня у нас учатся дети из 16 регионов страны».
Елена Наумова также рассказала, что в комплексе создана уникальная образовательная среда: лаборатории, зоны отдыха и релакса, самоподготовки, учебные кабинеты, оснащенные по последнему слову техники. Много внимания в школе уделяют не только получению академических знаний, но и воспитанию и развитию детей.
«Все это отражается на результатах: ежегодно количество детей, которые поступают в ВШЭ и топовые вузы, увеличивается. Выросло в последний год и число выпускников, которые поступают на бюджет, — рассказала директор школы. — Дети принимают участие во всех вузовских проектах. Проект “Распределенный Лицей” дает школе возможность развиваться».
Завершился форум круглым столом. В его рамках Анатолий Каспржак, Дмитрий Фишбейн и Рустам Байбурин отвечали на вопросы участников форума. Экспертам, например, предложили порассуждать на вопрос: «Что ждет школу и высшее образование в 2021-2022 годах?».
По мнению Анатолия Каспржака, нужно «искать новые гибридные формы образования». Как заметил Дмитрий Фишбейн, образ школы будущего зависит от тех, кто в ней работает. А Рустам Байбурин подчеркнул: «тот факт, что дети от школы ожидают не столько учебы, сколько впечатлений и опыта, даст нам возможность перепроектировать школу так, чтобы эмоциям оставалось все больше и больше места».
Байбурин Рустам Фаильевич