«Под все условия нужно уметь подстраиваться, ведь мир вокруг нас меняется и бросает нам вызовы»
В самом разгаре заключительный этап олимпиады «Я – профессионал». Высшая школа экономики входит в число вузов-организаторов проекта, а студенты Вышки активно пробуют свои силы в «Я – профи». Узнали у них, как совмещать учебу, подготовку к предстоящей сессии и участие в состязаниях.
Петр Яковлев, 4-й курс факультета экономических наук, образовательная программа «Экономика»
Прошел на заключительный этап олимпиады по направлениям: «Торговое дело», «Автомобилестроение», «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Транспорт», «Технологическое предпринимательство».
Я принял решение участвовать в олимпиаде еще на 3-м курсе: увидел, что технический партнер олимпиады – Яндекс, а Вышка находится в списке вузов-организаторов, и подумал, что это будет интересный опыт для меня. Ведь можно проверить знания, полученные за время обучения в вузе и получить льготы на поступление в магистратуру.
На олимпиаде я решил попробовать свои силы во всех направлениях, которые мне интересны и в которых у меня есть существенный объем знаний. Направления «Финансы и кредит» и «Экономика» были обязательны к участию, так как совпадают с моим профилем обучения.
Мне интересны предметы из разных областей. Например, «Технологическое предпринимательство» заинтересовало меня форматом заданий отборочного и заключительного этапов, а в школьные годы я участвовал в нескольких конкурсах предпринимательских инициатив. Участие в направлении «Менеджмент» полезно для поступления в магистратуру. Я планирую немного поменять профиль обучения с экономики на менеджмент или бизнес. Направление «Автомобилестроение» кажется далеким от моей сферы. Однако я с детства интересуюсь автомобилями и часто занимаюсь ремонтом своего авто, поэтому некоторый объем знаний в этой области у меня есть. Думаю, мне будет сложно занять призовые места в олимпиаде по непрофильным предметам, однако в сфере экономики и менеджмента я постараюсь сделать все возможное, чтобы выступить как можно лучше.
Для меня было неожиданно, что знания, полученные в ходе обучения в бакалавриате, пригодятся в таком объеме на олимпиаде. Большое количество заданий отборочного этапа и полуфинала можно было решить, хорошо изучив инструментарий курсов, которые я частично прошел на 3-м и 4-м курсах. Это говорит о том, что знания, которые дает Вышка, достаточно актуальны. Но, на мой взгляд, их все равно недостаточно для того, чтобы стать победителем олимпиады. Для этого нужна дополнительная подготовка.
Когда я участвовал в «Я – профи» на 3-м курсе, времени на подготовку практически не было, а сейчас мне удалось найти время на изучение необходимых материалов. Нагрузка стала меньше, чем на предыдущих курсах. Мы изучаем меньше предметов и много работаем над всем, что связано с дипломом.
Стресс перед важными экзаменами и олимпиадами испытывают почти все студенты. Я достаточно сильно нервничаю перед такими мероприятиями. Стресс может мешать сконцентрироваться и вспомнить все необходимое. Чтобы меньше нервничать, я стараюсь готовиться заранее, не делать все в спешке. Кроме того, стараюсь использовать специальные дыхательные упражнения. Но полностью избавиться от волнения, как правило, не получается.
Несмотря на то, что в этом году мне нужно защищать диплом, я все равно стараюсь участвовать в различных олимпиадах и конкурсах. Так, я участвую в олимпиаде «Высшая лига» нашего университета. Кроме того, я успел поучаствовать в кейс-чемпионате, опубликовал научную статью, а также готовлю проект для Московской Биржи.
В этом году и олимпиада, и сессии в Вышке проходят в онлайн-формате. Дистанционный формат обучения для меня является менее предпочтительным. Мне нравится живое взаимодействие. Но за год дистанта я попросту привык к этому формату.
Александра Шабардина, 3-й курс факультета мировой экономики и мировой политики, образовательная программа «Международные отношения»
Прошла на заключительный этап олимпиады по направлению «Журналистика».
Об олимпиаде «Я – профессионал» я узнала от однокурсника этой осенью. Сразу побежала читать информацию о состязаниях, выбрала интересующее направление и зарегистрировалась. Дистанционное участие в «Я – профи» было комфортным для меня. Учитывая эпидемиологическую обстановку, такой формат олимпиады – это верное решение. Хотя экзамены мне удобнее сдавать в очном формате. Дистанционно часто случаются технические неполадки, это довольно неудобно. Формат очного экзамена более удобен и предсказуем.
Все дисциплины в НИУ ВШЭ оказались для меня полезными, потому что расширили мой кругозор. Полученные знания помогают мне и в жизни, и при участии в олимпиаде. К примеру, предмет «Информационный аспект международных отношений» начался весной прошлого года, именно в тот момент проявился мой интерес к журналистике. Прекрасные и компетентные специалисты Федор Лукьянов и Александр Соловьев привили нашему потоку интерес к СМИ и помогли стать более креативными людьми. Еще одним любимым предметом стал Research Skills, цель которого – развить навыки поиска и анализа информации, аргументации.
Мне интересна учеба в Вышке, она приносит положительные эмоции, поэтому я довольно легко совмещаю ее с подготовкой к олимпиаде.
Когда со всех сторон окружают дедлайны, многие люди в той или иной степени испытывают стресс. Поэтому крайне важно научиться регулировать уровень стресса и уметь расслабляться. Не могу сказать, что у меня самой всегда получается качественно отдохнуть. Я часто перегружаю себя делами и задачами. Но есть то, что точно помогает мне хотя бы немного расслабиться. Это прогулки с лучшими друзьями, прослушивание зарубежных песен 80-х годов и просмотр мультфильмов на шведском. Просмотр фильмов или мультфильмов на иностранном языке я воспринимаю как идеальное сочетание обучения языку и отдыха.
В будущем я бы хотела совмещать журналистику со сферой международных исследований. Мне также всегда хотелось попробовать временно пожить в другой стране. Выбор пал именно на Швецию, так как меня интересует Скандинавия. Сейчас я уже значительно продвинулась в изучении английского, испанского и шведского языков. За последний год бакалавриата хочу усовершенствовать свои навыки шведского и английского, что увеличит мои шансы найти подходящую работу.
Полина Калиновская, 3-й курс факультета социальных наук, образовательная программа «Социология»
Прошла на заключительный этап олимпиады по направлению «Социология».
Об олимпиаде «Я – профессионал» я узнала, когда только поступила в Вышку. Помню, как я тогда подумала: «Это что-то для старших курсов, для взрослых и уже добившихся успехов в своей области ребят». Но в середине этого учебного года моя близкая подруга вдруг спросила меня: «Почему ты не участвуешь? Обязательно регистрируйся! Это же для тебя!». Буквально в последний день я приняла участие в отборочном этапе. Я очень люблю свое направление – социологию, и теперь благодарна моей подруге, что она напомнила мне об олимпиаде, которая так подошла моим профессиональным интересам!
Целенаправленно к соревнованиям отборочного и заключительного этапов я не готовилась. Но я понимаю, что моя подготовка к олимпиаде уже давно началась и не прекращается и по сей день. Мое обучение в университете – это непрерывное развитие в области социологии, постоянные тренировки «социологического воображения» и упражнения в прикладных аспектах.
Я очень люблю профильные предметы: анализ данных, методологию и методы социологического исследования, антропологию. Без знаний по профильным предметам на олимпиаде «Я – профессионал» было бы непросто, ведь суть состязаний по моему направлению сводится к одной простой и одновременно очень сложной фразе: «Ты социолог, покажи это!». Для меня социология – это наука и творчество. Что же до областей, которые меня интересуют, то я бы хотела заниматься социологией семьи и социологией отношений в целом.
Я стараюсь активно учиться, поэтому сессия в конце модуля является просто логическим завершением освоения модульного предмета. Мне нравится, как устроены сессии в Вышке. Редкие сессии тяжелее: столько всего нужно повторить к ним, многое может помниться уже не так хорошо! Думаю, успевать в Вышке помогает именно это: непрерывно работать и вовремя «давать отчет» по этой работе.
Например, в конце лета мы с коллегами во второй раз поехали в социологическую экспедицию в рамках проекта «Открываем Россию заново», а после представили отчет о проведенном полевом исследовании на конференции. Я очень люблю такие экспедиции, ведь в них мы полностью погружаемся в исследовательскую деятельность, набираемся опыта, преодолеваем свои барьеры. А на данный момент я в онлайн-формате прохожу международную академическую мобильность в Университете Эдинбурга.
Сессия в Вышке сейчас тоже проходит онлайн. Сложность зависит от экзаменационного предмета. Анализ данных, вероятно, проще сдавать дома на компьютере, чем мировую литературу или дизайн. Влияют и индивидуальные условия студента: нестабильный интернет или собака в доме могут стать большим препятствием для успешной сдачи экзамена. Однако, мне кажется, все преодолимо: под все условия нужно уметь подстраиваться, ведь мир вокруг меняется и бросает нам вызовы. Мы должны быть готовы.
Я не размышляю над тем, смогу ли победить в олимпиаде «Я – профессионал». Я просто участвую в интересных соревнованиях. Думаю, что Лицей НИУ ВШЭ, сама Вышка, Университет Эдинбурга дали мне достойную подготовку, чтобы сделать то, что я могу. Такое отношение и дарит мне спокойствие во время состязаний и при ожидании результатов.
Олимпиада «Я – профессионал» – одно из самых масштабных студенческих соревнований в стране. В 2020/2021 году она проводится в четвертый раз и охватывает 72 направления – от филологии до робототехники. Дипломанты олимпиады получают призы: льготы при поступлении на следующую ступень обучения и возможность пройти стажировку в крупной компании. Для медалистов «Я – профи» предусмотрены также денежные премии от 100 до 300 тысяч рублей.
НИУ ВШЭ является одним из вузов-организаторов олимпиады и в 2020/2021 учебном году проводит состязания по девяти направлениям, таким как бизнес-информатика, дизайн, журналистика, интернет вещей и киберфизические системы, квантовые технологии, реклама и связи с общественностью, социология, финансы и кредит, экономика. Всего в организацию четвертого сезона олимпиады «Я – профессионал» вовлечены 28 российских вузов и более 300 лидирующих компаний страны.