Цифровизация для человека: «То, что мы делаем сейчас, сравнимо с покорением космоса»
Ведущие страны мира достигли высокого уровня цифровой зрелости, в России многие отрасли пока не готовы к масштабной трансформации. Лидерами цифровизации являются финансы, здравоохранение и промышленность, вкладывающие в новые технологии значительные ресурсы. Своим мнением эксперты поделились в ходе заседания Дискуссионного клуба Сбера и ВШЭ «Цифровизация экономики: новая логика работы бизнеса», прошедшего в рамках XXII Апрельской международной научной конференции.
Модерировали встречу Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка, и Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. До начала дискуссии модераторы обсудили цифровую трансформацию различных отраслей экономики и социальной сферы, а Анатолий Попов поделился опытом цифровой трансформации через призму экосистемы — на примере Сбера.
Леонид Гохберг, открывая сессию, подчеркнул, что цифровизация перестала быть специфической темой и пронизывает всю конференцию. «Распространение цифровых технологий привело к новому облику многих отраслей, создает условия для повышения производительности, улучшения качества жизни. Цифровая трансформация не сводится к косметическим улучшениям, это радикальное изменение бизнес процессов», — сказал он.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин отметил важность определения, что понимается под цифровой трансформацией. Он уверен, что государство будет содействовать эти процессам в госкомпаниях. Шесть компаний, в частности, РЖД, «Почта России» и «Алроса» уже отработали пилотные проекты трансформации. По его словам, правительство утвердило директивы, согласно которым в них следует провести советы директоров, которые будут посвящены разработке или доработке стратегий цифровой трансформации. Пока менее трети госкомпаний имеют соответствующие планы, остальные только приступают к этой работе.
Разработанные правительством методические рекомендации предполагают трансформацию на основе отечественных решений и позволят координировать работу, использовать лучшие практики, подправлять тех, кто отстает. Это начало большого пути, который нам предстоит пройти в среднесрочной перспективе
Анатолий Попов считает происходящую сейчас трансформацию четвертой индустриальной революцией, от успеха которой зависит конкурентоспособность конкретных компаний и российской экономики в целом. Понятно, что компании стартуют с разных рубежей, кто-то уже digital native, но большинству компаний приходится догонять, и это вызов.
«Три основных вопроса — "зачем?", "что?" и "как?" — должны поставить советы директоров перед своим менеджментом, а менеджмент должен подготовить на них правильные ответы и вовлечь всю команду в реализацию своего плана, — говорит Анатолий Попов. — Я больше 10 лет работаю в Сбере, и мы начинали с аналоговых рубежей. Начинали с того, что боролись с очередями в отделениях. И в какой-то момент стало понятно, что цифровая трансформация — это не только ответственность директора по ИТ. Это ответственность всего менеджмента организации. Важно помнить, что от всех этих изменений в итоге все равно в первую очередь выигрывает клиент. То, что мы делаем сейчас, — конечно, небольшие перемены, но они сравнимы с покорением космоса».
«Спасибо, получилось зажигательно», — заметил Леонид Гохберг и передал слово директору Центра стратегий и программ ВШЭ Павлу Руднику, который обратил внимание на обилие применяемых в описании цифровой экономики пересекающихся понятий с близким смыслом, затрудняющих научную разработку темы. Он полагает, что ее ключевыми признаками являются качественные изменения в бизнес-моделях и бизнес-процессах и существенные социально-экономические эффекты вследствие их внедрения.
В ведущих странах мира достигнут высокий уровень цифровой зрелости, в России многие отрасли, по мнению Павла Рудника, пока не готовы к трансформации. Лидерами цифровизации являются финансы, здравоохранение и промышленность, вкладывающие в новые технологии значительные ресурсы. Важным элементом цифровой трансформации является создание баз данных и доступ к ним, необходимо также современное регулирование и воспитание культуры работы с данными: «Стоит помнить, что за госсчет создали большое количество информационных систем, оставшихся невостребованными. Нужна ревизия государственных предложений, понимание, насколько они востребованы бизнесом и гражданами».
Директор Центра исследований цифровой экономики ВШЭ Константин Вишневский обратил внимание, что темпы научных разработок в цифровой сфере в России в последние годы ускорились и даже опережают среднемировые, особенно в квантовых технологиях, где публикации отечественных ученых составляют 5% общемирового объема. Успешно идут исследования в сфере искусственного интеллекта и технологий блокчейна. Но внедрение цифровых технологий идет неравномерно, и 60% приходятся на финансы, транспорт, энергетику и здравоохранение. Важно вовлекать в цифровую широкую палитру секторов и новых акторов, не только крупный бизнес, но и средние и малые предприятия. Необходимо устранить цифровой разрыв, не допустить его расширения, чтобы запоздавшие компании не оказались на обочине трансформации. «Цифровая повестка не исчерпывается статичным перечнем технологий, это динамично развивающаяся сфера. Это широкий прорывной и даже подрывной потенциал», — отметил Константин Вишневский. Академические исследования, полагает он, позволят заранее определять и прогнозировать прорывные направления развития новых технологий.
Гендиректор и председатель правления «Почты России» Максим Акимов уверен, что главная дискуссия касается не технологической повестки, а культуры компаний и взаимодействия людей в ней. Налицо бум электронной коммерции с очень низким порогом входа. По его мнению, бурный рост цифровых технологий привел к перегреву рынка специалистов и их дефициту. Он полагает, что нынешняя культура госкомпаний, базирующаяся на контроле и иерархии, находится в противоречии с цифровизацией, которая предполагает гибкость и открытость. Важно дать стимул двигаться в правильных направлениях, это важнее прямых вложений и регуляторики.
Для нашей компании цифровая трансформация означает не только смену технологий, у нас миллионы клиентов оцифрованных, это проблема прежде всего культуры коммуникации, готовность быстро меняться под клиентский запрос
Заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев подчеркнул, что при введении цифровых технологий важен индивидуальный подход в любой сфере, пусть это банкинг, ретейл или государство. Услуги должны быть максимально персонифицированными, удобными и доступными в любое время. Цифровая трансформация здравоохранения означает подготовку двойника системы, возможности доступа пациента к цифровому профилю и облегчение работы врачей, которым новые технологии принесли пока только дополнительную нагрузку. Нужно обогащать данные, чтобы дать человеку и врачу сервис для разработки методов профилактики и лечения. При этом важно, чтобы человек не испугался дополнительной и излишней информации. «Неправильно рассматривать инвестиции в здравоохранение как затраты, это на самом деле инвестиции в человека», — подытожил Павел Пугачев.
«Это самые лучшие инвестиции в развитие страны», — согласился Максим Паршин. «Мы начали с отраслевых трансформаций, а постепенно сошлось на том, что вся трансформация идет для человека и вокруг человека», — подвел итог Леонид Гохберг.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.