«Нам всегда удавались отскоки, но не всегда получалось обеспечить устойчивый рост впоследствии»
Как робот Макс, который начинает трудиться на портале Госуслуг, поможет достижению целей национального развития, а также необходимость запуска нового инвестиционного цикла, поддержки предпринимательства и цифровизации обсудили на специальном круглом столе, который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Круглый стол «Социально-политические предпосылки достижения целей национального развития» организовала Кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Председатель и модератор мероприятия президент НИУ ВШЭ и глава РСПП Александр Шохин назвал также в числе важнейших тем цифровую трансформацию экономики, отметив, что цифровизация – это сквозная тема для всех национальных проектов.
Александр Шохин
По его словам, запуск нового инвестиционного цикла, который обсуждался в ходе круглого стола, – одно из основных условий достижения всех целей национального развития. Президент ВШЭ отметил, что стоит задача вывести рост экономики выше доковидного уровня. Он отметил, что есть основания рассчитывать, что в 2021 году экономика вырастет выше официального прогноза в 3,3%. МВФ полагает, что этот показатель составит 3,8%, эксперты Сбера также считают, что он будет ближе к 4%.
«Надо помнить, что нам всегда удавались отскоки, но не всегда получалось обеспечить дальнейший устойчивый рост», – подчеркнул при этом Александр Шохин. Поэтому так важно принять меры к новому запуску инвестиционного цикла, поддержки предпринимательской инициативы, формированию благоприятного инвестиционного климата.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.
Мария Глухова, вице-президент РСПП, рассказала о результатах опроса бизнес-сообщества, членов которого просили поделиться оценками ключевых событий деловой жизни, делового климата и возможностей предпринимательства. Ожидаемо резко выросло число компаний, негативно оценивающих деловую среду. Однако развитие собственного бизнеса по-прежнему многие (40%) оценивают позитивно. Что, правда, чуть меньше чем до карантина (50%), но и это весьма неплохой результат на фоне пандемии, во время которой часть компаний смогли улучшить свои позиции, завоевать новые рынки.
Директор Института занятости и профессий ВШЭ Федор Прокопов обратил внимание на четыре основные проблемы на рынке труда, которые эксперты выделяют на глобальном уровне: закрытие рабочих мест; снижение занятости, безработица и бездействие (когда трудовые отношения сохраняются, а работы нет); потеря рабочего времени; потеря трудовых доходов. Эти проблемы присущи и российскому рынку труда, хотя он оказался в относительно благоприятном положении по сравнению со многими странами. Свою роль в этом сыграл тот факт, что сохранение рабочих мест и доходов семей ставились в качестве условия для получения бизнесом господдержки. Тем не менее, безработица выросла, и, по экспертным прогнозам, рост будет продолжаться. В то же время цифровизация, которая получила импульс за счет массового перехода в онлайн, пока не набирает ожидавшихся оборотов.
Данные Росстата, показывают, что рост спроса на ИТ-специалистов отстает от роста спроса на традиционные профессии
Эксперты говорят о том, что предложение профессий станет более диверсифицированным. Еще одна особенность сегодняшнего рынка труда: занятость на крупнейших предприятиях перестает быть основной, все больше людей предпочитают небольшие компании и самозанятость.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Огуряев акцентировал внимание на том, что цифровизация – это инструмент достижения целей национального развития, «без нее ничего не взлетит». По его мнению, главное не в технологиях, «с этим у нас все в порядке, толковых людей хватает», главный вопрос в моделях управления, именно они сейчас конкурируют между собой.
Дмитрий Огуряев
Как считает Дмитрий Огуряев, Сбер стал лучшим в стране не потому, что использовал новейшие технологии, а потому что внедрил современную модель управления. Он привел в пример организацию выдачи кредитов, когда создается цифровой профиль гражданина, применяется автоматизированный скоринг, решение выдать и не выдать кредит принимается автоматически, значительно снижая риски и увеличивая объемы кредитования, что, в конечном счете, влияет на экономику в целом. Замминистра также привел в пример налоговую службу, которая использует «клевое приложение, которое позволяет в несколько кликов стать самозанятым».
Он также рассказал, что Минцифры совместно с Федеральной службой судебных приставов запускает пилотный проект по информированию населения с помощью цифрового ассистента на бета-версии портала Госуслуг. Робот Макс умнеет с каждым днем, не исключено, что он скоро станет самым умным чиновником в стране и будет выполнять много работы, говорит Дмитрий Оугряев. Правда, в этом случае часть чиновников придется уволить.
Для меня желаемая картинка будущего – это когда робот Макс приедет вместо меня на конференцию, а вы не заметите разницы
По его словам, такое может случиться уже через три года. Леонид Поляков, профессор-исследователь факультета социальных наук, предложил рассмотреть в качестве сценариев дальнейшего развития 4 образа будущего страны: глобально интегрированная Россия, регионально интегрированная, автономная, автаркическая. Александр Шохин напомнил, что глобальная интеграция – это то, к чему мы стремились в начале построения нового общества, а автаркия – не то направление, в котором хотелось бы двигаться. Пожалуй, лучше всего рассмотреть варианты, учитывающие региональную интеграцию и автономию. Но при этом без элементов глобального инкорпорирования не обойтись, начиная от цепочек добавленной стоимости, кончая геополитикой.