• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Прикладная математика»

«Основным активом университета остается человеческий капитал»

«Основным активом университета остается человеческий капитал»

© Высшая школа экономики

На очередном заседании Ученого совета ВШЭ были рассмотрены результаты участия университета в конкурсных отборах на государственную поддержку в рамках программы «Приоритет-2030» и программы поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта. Также члены Ученого совета обсудили новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры в 2022/23 учебном году, перспективы развития МИЭМ им. А.Н. Тихонова до 2025 года и другие актуальные вопросы.

О победе в конкурсе «Приоритет-2030»

В начале заседания ректор ВШЭ Никита Анисимов напомнил, что университет недавно стал одним из победителей конкурсного отбора на участие в программе «Приоритет-2030».

«Это была очень серьезная встряска в целом для вузовской системы, потому что, в отличие от Проекта 5–100, где число университетов было ограничено, здесь в конкурсе приняли участие почти 200 вузов. Сначала перед комиссией, которую возглавлял министр Валерий Николаевич Фальков, а затем перед советом во главе с вице-премьером Дмитрием Николаевичем Чернышенко мы доказывали возможность нашего университета получить финансирование. Был запрос на амбициозность, на серьезные изменения», — сообщил Никита Анисимов.

Никита Анисимов

Он также рассказал, что Программа развития ВШЭ до 2030 года, которую в 2019 году одобрила конференция работников и обучающихся, а в 2020-м принял Ученый совет, уже прошла согласование в органах исполнительной власти, включая Минфин России, и вынесена на рассмотрение правительства. «Рассчитываю, что этот серьезный программный документ, в соответствии с которым мы уже работаем, в ближайшее время будет официально утвержден», — добавил ректор.

Старший директор по стратегическому развитию ВШЭ Ирина Карелина рассказала о комплексе программ, которые в данный момент реализуются в Вышке. Все они базируются на Программе развития ВШЭ до 2030 года, дополняют, расширяют и уточняют ее.

Одна из них — программа, с которой университет вышел на конкурс «Приоритет-2030». В ее разработке приняли участие более 80 сотрудников, которые таким образом, по словам Ирины Карелиной, «прошли хорошую школу обсуждения, ведения переговоров, оригинального представления наших результатов». Как и другие комплексные программы Вышки, она в первую очередь нацелена на создание нового человеческого капитала в России, распространение передовых знаний и технологий, укрепление позиций нашей страны в глобальной конкуренции.

Ирина Карелина

В ходе реализации программы предстоит поворот от индивидуальных исследований к большим и видимым проектам вне университета, от изолированных фундаментальных исследований — к проектам полного цикла. Также ВШЭ будет принимать участие в формировании глобальной повестки. Университет ориентирован на новое качество образования и его трансляцию на миллионы обучающихся, и здесь запланирован проектный поворот, при котором каждый студент очного обучения будет участвовать в проектах, в том числе на научных фронтирах. Благодаря сетевым программам, дополнительному образованию и другим факторам университет расширяет внешнюю активность, и ядром этого направления развития становится единый цифровой кампус.

Ирина Карелина подчеркнула, что основным активом университета остается человеческий капитал, за таланты идет жесточайшая борьба, а не просто конкуренция, и каждый высококвалифицированный специалист ценится на рынке все дороже. В этих условиях необходимо обеспечить условия для развития коллег в рамках трех профессиональных траекторий — академической, проектно-ориентированной и образовательно-методической, поддерживать молодежь, причем по уровню зарплат и социальному пакету условия, которые предлагает университет, должны быть сопоставимы с бизнесом.

В рамках программы «Приоритет-2030» Вышке предстоит достичь амбициозных показателей, в частности по ¾ предметов, представленных в университете, предстоит войти в глобальные рейтинги, причем на очень высоких позициях. В фокусе программы остается человек во всех его проявлениях, в его самостоятельности и позиционировании в сложном, быстро меняющемся цифровом, урбанистическом мире. Такое понимание лежит в основе пяти стратегических проектов университета, каждый из которых является междисциплинарным.

Леонид Гохберг

На заседании Ученого совета также были представлены другие проекты, выигранные университетом. О недавно завершившемся отборе исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта рассказал первый проректор ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг. В этом конкурсе было необходимо выбрать трек, и ВШЭ в своей заявке отдала предпочтение развитию межотраслевых технологий искусственного интеллекта. Уровень конкуренции был очень высок, подчеркнул докладчик, и даже среди проигравших — признанные лидеры российского образования и науки.

Лилия Овчарова

Проректор ВШЭ, директор Института социальной политики Лилия Овчарова рассказала о Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Он был организован как консорциум четырех организаций с лидирующей ролью ВШЭ в рамках нацпроекта «Наука», финансирование было получено на пять лет, его исследования человеческого потенциала охватывают семь направлений, представленных в глобальной повестке.

В ходе обсуждения Никита Анисимов отметил сложность управления логикой развития университета. Это обусловлено прежде всего междисциплинарностью: «несколько экипажей из разных предметных полей забираются в одну ракету, и каждый предлагает лететь на свою планету». Отсюда необходимость выстраивания корректной рамки управления: ректор поддержал предложение Ирины Карелиной о воссоздании комитета по стратегическому развитию университета, который эффективно работал первые семь лет реализации Проекта 5–100, а затем его функции были переданы оперативному совещанию.

Ярослав Кузьминов

«То, чего мы смогли добиться во второй половине этого года, — очень хороший результат, — подвел итог дискуссии научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Думаю, нам очень важно понимать, что это первый результат, которого добился Никита Юрьевич как ректор нашего университета. На первые месяцы его работы пришлась борьба за утверждение жизненно важных элементов нашей программы, и он органично возглавил этот процесс. Я бы хотел, чтобы Ученый совет выразил благодарность нашим товарищам, возглавлявшим разработку соответствующих направлений, которые увенчались таким успехом».

О новых программах бакалавриата и магистратуры

Сергей Рощин

Следующим пунктом повестки заседания Ученого совета стали новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры, прием и обучение по которым ВШЭ начнет в 2022/23 учебном году. Таких программ 18, сообщил проректор ВШЭ Сергей Рощин, и среди них есть программы сразу по двум направлениям подготовки (с двумя мейджорами). Возможность выдачи дипломов выпускникам таких программ вузы получили недавно. ВШЭ остается лидером среди российских университетов по числу образовательных программ, реализуемых полностью онлайн: к 11 уже запущенным программам будут добавлены еще шесть — две бакалаврские и четыре магистерские.

О развитии МИЭМ им. А.Н. Тихонова до 2025 года

Об основных направлениях развития МИЭМ НИУ ВШЭ до 2025 года рассказал его научный руководитель, и.о. директора Евгений Крук. Он подчеркнул, что основная цель — сформировать узнаваемый образ института как научно-образовательного центра мирового уровня. Для ее достижения необходимо, в частности, создать финансово устойчивую структуру прикладных исследований, сформировать тематику фундаментальных исследований, ориентированных на прорывные технологии, совершенствовать кадровую политику. МИЭМ делает ставку на уникальное межфакультетское взаимодействие, на участие в российских и международных консорциумах и коллаборациях, причем Евгений Крук особо отметил взаимодействие с АФК «Система» (для всех направлений, представленных в МИЭМ, там найдется свое предприятие).

Евгений Крук

В ходе обсуждения члены Ученого совета отметили, что «МИЭМ уверенно прогрессирует», «мы видим конкретное изложение намерений института, и они вызывают поддержку» (вице-президент ВШЭ Лев Якобсон), что «маленький МИЭМ движется с той же скоростью, что и большие университеты» (Ирина Карелина).

О конкурсе научных работ на русском языке

О конкурсе лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ сотрудников ВШЭ рассказал директор по академическому развитию НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев. В 2022 году он будет проведен во второй раз и по-прежнему будет рассчитан на поддержку авторов, пишущих для русскоязычных изданий. В новом положении о конкурсе есть некоторые изменения, но пока он не выходит за рамки университета, и движение к общенациональному формату — перспектива не ближайшего года. Премии победителям предполагается вручить 6 июня — в День русского языка.

О конкурсе по привлечению постдоков

Дмитрий Дагаев также рассказал об итогах реализации Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ для выполнения научных проектов в 2020/21 учебном году. Конкурс для российских постдоков проходит уже в четвертый раз, и докладчик напомнил о причинах его появления: «Для российского университетского пространства была характерна достаточно высокая степень академического инбридинга, когда коллеги, защищая диссертации, оставались в своих университетах. Вышка предприняла попытку сломать это равновесие и сделать обмен между университетами нормальной практикой».

Дмитрий Дагаев

Целью этой программы является укрепление состава российских университетов за счет того, что постдоки обогащаются компетенциями во время работы в других учебных заведениях, происходит обмен знаниями, а университеты получают талантливых молодых ученых для выполнения своих научных проектов. Программа будет продолжена, так что необходимо распространять информацию о ней в академической среде.

Подводя итоги заседания, Никита Анисимов отметил, что все проекты и программы, реализуемые Высшей школой экономики, связаны с работой с людьми и все они должны быть синхронизированы с общей логикой Программы развития ВШЭ до 2030 года.