Как студенты оценили дистанционное обучение
Результаты МСЖ – 2020
«Вышка для своих» начинает серию материалов об итогах Мониторинга студенческой жизни текущего года. В этом году в анкету помимо традиционных блоков были включены вопросы об удовлетворенности условиями дистанционного обучения. Рассказываем, как студенты оценили дистант.
Центр внутреннего мониторинга провел ежегодный опрос в ноябре 2020 — январе 2021 года. Всего в нем приняли участие 7646 студентов.
Оценка условий обучения в университете
Центр внутреннего мониторинга
Студенты в этом году оценивали по пятибалльной шкале не только традиционный набор параметров (качество основного получаемого образования, его информационное обеспечение и др.), но и условия для дистанционного обучения в Вышке (инфраструктуру для проведения онлайн-занятий, своевременность и корректность работы по техническому обеспечению проведения дистанционных пар). Более 70% опрошенных высоко оценили эти условия, 18% — средне и только 10% — низко. Среди образовательных программ один из лучших результатов на «Прикладной математике и информатике»: 81% позитивно оценили условия на дистанте и только 3% – негативно.
Опыт дистанционного обучения
Согласие с высказываниями о дистанционном обучении
Центр внутреннего мониторинга
Студентов также попросили оценить несколько высказываний, которые характеризуют их впечатления от дистанционного обучения в 2020-2021 гг. Большинство учащихся отметило хорошую работу учебных офисов и академических руководителей при решении проблем, возникающих во время дистанционного обучения. Студенты также согласились с утверждением, что они довольны расписанием онлайн- и офлайн-занятий и могли использовать для учебы общественные пространства. Проблемные точки: затрачиваемые силы и время, в меньшей степени — полнота реализации образовательного процесса и коммуникация с преподавателями и другими студентами.
Трудоемкость онлайн-обучения по курсам
Центр внутреннего мониторинга
Сравнительная сложность обучения в дистанте напрямую зависела от того, на каком курсе учится студент: 1-2 курсу бакалавриата на дистанте оказалось сложнее, чем 4 курсу. Третьекурсники и магистры разделились во мнениях практически поровну.
Проблемные точки
Студенты также могли оставлять разъясняющие их позицию текстовые комментарии при негативных оценках тех или иных критериев. Так, большинство студентов, отметивших, что рабочая нагрузка увеличилась, говорили о снизившейся в результате этого концентрации и мотивации. Студентам сложнее настроить себя на работу и сосредоточиться в домашней обстановке, когда вокруг много отвлекающих факторов. На это указали в своих комментариях 758 человек.
Более 500 человек рассказали о том, что при дистанционном обучении они тратят больше времени на самостоятельное изучение информации, так как не получают ее в полном объеме или хуже воспринимают на лекциях и семинарах в онлайн-формате.
Студенты также были обеспокоены тем, что проводят перед монитором слишком много времени (на это указали 315 человек). Они отмечали, что отсутствие смены деятельности и постоянное использование электронных носителей негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье и ведёт к потере интереса к учебе и ухудшению успеваемости по дисциплинам.
Также в этом блоке были упомянуты технические проблемы, отсутствие четкого разделения по времени учебы и отдыха и нехватка живого общения с однокурсниками.
Отсутствие прямого контакта с преподавателями упоминалось и в связи с опасениями за полноту обучения. Отмечались проблемы при установлении контакта для консультация с преподавателями, в частности, из-за технических проблем. Результаты опроса показали, что эти проблемы скорее точечны и касаются отдельных преподавателей или подразделений, не вполне выполняющих установленную университетом незадолго до начала мониторинга политику обязательного проведения консультаций.
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов
Все данные, которые мы собрали в 2020-м году, будь то выборочные опросы или результаты сплошной студенческой оценки преподавания, говорят об очень высоком уровне удовлетворенности студентов Вышки тем, как в университете было организовано дистанционное обучение. При этом я бы не сказал, что наши студенты всегда все хорошо оценивают. За годы проведения МСЖ мы не раз получали критичные мнения по тем аспектам пребывания в Вышке, где действительно были проблемы. В этом контексте более 70% высоко оценивших условия для дистанционного обучения дорогого стоят.
Здесь, во-первых, надо отметить усилия преподавателей и административных сотрудников Вышки, которые без преувеличения самоотверженно и зачастую с существенным увеличением трудоемкости (об этом мы еще расскажем подробнее, опираясь на данные, собранные в ходе опросов сотрудников) старались хорошо выполнять свою работу и отвечать на запросы студентов. Во-вторых, высокие оценки связаны с тем, что сами студенты Вышки, если сравнивать их с обучающимися других вузов, были неплохо подготовлены к онлайну. По ряду позиций мы можем сравнить данные МСЖ с результатами всероссийского опроса, проведенного весной ЦВМ и Институтом образования совместно с ТГУ. Мы видим, что наши студенты были лучше обеспечены техникой, программным обеспечением, им был доступен более качественный Интернет.
Если говорить о проблемах обучающихся в Вышке в период дистанта, то они перекликаются со сложностями, с которыми столкнулось все российское студенчество. Все, а особенно первокурсники, хотели живого общения, а не бесконечных видеоконференций. Взаимодействие с преподавателями онлайн не всегда сразу проходило гладко. И, конечно, навыки саморегуляции и умение структурировать свое время стали востребованы как никогда ранее.
Старший директор по основным образовательным программам
Еще до того как все столкнулась с необходимостью тотального дистанта, у Вышки уже была довольно высокая культура работы в цифровой среде: электронное расписание, единая информационная среда для всех студентов и сотрудников, электронный документооборот. Студенты имели опыт обучения с помощью онлайн-курсов. В каждом из департаментов были преподаватели, которые использовали LMS в своей ежедневной работе, опыт создания онлайн-курсов.
Большинство типовых процессов, которые важны студентам, преподавателям и учебным офисам описаны и размещены в открытом доступе в Справочнике учебного процесса на портале. Подспорьем оказались результаты систематической работы по переводу внутренних управленческих процессов в электронную форму: проектирование учебных планов, программ учебных дисциплин, запись студентов на майноры, заявления на повышенные стипендии, на бесплатное обучение, заявления на перевод на другие образовательные программы и многие другие процессы у нас существуют в цифровом виде не первый год.
Поэтому в марте 2020 года академические руководители в тандеме с учебными офисами довольно быстро и плодотворно смогли адаптировать переход образовательных программ в новую реальность дистанционного формата обучения: во-первых, были задействованы все информационные каналы связи, которые не были чем-то новым для студентов и преподавателей, и студенты не «потерялись». Именно отсутствие оперативного информирования было одной из ключевых проблем во многих университетах. Во-вторых, уже апробированные гибридные технологии обучения были оперативно трансформированы под полный онлайн.
Для Вышки крайне высока значимость студентоцентричности в системе образования. Работающая на протяжении ряда лет система учебных офисов и академических руководителей своей главной целью имеет всестороннюю поддержку студентов. Как мы видим, эта наша система выдержала испытание и пандемией.
Конечно, были и проблемные моменты, связанные со скоростью и масштабом происходящих перемен. В течение марта-мая 2020 года мы решали совместно новые задачи: организация сессии с прокторингом, организация дистанционной государственной итоговой аттестации, выдача дипломов в условиях необходимости соблюдения санитарных мер и прочее. Мы разрабатывали нормативные документы, встречались со студентами, преподавателями для обсуждения, корректировали то, что разработали, широко информировали всех, кто в этом заинтересован.
Сейчас мы понимаем, что цифровизация рутинных процессов взаимодействия со студентами и преподавателями — это верный путь, который мы взяли давно. Останавливаться не планируем, впереди у нас много новых задач, связанных с организацией более комфортной среды для всех клиентов образовательных программ.