• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История Арабского мира в Новейшее время

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История арабского мира в Позднее Средневековье и в Новое время» предназначен для студентов третьего года обучения. Цель данного курса – составить у слушателя комплексное представление о социально-экономической и культурно-политической эволюции стран распространения арабского языка в период с начала — середины XIII до середины — конца XIX в. Его хронологические рамки определяются решающими успехами Реконкисты в Европе и последствиями монгольского нашествия в Азии, которые в основных чертах задали географические параметры арабской ойкумены в ее современных очертаниях. В рассматриваемые шесть столетий это пространство, находясь по преимуществу под властью династий неарабского происхождения (берберо-ливийских на Западе и тюрко-монгольских на Востоке), было ареной дальнейшего развития тех основных особенностей хозяйственного, общественного, властного строя, которые сформировались за предшествующие шесть веков, традиционно определяемых (не без основания) как классическая эпоха арабо-исламской цивилизации. Вместе с тем, период, соответствующий европейскому позднему средневековью и раннему Новому времени (XIV — XVI вв.), характеризуется здесь целым рядом своеобразных, а то и уникальных феноменов, без учета которых невозможно понять историю арабов в XX — XXI вв. Отдельного внимания заслуживает османский период и соответствующий ему временной промежуток в истории Северной Африки и Западной Азии (XVII — XIX вв.), когда в различных условиях и с разными темпами разворачивается сложный и неоднозначный процесс модернизации арабской общественной мысли (прежде всего, как европеизация и реакция на нее), чем создаются предпосылки для революционных изменений, которыми ознаменовался XX в. Курс сочетает теоретико-тематическую и конкретно-фактологическую составляющую и предполагает знакомство на семинарских занятиях с нарративными и документальными памятниками, иллюстрирующими те или иные события или явления в истории арабов (от хроник мамлюкского Египта до публицистики османской Сирии).