«Для меня стажировка в Гонконге была прежде всего вызовом себе»: большое интервью со студентками 4 курса факультета химии – участницами летней программы обмена Гонконгского городского университета
Факультет химии НИУ ВШЭ предоставляет своим студентам огромные возможности для профессиональной реализации в науке не только в ведущих лабораториях страны, но и за рубежом. Так, уже несколько лет мы сотрудничаем с Городским университетом Гонконга CityU, куда юные химики Вышки, прошедшие конкурсный отбор, ежегодно отправляются на двухмесячную стажировку. Прошедшее лето не стало исключением, и в этот раз в стенах Гонконгского университета успели поработать две студентки 4 курса факультета химии, Мария Рындык и Дилшодахон Исаева. Девушки с удовольствием рассказали о своем опыте и впечатлениях нашей пресс-службе. Всё самое интересное – в новом материале.
– Расскажите, пожалуйста, как проходила подготовка к стажировке, какие документы нужно было оформить перед отъездом и насколько тяжело это далось?
Дилшодахон Исаева:
– Сначала мы прошли внутренний отбор, после объявления результатов начали собирать пакет документов. Для этого нужно было заполнить форму для визы, сделать фотографии, распечатать документы, подтверждающие наличие основания для въезда в Гонконг, выписки из банка и так далее. Делали мы все это в течение одного дня, конечно же, в день дедлайна (смеётся). Затем после 2-3 месяцев ожидания на почту пришло заветное письмо с электронной визой.
Мария Рындык:
– Документы к стажировке действительно собирали буквально в последний момент.
Первый этап – написание CV. Рекомендую писать сразу на русском и английском языках, потому что, возможно, понадобится прислать CV лично научному руководителю из лаборатории принимающего университета. CV на русском языке понадобилось для прохождения небольшого отбора внутри факультета.
Второй этап – подготовка бумажного комплекта документов для отправки в университет. Вопросов по заполнению возникало довольно много, но со всем удалось разобраться в условиях сжатых сроков. Приходилось несколько раз переписывать от руки заявление на поступление из-за малейших ошибок. В любом случае, требования университета CityU по документам были очень понятны, всё было чётко описано в присланном университетом письме: заявление на поступление, декларация доходов, справка/сертификат, подтверждающий уровень английского языка и многое другое.
– Какие цели и задачи ставили перед собой в начале стажировки?
Дилшодахон Исаева:
– Для распределения в лаборатории в рамках стажировки представители химического факультета CityU провели собеседование. По его итогам у меня была возможность попасть в две лаборатории. Исходя из своих интересов, я выбрала лабораторию профессора Kenneth Kam-Wing Lo, который занимается люминесцентными комплексами переходных металлов для биоортогональных меток и биоимиджинга. Мне хотелось узнать, как всё устроено вне системы РАН, как зарубежные коллеги генерируют идеи для новых научных проектов и, что самое главное, как новые комплексы и лекарственные препараты проверяют на биологическую активность и оценивают их эффективность.
Мария Рындык:
– Я бы сказала, что для меня стажировка в Гонконге была прежде всего вызовом себе. Мне очень хотелось попробовать выстроить коммуникацию с рабочим коллективом и другими студентами на неродном английском языке. Для меня это было, наверное, самым сложным испытанием. Ставила целью получение опыта работы в зарубежной лаборатории, важно было понять, как там организована научная деятельность и в принципе весь рабочий процесс. Конечно, было интересно познакомиться с Азией и культурой других народов, поэтому я старалась много путешествовать и выезжать за пределы города, общаться со студентами по обмену из других стран.
– Что входило в ваши лабораторные задачи? Чем отличается работа за рубежом и в РАН? Расскажите, пожалуйста, про свой обычный рабочий день в рамках стажировки.
Дилшодахон Исаева:
– В плане органического синтеза работа в лабораториях РАН и CityU особо не отличается. Однако чувствуется различие в культурах китайцев и русских – атмосфера в лабораториях совсем другая, но при этом все коллеги из Гонконга оказались приветливыми и дружелюбными, они были готовы помочь и не жалели времени и сил на обучение новых студентов, в том числе меня. В конце стажировки у меня уже была пара хороших друзей. Отличительной особенностью для меня стала возможность самостоятельно поработать на различном оборудовании для физико-химического анализа полученных продуктов (ESI-MS, HPLC, MALDI-TOF, NMR и так далее). Конечно, мне не сразу доверили столь ценные аппараты, однако после ознакомления с техникой меня допустили к работе под наблюдением старших коллег.
Еще одной увлекательной частью работы для меня стали биологические эксперименты, которые проводились в отдельной комнате. Главное правило – дезинфицировать руки 70%-м раствором этанола при каждом прикосновении к предметам, находящимся вне тяги. Также нельзя использовать одни и те же перчатки для химических и биологических экспериментов и разговаривать рядом с открытым углекислым инкубатором. Это нужно для того, чтобы не загрязнить раковые клетки и получить достоверные результаты.
Целью моего проекта был синтез нового лиганда, иридиевого димера и нового люминесцентного комплекса иридия (III), описание и подтверждение химических структур веществ, а также анализ физико-химических свойств целевого комплекса.
Мой день в лаборатории начинался в 10 часов утра, заканчивался в 6-7 часов вечера. План рабочего дня составлялся исходя из того, что я успела сделать за предыдущий день и что нужно сделать до конца недели. Однако биологическая часть стажировки требовала большего внимания и подготовленности. В понедельник нужно было подготовить все для биологических экспериментов, во вторник культивировать раковые клетки (HeLa), а уже в последующие дни проводить испытания комплексов на этих клетках. Неизменным оставалось одно – обед с коллегами в местных китайских ресторанчиках и мой фаворит – чай с лимоном и льдом (улыбается). В субботу и воскресенье я могла путешествовать, гулять с друзьями, ходить на хайкинг, посещать библиотеку и торговый центр или, наоборот, не выходить из общежития (чаще из-за дождей и тайфунов).
Мария Рындык:
– Я работала в лаборатории 2D-материалов над созданием тончайшей прочной графеновой пленки под руководством профессора LY Thuc Hue. Стажировка здесь длилась два месяца – с июня по июль. В июне я занималась изучением технологии производства графена при помощи химического осаждения из газовой фазы (CVD), а в июле проектировала синтез композита на основе синтезированной графеновой пленки и порошков апатитов для биомедицины. Также успешно освоила несколько методов анализа 2D-материалов: рамановскую спектроскопию, сканирующую атомно-силовую и оптическую микроскопии. Научилась еженедельно писать качественные отчёты о проделанной работе. Это было полной неожиданностью и сначала вызывало жуткое непринятие, потому что в РАН такой жесткой системы отчетности нет. Зато теперь я научилась сжато и быстро формулировать результаты своей научной деятельности.
Моя работа была разорвана по неделе и чёткого графика особо не было. Важно было осуществлять несколько синтезов графеновых пленок в неделю и анализировать их, чтобы улучшить дальнейшую методику синтеза. Первые пару синтезов проводила под руководством студента PhD, далее – самостоятельно.
В основном я приходила на работу на полдня. Синтез графена – многостадийный процесс, каждый из этапов которого имеет разную длительность, потому иногда приходилось работать с 8 утра до 10 вечера, а в некоторые дни заниматься анализом и сравнением полученных пленок. Кстати, интересно, что в лабораториях Гонконга обязательно нужно бронировать на сайте университета каждый прибор для использования. Без предварительной записи в электронный и бумажный журнал применять оборудование строго запрещено.
– С кем успели познакомиться, пообщаться или, может, подружиться? Было ли тяжело постоянно говорить на английском языке и понимать других?
Дилшодахон Исаева:
– Я подружилась со всеми студентами PhD и работниками своей лаборатории, с кем-то общалась ближе, с кем-то – не особо часто. Говорить на английском было не сложно, однако бывали моменты, когда я и китайские коллеги не понимали друг друга. Моим ментором был Джастин из Канады (спойлер – родом из Гонконга), поэтому взаимодействовать с ним было легко, и мы понимали друг друга, он переводил мне меню в ресторанчиках и рассказывал про каждую позицию (улыбается). Однако во время работы в лаборатории мне помогали и другие люди. Вскоре мы обменялись контактами в социальных сетях. А еще у меня появился WeChat.
Кроме того, я подружилась с ребятами, которые приехали из разных университетов мира на данную стажировку. И хотя наши направления были разными, мы ходили на экскурсии вместе, а после гуляли и веселились.
Мария Рындык:
– С коллегами-химиками сложились теплые рабочие отношения, они очень много помогали мне по ходу обучения, всегда рады были объяснить, как пользоваться каким-либо прибором, где найти реактивы и так далее. В основном сдружилась с ребятами с других факультетов, вместе ездили на острова, на экскурсии и просто весело проводили вечера за чашечкой какао или кофе. А один дружелюбный китаец даже помог мне встать на сёрф в Тихом океане, целый день старался обучить меня. Коммуникация была на английском языке, что сначала, конечно, вызывало некоторые сложности и стеснение, но потом стало основой построения теплых дружеских отношений.
– Немного поговорим про жизнь в Гонконге вне работы – чем Вы занимались, какие места успели посетить?
Дилшодахон Исаева:
– Раз в неделю университет организовывал культурные и индустриальные поездки. Так, мы посетили музей истории Гонконга, ферму и ветеринарную клинику CityU, сад Nan Lian и многие другие места. По вечерам я часто ездила в район Mong Kok, а дальше шла пешком до Victoria Harbour. Кроме того, я смогла поехать на разные острова на пароме, например, на остров Lamma и даже в Макао. Однако я не смогла попасть в Шэньчжэнь, так как мне, к сожалению, не выдали визу в Китай.
Мария Рындык:
– Самая интересная часть моего путешествия в Гонконг – безусловно, насыщенная культурная внеучебная программа. Университет CityU организовал для нас огромное количество экскурсий по ключевым достопримечательностям Гонконга. Больше всего запомнилось путешествие на небольшой остров вблизи Гонконга – в деревню Tai O, с которой много лет назад началось развитие города как крупного экономического центра. Мы попробовали множество морепродуктов, интересные и необычные блюда – сушеные желтки в соли, вкуснейшие десерты – моти с манго, которое, кстати, росло там же на дереве.
– Наконец, мой последний вопрос Вам. Что больше всего запомнилось из такой длинной и интересной поездки?
Дилшодахон Исаева:
– Пожалуй, то, что гонконгские коллеги сосредоточены на своей работе и редко общаются друг с другом во время нее. А ещё все они до сих пор носят маски в помещении и на улице, снимают только во время приема пищи и меняют как минимум пару раз в день. Объясняли это тем, что у них дома есть пожилые люди, и они не хотят заражать своих близких.
Ещё интересно, что в Гонконге все заведения начинают закрываться в 9 часов вечера, что для меня очень рано. В этих же местах зачастую нет салфеток, зато теперь у меня есть привычка носить с собой упаковку салфеток всегда и везде (смеётся).
Мария Рындык:
– За время пребывания в Азии самыми насыщенными по впечатлениям для меня стали небольшие путешествия в Южную Корею (Сеул) и в Китай (Пекин, Шенчьжень). Я была поражена тому, насколько сильно Пекин отличается от торгового города Шенчьжень и уж тем более от Гонконга. Корея оказалась страной, куда мне действительно хочется вернуться ещё раз, везде чувствуется свобода, лица у людей спокойны, не чувствуется агрессии, конкуренции, очень добрые горожане. Ещё очень запомнилась вкуснейшая уличная еда – осьминоги, креветки, клубника в карамели… Сеул оказался очень живым городом, богатым природой и отзывчивыми корейцами.
Вернемся в Гонконг, где, конечно, я провела большую часть стажировки. Для меня это был город удивительных возможностей с точки зрения познания себя. Оказывается, я владею английским языком в достаточной степени для понимания меня другими людьми. Оказывается, я способна освоить новую область химической науки в кратчайшие сроки. Оказывается, адаптация к другой стране происходит для меня мягко и безболезненно. Оказывается, путешествовать одной совсем не страшно, даже когда в кармане есть только наличка, а карты и мобильная связь не работают. Оказывается, морепродукты в Азии и в России – не сравнимы по вкусу и качеству. Оказывается, сколько границы не пересекай, главная сложность – пересечь границы в собственной голове (улыбается).
Мы вместе с Дилшодахон выражаем огромную благодарность администрации нашего факультета за возможность обучения за границей. За время стажировки мы приобрели ценнейший профессиональный и культурный опыт, обрели приятелей по всему миру, смогли прикоснуться к культуре стран Азии и, в целом, раскрыли новые грани собственных возможностей. Огромное спасибо!