• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

04.03.01 Химия

Утверждение программы
Протокол заседания Ученого совета №10 от 28.09.2018 г.
Дата обновления паспорта
Протокол №2.18-30.1-03-/020424-1 академического совета от 02.04.2024 г.
Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Специализации

2024/2025 учебный год

Химия

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Ключевые образовательные результаты:

Выпускники, успешно закончившие образовательную программу, будут обладать следующими ключевыми образовательными результатами:

  • владеет английским языком не ниже требований уровня В2 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) и способен учиться на уровне магистратуры или вести профессиональное общение на английском языке (КОР-1);
  • знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных (КОР-2);
  • знает и понимает основные концепции и теории математики и физики; владеет физико-математическим понятийным аппаратом (КОР-3);
  • демонстрирует знание основных положений химической науки, корректно использует химическую номенклатуру (КОР-4);
  • использует навыки экспериментальной работы в химической лаборатории, соблюдает требования техники безопасности (КОР-5);
  • самостоятельно проводит экспериментальные исследования в области химии; умеет интерпретировать и представлять полученные результаты (КОР-6).
Характеристика профессиональной деятельности:

Специализация «Химия» ориентирована на подготовку выпускников к научно-исследовательской профессиональной деятельности в области химии. Преимущественными областями профессиональной деятельности выпускников ОП Химия являются исследования в сфере фундаментальной и прикладной науки, профессиональное и дополнительное образование, а также сквозные виды профессиональной деятельности в химической промышленности, прежде всего, в таких сферах, как, НИОКР и инновационные технологии.

В результате успешного освоения образовательной программы формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Универсальные компетенции являются общими для всех выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ и включают в себя способность работать с информацией и использовать системный подход к решению поставленных задач; способность осуществлять эффективное социальное взаимодействие и деловую коммуникацию на русском и английском языке; навыки проектного подхода и командной работы, самоорганизации и личностного развития.

Общепрофессиональные компетенции формируются у выпускников по каждому отдельному направлению подготовки. Выпускник по направлению «Химия» будет уметь планировать и проводить химический эксперимент (включая химический синтез и анализ, изучение структуры, свойств веществ и материалов); обрабатывать, анализировать и интерпретировать его результаты с использованием физико-математического аппарата; использовать современные программные продукты и информационные базы данных для решения поставленных задач в области химии.

Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников конкретной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе требований рынка труда и зарубежного опыта.

Выпускник, успешно освоивший программу бакалавриата «Химия», будет способен:

  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в предметной области химия (ПК-1);
  • применять полученные навыки работы на современной исследовательской аппаратуре при решении конкретных профессиональных задач (ПК-2);
  • критически оценивать применимость концепций, моделей, методов, способов и инструментов в предметной области химия (ПК-3);
  • использовать полученные знания теоретических основ неорганической химии и химии элементов, применять методы синтеза, выделения, исследования свойств неорганических веществ (ПК-4);
  • применять полученные знания основ органической химии, проводить синтез и очистку органических соединений, исследовать их свойства с использованием современных методов (ПК-5);
  • использовать полученные знания основ физической химии, выбирать и применять физико-химические методы исследований для решения задач в избранной предметной области (ПК-6);
  • применять методологию аналитической химии, использовать основные аналитические методы и применять стандартные аналитические процедуры (ПК-7);
  • использовать полученные знания свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-8);
  • планировать и проводить химические эксперименты, используя навыки безопасного обращения с химическими реактивами в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда (ПК-9).
Характеристика образовательных модулей:

Структура образовательной программы бакалавриата «Химия» включает в себя следующие образовательные модули:

  1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и предполагает углубленное изучение:
  • базовых предметных областей (физики, математики, химии элементов, физической химии, теоретической неорганической химии, органической химии, аналитической химии, квантовой химии, кристаллохимии, биохимии и др.)
  • дисциплин по выбору (по физико-химическим методам исследования в химии, бионеорганической химии, современному органическому синтезу, материалам для альтернативной энергетики, моделированию химических реакций, химии элементоорганических соединений, катализу, инженерного материаловедению и другим).
  1. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает в себя авторские лабораторные практикумы, курсовые работы и научно-исследовательские проекты в научных лабораториях Институтов РАН, преддипломную практику и подготовку ВКР.
  2. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) включает обязательные дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту, а также две дисциплины из общеуниверситетского пула, преимущество в котором отдается дисциплинам по экономике, истории России и праву.
  3. Дополнительный модуль (Minor) состоит из четырех дисциплин межпрограммного пула по выбору студента и реализуется в течение второго и третьего годов обучения. Тематически Minor может быть не связан с профессиональным циклом.
  4. Модуль Английский язык направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Обеспечивается ведением факультативов по Английскому языку и Академическому письму на английском языке, сдачей независимого экзамена по английскому языку и защитой концепции ВКР на английском языке.
  5. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), направлен на изучение инструментов анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыков программирования (Python), алгоритмизации и математических методов при решении задач анализа данных, а также знакомство с потенциалом и особенностями машинного обучения. Модуль Data Culture также включает специализированные информационные дисциплины в области химии, направленные на формирование цифровой грамотности студента.
  6. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП и состоит из защиты выпускной квалификационной работы и государственного междисциплинарного экзамена.

Цифровая химия и технологии искусственного интеллекта

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Ключевые образовательные результаты:

Выпускники, успешно закончившие образовательную программу, будут обладать следующими ключевыми образовательными результатами:

  • Владеет английским языком не ниже требований уровня В2 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) и способен учиться на уровне магистратуры или вести профессиональное общение на английском языке (КОР-1);
  • Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных (КОР-2);
  • Знает и понимает основные концепции и теории математики и физики; владеет физико-математическим понятийным аппаратом (КОР-3);
  • Демонстрирует знание основных положений химической науки, корректно использует химическую номенклатуру (КОР-4);
  • Использует навыки экспериментальной работы в химической лаборатории, соблюдает требования техники безопасности (КОР-5);
  • Самостоятельно проводит экспериментальные исследования в области химии; умеет интерпретировать и представлять полученные результаты (КОР-6);
  • Самостоятельно проводит исследования в области цифровой химии для прогнозирования свойств соединений и функциональных материалов (КОР-7);
  • Способен применять методы искусственного интеллекта для проведения исследований в области химии (КОР-8)
Характеристика профессиональной деятельности:

Специализация «Цифровая химия и технологии искусственного интеллекта» ориентирована на подготовку выпускников к научно-исследовательской профессиональной деятельности в области цифровой химии. Преимущественными областями профессиональной деятельности выпускников являются исследования в сфере фундаментальной и прикладной науки, интеграции алгоритмов искусственного интеллекта в экспериментальные исследования и квантово-химические расчеты для ускорения новых фундаментальных научных открытий в химии, разработки практических приложений в областях химической промышленности, прежде всего, в таких сферах, как медицинская химия, материаловедение, инновационные технологии.

В результате успешного освоения образовательной программы формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Универсальные компетенции являются общими для всех выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ и включают в себя способность работать с информацией и использовать системный подход к решению поставленных задач; способность осуществлять эффективное социальное взаимодействие и деловую коммуникацию на русском и английском языке; навыки проектного подхода и командной работы, самоорганизации и личностного развития.

Общепрофессиональные компетенции формируются у выпускников по каждому отдельному направлению подготовки. Выпускник по направлению «Химия» будет уметь планировать и проводить химический эксперимент (включая химический синтез и анализ, изучение структуры, свойств веществ и материалов); обрабатывать, анализировать и интерпретировать его результаты с использованием физико-математического аппарата; использовать современные программные продукты и информационные базы данных для решения поставленных задач в области химии.

Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников конкретной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе требований рынка труда и зарубежного опыта.

Выпускник, успешно освоивший программу бакалавриата «Химия», будет способен:

  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме в предметной области химия (ПК-1);
  • применять полученные навыки работы на современной исследовательской аппаратуре при решении конкретных профессиональных задач (ПК-2);
  • критически оценивать применимость концепций, моделей, методов, способов и инструментов в предметной области химия (ПК-3);
  • использовать полученные знания теоретических основ неорганической химии и химии элементов, применять методы синтеза, выделения, исследования свойств неорганических веществ (ПК-4);
  • применять полученные знания основ органической химии, проводить синтез и очистку органических соединений, исследовать их свойства с использованием современных методов (ПК-5);
  • использовать полученные знания основ физической химии, выбирать и применять физико-химические методы исследований для решения задач в избранной предметной области (ПК-6);
  • применять методологию аналитической химии, использовать основные аналитические методы и применять стандартные аналитические процедуры (ПК-7);
  • использовать полученные знания свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-8);
  • планировать и проводить химические эксперименты, используя навыки безопасного обращения с химическими реактивами в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда (ПК-9).
Характеристика образовательных модулей:

Структура образовательной программы бакалавриата «Химия» включает в себя следующие образовательные модули:

  1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и предполагает углубленное изучение:
  • базовых предметных областей (физики, математики, химии элементов, физической химии, теоретической неорганической химии, органической химии, аналитической химии, квантовой химии, кристаллохимии, биохимии и др.)
  • дисциплин по выбору (по цифровой инженерии, многомасштабному моделированию, хемометрике и хемоинформатике, технологиям Big Data и искусственного интеллекта, физико-химическим методам исследования в химии, бионеорганической химии, современному органическому синтезу, материалам для альтернативной энергетики, моделированию химических реакций, химии элементоорганических соединений, катализу, инженерного материаловедению и другим).
  1. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности и включает в себя авторские лабораторные практикумы, курсовые работы по экспериментальной и теоретической химии, научно-исследовательские проекты, преддипломную практику и подготовку ВКР по тематике специализации в научных лабораториях Институтов РАН. Цель практической деятельности студентов — разработка новых теоретических методов, которые позволят более эффективно и точно предсказывать поведение сложных химических систем, усовершенствование уже существующих и, что самое важное, использование инструментов квантовой химии для нужд практической химии, а также создание универсального подхода к моделированию сложных химических процессов.
  2. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) включает обязательные дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту, а также две дисциплины из общеуниверситетского пула, преимущество в котором отдается дисциплинам по экономике, истории России и праву.
  3. Дополнительный модуль (Minor) состоит из четырех дисциплин межпрограммного пула по выбору студента и реализуется в течение второго и третьего годов обучения. Тематически Minor может быть не связан с профессиональным циклом.
  4. Модуль Английский язык направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Обеспечивается ведением факультативов по Английскому языку и Академическому письму на английском языке, сдачей независимого экзамена по английскому языку и защитой концепции ВКР на английском языке.
  5. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), направлен на изучение инструментов анализа данных на продвинутом уровне, в т.ч. навыков программирования (Python), алгоритмизации и математических методов при решении задач анализа данных, а также знакомство с потенциалом и особенностями машинного обучения в квантовой химии.
  6. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) позволяет установить уровень результатов освоения студентом ОП и состоит из защиты выпускной квалификационной работы и государственного междисциплинарного экзамена.
Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа «Химия», в которой представлены основные фундаментальные направления современной химической науки, разработана для обеспечения полноценной подготовки квалифицированных кадров. Программы химических дисциплин разрабатываются с привлечением химиков-профессионалов высшей квалификации, сосредоточенных в институтах РАН, что позволяет создать современные учебные курсы, направленные на подготовку специалистов высокого уровня в области важнейших направлений современной химии и материаловедения. Особое внимание при обучении уделено включению студентов в проведение научных исследований, осуществляющихся институтами РАН.

Конкурентные преимущества образовательной программы:

  • Научно-исследовательская проектная деятельность, как важнейшая составляющая часть учебного процесса. Для научной работы в лабораториях институтов РАН студентам выделяется один день в неделю.
  • Ранняя профессиональная ориентация студентов и их вовлечение в полноценные научные исследования. В результате такого подхода студенты уже в процессе обучения в бакалавриате имеют значимые научные публикации в отечественных и зарубежных журналах.
  • Высокий уровень академической свободы студентов в выборе специализации и общеуниверситетских учебных курсов, позволяющий сформировать индивидуальную образовательную траекторию.
  • Преподавание всех дисциплин химического профиля ведущими специалистами Российской академии наук;
  • Языковая подготовка на уровне не ниже В2 (Upper intermediate), позволяющая прослушивать курсы на английском языке и самостоятельно готовить научные тексты на английском языке;
  • Цифровая подготовка в области работы с данными, позволяющая овладеть навыками программирования, алгоритмизации и современными инструментами анализа данных на базовом уровне.
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Химия»

Перейти к содержанию программы